Память — стержень патриотизма
Ситуация в Афганистане развивается непредсказуемо. Как она влияет на обеспечение безопасности в Беларуси? Надежно ли защищены наши границы? Что необходимо для борьбы с терроризмом? Об этом и не только беседа с председателем Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности, председателем совета общественного объединения «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане» Валерием Гайдукевичем.Действовать на опережение
— Какую роль наша страна может сыграть в решении конфликта в Афганистане?— Первоочередная цель — обеспечить всестороннюю безопасность нашей страны и ОДКБ в целом. Мы видим, что очаг конфликта соприкасается с зоной ответственности государств — участниц объединения. Поэтому в вопросе реагирования на возникший кризис важна единая, четкая и эффективная позиция.
Во время недавних переговоров Александр Лукашенко и Владимир Путин, помимо углубления интеграции между странами, детально обсудили и актуальные международные проблемы. Подробно президенты остановились на обстановке в зонах нестабильности — прежде всего в Афганистане — с точки зрения угроз для безопасности Союзного государства. Наши позиции схожи — мы будем наращивать совместное противодействие общим вызовам.
— Внутриполитическая обстановка в Афганистане остается нестабильной. Это чревато турбулентными процессами, в том числе и на постсоветском пространстве. Как нам гарантировать в этой ситуации свою защищенность?
— У нас обустраивается граница, создаются новые заставы, подразделения. Оборонные предприятия выпускают вооружение и технику: пилотажные системы, навигационные приборы, средства спутниковой и космической связи, радиостанции. Наша армия опирается на новейшие эффективные разработки. Делаем ставку на высокотехнологичное вооружение и беспилотные системы. Сегодня важно действовать комплексно, на опережение.
Наша армия на союзных учениях доказывает, что может успешно противостоять любой агрессии. Недавний пример — «Армейские игры — 2021», где больше пяти тысяч военнослужащих из 42 стран соревновались за награды на полигонах в 11 государствах. На территории Беларуси в этот раз проходили три конкурса: «Снайперский рубеж», «Полярная звезда» на полигоне Брестский 38-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады, «Уверенный прием» среди связистов — под Минском. И во всех трех мы победили.
Кстати, на девяти полигонах, расположенных на территории России, в акватории Балтийского моря, а также на пяти полигонах Вооруженных Сил Беларуси завершились одни из самых зрелищных и масштабных учений «Запад-2021». На территории нашей страны задания выполняли более 12 тысяч человек, около 350 единиц бронетанковой техники — 140 танков, 110 единиц артиллерии и РСЗО, больше 30 самолетов и вертолетов.
Безусловно, мы не предполагаем каких-либо наступательных действий. Совместные учения — это ответ на те угрозы, которые сегодня существуют и с каждым годом прирастают. Уверен, в этих условиях дипломатические и военно-политические отношения в рамках Союзного государства, ОДКБ, ШОС будут укрепляться.
Боевая юность.
— Чем еще опасен нынешний азиатский масштабный конфликт?
— События в Афганистане могут привести к нарастанию целого комплекса транснациональных вызовов и угроз, связанных с терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, оружия и нелегальной миграцией. Афганистан является крупнейшим в мире производителем наркотиков. Большая часть героина, потребляемого в Европе и Азии, делается из местного сырья. Нельзя отрицать наличие угрозы всплеска радикальных настроений.
Несмотря на хорошо срежиссированное отступление, убежден, что американцы продумали все последствия. Ведь они поддерживали «Талибан», а теперь, покинув страну, хотят направить их в Среднюю Азию, а затем, возможно, и в Россию. А кто может поручиться, что среди тысяч беженцев не окажутся террористы, которые, проникнув на территорию сопредельных стран — Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана, — будут подрывать ситуацию изнутри?
— В отношении Беларуси по поводу нелегальной миграции сегодня распространяются откровенные фейки. Кому это выгодно?
— Главную роль в этом деле играют соцсети и мессенджеры. Недостоверная информация, вымыслы, призывы к противоправным действиям и провокациям — все это должно получать правовую оценку. Задача профессионалов не только освещать, информировать, но и формировать здоровый взгляд на все, что происходит сегодня.
Что касается мигрантов, мы видим: к потокам из разрушенных Сирии, Ирака, Ливии добавляются люди из Афганистана. Даже если они следуют на Запад, идти и лететь они будут через нас. Вместо того чтобы пытаться в правовом поле регулировать миграционные вопросы, наши соседи на Западе выдворяют со своей стороны десятки беженцев с помощью запугивания и избиений. Простые общечеловеческие стандарты для них не существуют.
Ушли непобежденными
— Валерий Владимирович, в декабре 1979 года вы 26-летним парнем попали в Афганистан. Как это было?— Наш 350-й гвардейский парашютно-десантный полк перебросили на аэродром в Быхов, оттуда самолетами — в казахстанский Чимкент. В ночь на 26 декабря мы пересекли госграницу СССР и прилетели в Кабул. Я командовал в то время 1-й парашютно-десантной ротой в 350-м полку 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, шел в группе захвата. По сути, у меня за плечами было всего несколько лет службы после Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища. И тут довелось оказаться в Афганистане в числе первых. На страхи и сомнения времени не было: получил задание — выполни его, и как можно качественнее.
