Новая редакция Конституции Республики Беларусь, принятая на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года, позволила восстановить равновесие трех ветвей власти, установить баланс между правами и обязанностями главы государства, повысить статус исполнительной власти в системе государственных органов и ее роль в управлении государством и обществом.
Институт президентства обеспечивает незыблемость Основного закона, его неукоснительное исполнение всеми субъектами политической системы общества и в первую очередь государственными органами. И наш народ осознает необходимость сильного института президентства, способного объединить все прогрессивные силы для процветания государства, построения демократического общества, создания необходимых условий для гармоничного и всестороннего развития личности.
Учрежденный двухпалатный парламент – Национальное собрание Республики Беларусь – за прошедшие почти 20 лет превратился в мощный и эффективно действующий законодательный и представительный орган. Благодаря высокому профессионализму парламентариев в стране создана и продолжает совершенствоваться законодательная база. Внесен огромный вклад в развитие международного законодательства. Установлены и развиваются контакты с зарубежными парламентами, в том числе при выработке согласованных подходов к борьбе с общемировыми угрозами. Парламент является ареной дискуссий, местом, где происходит свободный и конструктивный обмен мнениями по наиболее сложным, а порой даже и судьбоносным вопросам жизнедеятельности белорусского общества. Достаточно сказать, что парламентом только текущего созыва принято 308 законов, которые обеспечивают формирование и развитие национального законодательства в сферах государственного строительства, предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности, финансово-кредитной системы, национальной безопасности, охраны окружающей среды, труда, образования, здравоохранения и многих других. Знаковой стала ратификация Национальным собранием Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).
Комплексный подход
Сейчас на завершающей стадии разработки находится проект Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы. Постоянные комиссии, руководство Совета Республики, все сенаторы активно включились в работу, проводимую правительством страны. С учетом достаточно сложной ситуации в экономике разработку проекта Программы предлагается вести по пакетному принципу, включая необходимые законы, указы, программы, постановления, или хотя бы определить их перечень, конкретные сроки принятия и концептуальную суть. Такая «дорожная карта» позволит организованно приступить к реализации намеченных задач с начала 2016 года. Отдельные наиболее актуальные нормативные правовые акты, регламентирующие социально-экономическое развитие страны в новых условиях, можно было бы принять на осенней сессии Совета Республики в 2015 году.
Полагаю правильными и заслуживающими поддержки поступившие от правительства предложения о необходимости комплексных институциональных изменений и совершенствования экономической политики. При этом государство должно содействовать развитию и повышению конкурентоспособности не только ныне эффективно работающих предприятий, но и созданию новых организаций – как государственных, так и частных, в том числе с иностранным капиталом. Ход реформ будет успешным, если преобразования будут комплексными, всесторонне продуманными, последовательно и активно реализуемыми. Члены Совета Республики уже вносят предложения по стимулированию занятости, экспорта, инвестиционной деятельности, а это сегодня самые актуальные вопросы. Серьезный интерес представляют меры по защите интересов национальных товаропроизводителей, реформированию управления.
В условиях существующих мировых угроз, которые сегодня практически на пороге нашего общего дома, перед парламентариями стоят новые масштабные задачи. Их определил Президент нашей страны А.Г. Лукашенко в ежегодном Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь.
Во-первых, необходимо постоянно работать над повышением качества подготовки законопроектов и достоверностью прогнозов последствий их принятия.
Во-вторых, более активно взаимодействовать с государственными органами, общественными объединениями и бизнес- сообществом.
В-третьих, максимально использовать накопленный опыт парламентской дипломатии в целях дальнейшего развития международного сотрудничества и международного законодательства, укрепления интеграции на постсоветском пространстве, особенно в рамках ЕАЭС.
В-четвертых, задействовать преимущества как страны – учредителя ЕАЭС для принципиально нового уровня взаимодействия с мировыми экономическими объединениями.
И, в-пятых, углублять взаимодействие с исполнительной властью, осуществлять конструктивный поиск решений и оперативное принятие необходимых законодательных актов.
В целях решения этих вопросов нам нужны законы, открывающие простор для экономического роста и благосостояния граждан – законы нового поколения, научно обоснованные и детально выверенные с точки зрения всестороннего прогнозирования последствий их реализации. Среди белорусских депутатов и сенаторов всегда были и есть известные ученые, такие как Н.В. Казаровец, В.Ф. Олешкевич, А.Н. Рубинов, А.М. Русецкий, Б.М. Хрусталев и другие. Будучи признанными специалистами в своих отраслях знаний и участвуя в законотворчестве, они вносят неоценимый вклад в развитие Беларуси. В известном смысле их деятельность дает ответ на вопрос – должен ли ученый участвовать в общественной и политической жизни своей страны. Считаю, что между наукой и государственной властью необходимо более тесное взаимодействие в законотворческом процессе.
Перспективы ЕАЭС
Способствовать решению поставленных задач призвана гармонизация и унификация национального законодательства с законодательством государств – участников ЕАЭС. Эта работа должна носить взаимообогащающий характер, осуществляться синхронно и с учетом современных общемировых и региональных интеграционных процессов. Странам – участницам Договора о ЕАЭС надо определить механизм согласованного принятия национальных законопроектов, чтобы они не были дискриминационными по отношению к другим партнерам по Союзу. В настоящее время в Республике Беларусь формируется план подготовки законопроектов на 2016 год. Пока предложено разработать только 10 законопроектов в целях приведения законодательства в соответствие с международно-правовыми актами, составляющими право ЕАЭС. Анализ, который мы провели в Совете Республики, свидетельствует, что этого явно недостаточно. Разработка законопроектов должна соизмеряться с реальной действительностью и необходимостью развития нашей страны в современных условиях с учетом норм Договора о Евразийском экономическом союзе.
В ЕАЭС нет парламентского измерения. Ключевую роль в выполнении положений Договора играет Евразийская экономическая комиссия. Мы в Совете Республики, как палате территориального представительства, считаем, что нужны ускоренные темпы реализации положений Договора о ЕАЭС, велики ожидания от Договора и в обществе в целом. Но решение этого вопроса затягивается. Если следовать букве Договора, то к 2016 году мы фактически будем иметь только общий рынок лекарств и медицинских изделий, а также решение некоторых вопросов регулирования отдельных правоотношений. Что касается других сфер, то до 2020 года можно рассчитывать, по большому счету, на общий энергетический рынок и только до 2025 года – на общий рынок газа, нефти и нефтепродуктов. Много остается неопределенности по формированию рынка услуг, валютных отношений. Поэтому вопросы создания общего рынка без изъятий и ограничений, как того требует Президент Беларуси А.Г. Лукашенко, должны решаться более слаженно, оперативно и организованно.
И здесь нужно активнее работать Евразийской экономической комиссии. Необходима система четкой и продуманной работы по выявлению и устранению изъятий и ограничений в отношении движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Особенно в сфере промышленной политики, что очень важно для Беларуси как индустриально развитой страны. Мы видим, что в Договоре промышленность как вид деятельности имеет самую слабую степень интеграции. Как говорится, все отдано на откуп странам- участницам. В Договоре прямо так и указано: государства-участники самостоятельно разрабатывают, формируют и реализуют национальные промышленные политики.
Однако, как показывает жизнь, этого недостаточно. Поэтому необходимы дополнительные конкретные решения вплоть до разработки и подписания отдельного специального договора. Для Республики Беларусь единая промышленная политика, масштабная промышленная кооперация в ЕАЭС – приоритет из приоритетов. В последнее время актуальность этого вопроса зримо проявилась и для Российской Федерации.
Кроме того, надо усиленно работать над созданием благоприятных внешних условий для развития внутренней экономики ЕАЭС, для достижения конкретных видимых результатов, будь то импортозамещение или протекционистские меры для хозяйствующих субъектов стран – членов Союза. Парламентские площадки всегда открыты для обсуждения вопросов диверсификации рынков, увеличения экспорта, взаимной торговли, ратификации международных соглашений как основы для укрепления экономического сотрудничества между странами.
Важное значение имеет состоявшийся в Сочи второй Форум регионов Беларуси и России, посвященный вопросам промышленной политики. В его подготовке приняли участие Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь и Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации. Прошли масштабные выставки и ярмарка. Бесспорно, решения Форума позволяют расширить прямые контакты между деловыми кругами, законодательной и исполнительной властью двух стран, выработать рекомендации по совершенствованию нормативной правовой базы для роста экономик Беларуси и России.