Помню, нас встретила передовая группа, потом всю ночь приземлялись борта с нашей техникой, которую мы выгружали. По сути, мы, белорусы, прилетели «с болот».
Первые пару месяцев ушло на адаптацию, приходилось работать в адской жаре на высоте 1800 метров над уровнем моря. За первую операцию в Афганистане получил боевой орден Красной Звезды. Сегодня понимаю, та операция была не совсем продуманной. Горы до этого мы видели только на картинках, приходилось на месте учиться и выживать, и побеждать.
Во время учебы в военной академии им. М. В. Фрунзе.
— Присутствие наших бойцов и специалистов преследовало не только военные цели. В большей степени это было то, что сейчас принято называть «гуманитарная миссия»?
— В Афганистане наши люди серьезно занимались развитием систем образования и здравоохранения, доставкой продовольствия. Много строили жилья и других объектов. Недалеко от Кабула работал домостроительный комбинат, производивший на базе мраморного карьера панели. В Афганистане трудились многочисленные советники из СССР в различных сферах, создавались комсомольские и партийные организации.
А что принесли американские войска? Вспомните, операцию НАТО в Югославии, которая унесла жизни тысяч людей. Военные наступления против Ирака, Сирии. А куда делись триллионы долларов, выделенные для Афганистана? Американцы обещали возвести там заводы и фабрики, но ничего этого нет.
Года три назад в рамках Парламентской Ассамблеи ОДКБ общался с депутатами афганского парламента. Они достаточно позитивно оценивают наше участие в той кампании. А вот присутствие американцев ничего хорошего им не принесло. Отзывались о них с откровенным презрением.
— Сегодня события тех дней оцениваете иначе, чем тогда?
— На мой взгляд, серьезной проблемой стало непонимание руководством СССР главных методов этой операции. Советское командование вначале применяло в Афганистане принципы классической войны, не учитывая, что против нас ведется партизанская война, да еще в условиях гор. Те, кто был на передовой, первыми поняли, что традиционные методы неэффективны.
Не знали мы и тонкостей мусульманского общества: в Афганистане в те годы 90 процентов населения были безграмотными и безоговорочно доверяли словам местного муллы. Если бы тогда больше работали с ними, ситуация была бы совершенно другой. Был случай: заняв позиции, видим, что недалеко бежит толпа — еще пару метров и мы были вынуждены открыть огонь. Но вдруг они останавливаются, забегают на кладбище — так проходили похороны по местным традициям. Мы прилетели в мусульманскую страну, понятия не имея об исламе. А это война, а не мирные учения, и права на ошибку там не было.
Валерий Гайдукевич поздравляет солдат в Пскове со значимым событием в их жизни — принятием военной присяги.
Вместе против угроз и «исторической амнезии»
— Сегодня мы впервые так масштабно отмечаем День народного единства. Что этот праздник значит для вас?— В этот день мы торжественно откроем памятный знак, размещенный на улице, названной в честь воина-интернационалиста в Узде. Задумайтесь, сколько в нашей стране улиц, названых в честь выдающихся людей, памятных дат или событий. Но порой молодежь не знает, кто такой Киселев, Беда, Рокоссовский. Так быть не должно. Думаю, следует этому вопросу уделять особое внимание в школах, на патриотических мероприятиях, организовывать вахты памяти у знаковых мест, проводить акции по благоустройству памятников и обелисков и активно освещать эти вопросы в СМИ, чтобы подрастающее поколение видело, что есть на кого равняться.
Безусловно, День народного единства — это прямой отсыл к историческим событиям объединения белорусских земель в 1939 году. Но если задуматься, символический праздник вписывается и в современный контекст: сегодня общество должно быть едино перед внешними вызовами и угрозами.
БЛИЦОПРОС
— Как часто бываете на малой родине?
— Мое детство и юность прошли в деревне Шацк Пуховичского района. Сегодня это часть моего избирательного округа. На 1 сентября приезжал в местную школу. Но бываю я в родных местах не только с рабочими визитами. Здесь особая атмосфера, дорогие воспоминания, тихая и размеренная жизнь.
— Что для вас остров Мужества и Скорби?
— Место нашей памяти, символ доблести наших солдат. С товарищами мы встречаемся здесь в каждую годовщину вывода советских войск из Афганистана.
— Чем особенно гордитесь?
— Мне повезло с учителями. Авторитетом для меня был Георгий Иванович Шпак. В училище он был командиром роты, потом мы вместе служили в Афганистане. С такими людьми не пропадешь.
— Ваш совет молодежи?
— Не тратьте время впустую и помните, что все проблемы от лени и безделья.
— Пандемия научила нас…
— Ценить то, что у нас есть, быть более внимательными к родным и близким. Сегодня мы должны выстраивать жизнь в новых непростых условиях. И важно, чтобы каждый ответственно подходил к своему здоровью, здоровью окружающих. Многие уже расслабились, перестали носить маски, соблюдать дистанцию, а этого делать нельзя.
В ТЕМУ
«Очевидно, что мы живем в эпоху новой реальности, — сталкиваемся не просто с угрозой, а с самой настоящей информационной войной против нашей страны. Сейчас важна не только безопасность границ, но и информационная безопасность. Особое внимание нужно уделить работе с молодежью, которой еще сложно разобраться, где правда, а где ложь», — убежден Валерий Гайдукевич.
hilkok@sb.by
Фото из личного архива Валерия Гайдукевича Все интервью