Эффективным инструментом межгосударственного диалога должно стать и межрегиональное сотрудничество. Актуальной задачей является разработка его новых механизмов и форм, которые позволили бы устанавливать новые и укреплять действующие прямые торгово-экономические отношения между хозяйствующими субъектами государств.
Принцип народовластия
Немаловажно, что принимаемые парламентом законы олицетворяют принцип народовластия в стране. Именно поэтому мы самым внимательным образом относимся к оценкам общественного мнения, но, в то же время, в нашей работе нет стремления к завоеванию популярности. В парламентской деятельности не должно быть популизма. Парламент в силу своей конституционной роли должен рассматривать все законопроекты с точки зрения их качества, соответствия Конституции Республики Беларусь и целевым установкам государственной политики. При этом мы помним, что работаем на благо каждого отдельного человека, на повышение качества его жизни, на удовлетворение его нужд и потребностей. И для выявления этих нужд нам необходим надежный обратный канал связи «от гражданина к парламентарию».
Особая роль здесь принадлежит местным Советам депутатов. Сегодня депутатский корпус страны насчитывает почти 19 тысяч человек. Мы сотрудничаем с ними в основном через Совет по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики. Президент Беларуси А.Г. Лукашенко совершенно правильно считает, что работа в этом направлении является недостаточной, потому и поставил задачу более эффективно использовать потенциал депутатов. Необходимо в приоритетном порядке придать более мощный импульс их деятельности. Формула «депутат – слуга народа» требует обогащения новым содержанием. Депутатам надо проявлять больше инициативы и самостоятельности при решении местных проблем. Это позволит своевременно реагировать и решать острые вопросы, а главное, позитивно скажется на уровне и качестве жизни населения. Депутат должен уметь слушать и убеждать людей. Именно для этого на предприятиях создаются депутатские группы (их действует уже более 320), проводятся региональные собрания депутатов местных Советов депутатов с участием членов Совета Республики. Повышается уровень информационно-разъяснительной работы по проблемам, наиболее волнующим граждан в региональном и социальном разрезе, решаются социально значимые вопросы, поднимаемые в обращениях. Но надо избавляться от имеющегося, к сожалению, формализма в этой работе.
Больше внимания как со стороны парламентариев, так и со стороны местных органов власти должно уделяться работе с молодежью, особенно в нынешний год – Год молодежи. В нашей стране созданы все условия для самореализации молодых людей. Потребность общества в людях, умеющих наполнить новым содержанием производственную и социальную жизнь, ставить и решать задачи, нацеленные на будущее, с каждым годом возрастает. Мы готовы при необходимости усовершенствовать правовые нормы для развития молодежной политики с целью воплощения в жизнь разумных идей и задумок молодых. Сегодня при Минском городском Совете депутатов действует Молодежная палата. Это образец того, как сплав молодости и опыта позволяет, с одной стороны, реализоваться молодым людям в жизни, а с другой – приносить реальную пользу нашей столице, находя решение тех или иных проблем или осуществляя новые интересные и полезные для города проекты. Создание таких молодежных палат при местных Советах депутатов в других регионах страны можно только приветствовать.
Необходимо также совершенствовать систему подготовки кадров, формировать управленческую элиту в первую очередь из представителей молодого поколения с его современным видением мира и инициативностью. Для этого нужны изменения в системе подготовки руководящих кадров, позволяющие создать эффективный порядок их отбора, подготовки и продвижения, обеспечивающие высокий профессионализм и прозрачность деятельности государственного аппарата. Надо модернизировать в целом систему управления качеством учебного процесса посредством включения инновационных методов обучения. Усилить статус Академии управления при Президенте Республики Беларусь как базового образовательного центра по подготовке высококвалифицированных руководящих кадров, усовершенствовать содержательную часть программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров, в том числе обновление программ обучения на основе современных образовательных технологий и принципов системы государственного управления, ориентированных на результат.
Что касается исполнительной ветви власти, то ей удается решать поставленные Президентом страны задачи по повышению благосостояния белорусского народа, преодолевать негативные тенденции в экономике. Вместе с тем для придания импульса развитию государства и общества необходимо усовершенствовать направления и способы функционирования органов государственного управления. Система государственного управления должна отвечать потребностям решения неотложных социально-экономических задач, связанных с повышением уровня и качества жизни населения. В основу оптимизации функций государственных органов целесообразно положить комплексный и всесторонний функциональный анализ их деятельности. Следует также реструктуризовать нагрузку надзорных органов в направлении выполнения ими узкоспециализированных функций. Возможно, это потребует принятия системного документа, закрепляющего основные направления преобразований. Но сегодня, с учетом сложности и многогранности внутренних связей управленческой системы страны, значительного объема ее социально значимых функций мы обязаны обеспечить надлежащее выполнение традиционных управленческих обязанностей и повысить ответственность за качество их исполнения.
Стратегия параллельного роста
Сегодня много и неоднозначно говорится о плюсах и минусах проведенной в 2012–2014 годах модернизации. А между тем постановка проблемы модернизации экономики означает необходимость увеличения накопления (основные средства на расширенное воспроизводство, инвестиции) и повышение уровня конечного потребления (использование товаров и услуг для удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей человека) при снижении темпов его роста. Основным способом изменения соотношения между конечным потреблением и накоплением капитала является рациональное использование прироста ВВП, отражающего прирост доходов экономики.
Опыт прошлых лет показывает, что попытки ежегодного прироста ВВП более 8 % приводили к опережающему росту материалоемкости и импортоемкости из-за отсутствия гибкой сбалансированности производства и наличия узких мест. Без глубокого технического перевооружения, без внедрения новых технологий и при быстром скачкообразном росте промышленного производства каждый последующий темп прироста фактически обеспечивается за счет максимальной мобилизации производственных возможностей предприятий при увеличении потребления материальных ресурсов. Таким образом, формируется затратная экономика предприятий и, как правило, материалоемкость продукции не снижается. Это надо учитывать при принятии управленческих решений.
Следует также отметить, что в условиях быстрого роста возникала проблема недостатка мощностей в отдельных производствах, которая решалась за счет наращивания импорта и дополнительных затрат. Кроме того, в условиях более быстрого роста ВВП, чем внешний спрос, это приводит к ускоренному росту поставок на внутренний рынок и увеличению импорта вследствие высокой импортоемкости производства. Развитие экономики такими высокими темпами без системных преобразований – это путь к ее разбалансированности. Решение указанной проблемы возможно в рамках реализации стратегии параллельного роста, суть которой заключается в параллельном развитии двух секторов экономики – базового и нового высокопроизводительного.
Рост базовой экономики основан на действующих в стране основных средствах и технологиях. Ее развитие, основанное на постепенном совершенствовании организации и модернизации производства, может давать в год от 1 до 3 % прироста производства валовой добавленной стоимости, что определяет «фоновый рост» ВВП.
Базовая экономика будет развиваться в эффективном режиме, который обеспечивает прирост базового ВВП (ВВПб ) при минимальных материальных, в том числе финансовых, затратах. В целях увеличения производительности труда и, соответственно, прогнозируемого уровня заработной платы в базовом секторе экономики необходима оптимизация численности кадров и перенаправление высвобождаемых работников на новые производства.
Главное звено рассматриваемой стратегии – новый высокопроизводительный сектор экономики, обеспечивающий прирост ВВП на основе высокоэффективных производств и рабочих мест, созданных для высвобождаемых работников из базового сектора (ВВПн). При этом общий ВВП будет формироваться за счет ВВПб, полученного в базовом секторе, и ВВПн, произведенного во вновь созданном секторе экономики: ВВП = ВВПб + ВВПн.
Создание нового высокопроизводительного сектора экономики и модернизация базовой экономики должны происходить исключительно на инновационной основе с использованием передовых технологий, разработанных преимущественно белорусскими учеными. В этом суть инновационно-модернизационной парадигмы экономического развития государства. Заимствование (импорт) иностранных новых технологий – это лишь имитация инновационного развития. Поэтому модернизация как основа экономического роста есть процесс комплексный, который охватывает многие сферы деятельности общества: производство, экономику, науку, образование.
При этом зачастую, на наш взгляд, присутствует заблуждение по некоторым вопросам стратегии модернизации.
Во-первых, масштабность. Стремление сделать все и сразу – это неэффективный путь. До тех пор, пока не будут утверждены выверенные приоритеты научно-технической и экономической деятельности на расчетный перспективный период, тратить государственные и корпоративные средства нельзя. Политика массовой модернизации в 2013 и 2014 годах во многом спровоцировала проблемы на финансовых рынках Республики Беларусь, обескровила и без того скудные собственные финансовые возможности хозяйствующих субъектов, в первую очередь государственных компаний и сельскохозяйственных товаропроизводителей. Бросовых проектов модернизации в Беларуси нет, но некоторые не являются первоочередными и недостаточно экономически эффективными и/или прорывными, не всегда были просчитаны рынки продаж производимой на модернизируемых предприятиях продукции. Конечно, очень важно, что ряд предприятий, благодаря модернизации, сохранили свою деятельность, не ликвидированы. Но экономика их продолжает оставаться сложной, долговые и кредитные обязательства оказывают давление на хозяйственную деятельность, следовательно продукция имеет высокую себестоимость, и без помощи государства как инициатора модернизации они не смогут самостоятельно решить собственные проблемы. Поэтому следует на период до 2020 года предусмотреть соответствующие меры господдержки, чтобы таким образом финансово завершить модернизацию. Без этого средства, вложенные в создание новых производств, не то что не дадут желаемого эффекта, а окажутся потрачены зря, и предприятия могут стать банкротами со всеми вытекающими последствиями. Объективности ради следует отметить, что государство, как собственник модернизируемых предприятий, должно учитывать внешние изменения, с учетом этого актуализировать бизнес-планы, наделять предприятия оборотным капиталом. Проводимая в этом направлении работа должна носить системный характер. Расчет на предоставление гос поддержки компаний только на условиях конкурса и окупаемости, что проповедуют «молодые волки», может оказаться не лечением экономики, а необъективной ликвидацией ее отдельных звеньев.
Преимущественное наследие
Россию часто критикуют, что «сидит на нефтяной «игле», Беларусь – что она до сих пор является «сборочным цехом». Одни оппоненты называют эту структуру экономики проклятым наследием, другие – неумением властных структур предложить иное. На самом деле неправы и те, и другие. Задача правительств и законодателей не сводится к тому, чтобы избавиться от этих видов деятельности. И нефтегазовый комплекс России, и «сборочный цех» Беларуси, наоборот, надо рассматривать как преимущества, их надо развивать, как и информационно-коммуникационные технологии, био- и нанопроекты. Нефтегазовый в России и финишный промышленный передел в Беларуси создают реальные преимущества перед другими национальными экономиками в привлечении инвестиций, удержании и расширении своей доли на мировых рынках. Поэтому надо сложившуюся, традиционную экономику добавлять новыми производствами и товарами. Не вместо традиционной, а в дополнение к ней. Только так формула ВВП = ВВПб + ВВПн даст эффект.
Мировая экономика переходит к новой модели развития, в которой основным фактором роста становятся инновации: продуктовые, технологические, финансовые, маркетинговые, организационно-управленческие. Перечисленные типы инноваций ориентированы как на создание принципиально новых видов продукции, предприятий и отраслей, т.е. обеспечение структурных преобразований и диверсификации экспорта, так и на совершенствование всех участков деятельности традиционных секторов экономики: новые ресурсосберегающие технологии, новые бизнес-модели в сфере услуг, новые инструменты маркетинговой политики и пр.
Процессы, которые сегодня меняют облик мирохозяйственных связей, дают нам точный ориентир на первостепенную важность разработки и внедрения новых товаров, технологий, работ и услуг, которые исподволь приведут и к трансформациям в системе общественных отношений. В ближайшие десятилетия мир изменится принципиально. Био-, нано-, информационно-коммуникационные технологии станут определяющими. Причем в этих направлениях промедление на старте может стоить не только призового места, но даже и самой возможности продолжить гонку: догнать ушедших вперед становится все сложнее. Поэтому так актуально умение выбрать и сфокусироваться на области собственной специализации, равно как и на способности объединять усилия с партнерами на основе обладания конкурентными преимуществами.
Мы хорошо знаем, и об этом также свидетельствует мировая история: своих целей добиваются только те государства и нации, которые не отдаляются от своих национальных традиций, ценностей и исторических корней, способны сохранить свои честь и достоинство. Наша объединяющая идея – патриотизм, чувство долга и ответственности за страну и ее будущее, за будущее подрастающего поколения, верность традиционным для белорусов ценностям. Мы должны учиться сами и учить правовой культуре наших детей. Мы обязаны иметь непротиворечивое, стабильное и действенное законодательство. В этом видится залог мира, согласия, стабильности и укрепления государственности, обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан.
Все интервью