Государственное управление представляет собой многоуровневую систему, охватывающую все направления и сферы влияния. Степень взаимодействия всех элементов системы управления определяет эффективность действия управления в целом. В связи с этим большую роль в государственном управлении играют органы местного самоуправления. Можно утверждать, что при наличии единой системы управления страной обеспечивается единое правовое пространство и неукоснительное соблюдение Конституции Республики Беларусь всеми участниками государственного строительства.
Более того, сильная и вместе с тем демократическая власть немыслима без действенной и эффективной системы местного самоуправления, позволяющей гражданам непосредственно участвовать в управлении общественными делами, в решении экономических и социальных проблем на местах.
Благодаря сложившейся за многие десятилетия традиции местные Советы депутатов и сегодня являются основным звеном системы местного самоуправления в нашем государстве, обеспечивая связь народа с властными структурами, вовлекая граждан в активное государственное строительство и осуществляя контроль за деятельностью органов государственной власти.
18 февраля 2018 г. состоялись выборы депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь двадцать восьмого созыва.
В сравнении с предыдущими выборами количество претендентов на депутатский мандат фактически не изменилось при незначительном увеличении числа кандидатов на избирательный округ. Традиционно самый большой конкурс был зафиксирован в столице: на одно место в Минский городской Совет депутатов баллотировались 4,4 человека. Следует отметить, что процент избирателей, принявших участие в выборах местных Советов депутатов, составил в целом по республике 77,2 процента. При этом наиболее активными избирателями стали жители Витебской и Могилевской областей, уровень явки которых достиг 84,6 и 82,6 процента соответственно.
По итогам прошедших выборов депутатов местных Советов депутатов избраны 18110 депутатов и сформированы все местные Советы депутатов.
Необходимо обратить внимание, что депутат местных Советов депутатов осуществляет свои полномочия (за исключением председателя местного Совета депутатов) без отрыва от основной трудовой (служебной) деятельности. Именно поэтому сложная и ответственная работа депутата обладает своего рода подвижническим характером и альтруистична по своей сущности.
Среди избранных депутатов местных Советов депутатов, в частности, 30,6 процента трудятся в сфере образования, культуры, науки, здравоохранения, 21,4 процента — в сельском хозяйстве, 13,2 процента — в государственных органах, 8,4 процента — в организациях промышленности, транспорта, строительства, 3,6 процента являются сотрудниками правоохранительных органов, военнослужащими, 1,7 процента — предпринимателями.
В общем количестве избранных депутатов женщины составляют 48,2 процента, депутаты действующего созыва, избранные на новый срок, — 55,9 процента, депутаты в возрасте до 30 лет — 4 процента, депутаты, представляющие политические партии, — 2,5 процента. Кроме того, 21 депутат является гражданином Российской Федерации, постоянно проживающим в Республике Беларусь и имеющим право участвовать в выборах.
Деятельность местных Советов депутатов и их депутатов регулируется законами Республики Беларусь от 27 марта 1992 года «О статусе депутата местного Совета депутатов» и от 4 января 2010 года «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Именно названные законодательные акты создают правовую основу для выполнения всего спектра задач по территориальному самоуправлению, масштабному вовлечению граждан в механизм государственного управления.
Депутат местного Совета депутатов осуществляет свою деятельность через различные формы, которые прямо предусмотрены законодательством. В частности, важнейшей функцией депутата местного Совета депутатов является его участие в работе сессий местного Совета депутатов, которые созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, и в заседаниях его органов, в состав которых он избран или входит по должности.
Важно понимать, что компетенция местного Совета депутатов строго определена Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и касается широчайшего спектра общественных отношений. При этом есть полномочия, относящиеся к исключительной компетенции местных Советов депутатов, например, утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; установление местных налогов и сборов; назначение местных референдумов.
Достаточно активно местные Советы депутатов пользуются правом предоставления льгот по республиканским налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты. Например, решением Гомельского городского Совета депутатов от 28 декабря 2017 г. № 182 «О предоставлении льгот» от уплаты республиканских налогов и сборов, полностью уплачиваемых в городской бюджет, освобождены научно-технологические парки, центры трансфера технологий, резиденты научно-технологических парков.
Это не все полномочия, которыми наделены местные Советы депутатов. Например, руководствуясь полномочием по определению мер социальной поддержки детей, молодежи, ветеранов, инвалидов, пожилых людей и иных категорий граждан, решением Минского городского Совета депутатов от 16 ноября 2016 г. № 243 «Об установлении мер социальной поддержки отдельных категорий граждан», в частности, установлены ежемесячные доплаты к пенсиям инвалидам Великой Отечественной войны — в размере одной минимальной пенсии по возрасту; к социальным пенсиям детям-инвалидам в возрасте до 18 лет — 150 процентов минимальной пенсии по возрасту; ежемесячная выплата детям из семей, в которых родилась и воспитывается тройня и более детей, до достижения детьми возраста трех лет в размере одной базовой величины на каждого ребенка.
Решения принимаются на сессиях местного Совета депутатов простым большинством голосов от числа избранных депутатов тайным или открытым голосованием.
В связи с этим отмечаем, что, согласно части второй статьи 122 Конституции Республики Беларусь, решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, отменяются вышестоящими представительными органами. В соответствии с пунктом 26 статьи 84 Конституции Республики Беларусь, решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, могут быть приостановлены Президентом Республики Беларусь. Принято всего лишь несколько решений соответствующих Советов депутатов об отмене решений исполнительных комитетов. Например, Минский городской Совет депутатов 25 июня 1997 г. и 24 марта 2005 г. принял соответственно решения № 86 «Об отмене пункта 15 решения Мингорисполкома от 29.02.1996 г. № 133 и п. 17 решения Мингорисполкома от 13.03.1997 г. № 198» и № 165 «Об отмене пункта 2 решения Мингорисполкома от 11 апреля 1996 г. № 240».
Порядок отмены Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь решений местных Советов депутатов, не соответствующих законодательству Республики Беларусь, определен в статьях 264–269 Регламента Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, утвержденного Постановлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь от 19 декабря 2008 г. № 57-СР4/I. В частности, согласно статье 265 названного Регламента, вопрос об отмене решения местного Совета депутатов рассматривается Советом Республики по предложению Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Министерства юстиции Республики Беларусь, Президиума Совета Республики, а также по предложению не менее десяти процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.
Депутат местного Совета депутатов имеет право предлагать вопросы для рассмотрения Советом и его органами; участвовать в обсуждении вопросов, задавать вопросы, давать пояснения, доводить до сведения депутатов Совета свое мнение и мнение избирателей; оглашать обращения граждан и юридических лиц, имеющие общественное значение и т.д. Предложения и замечания депутата местного Совета депутатов, внесенные им на сессии данного Совета, могут направляться этим Советом или его органами на рассмотрение государственным органам, другим организациям или должностным лицам, которые не позднее чем в месячный срок обязаны рассмотреть их и о результатах сообщить непосредственно депутату, председателю или президиуму местного Совета депутатов.
Особое внимание следует уделить таким важным личным полномочиям депутата местного Совета депутатов как запрос и обращение, которые направляются государственным органам, другим организациям или должностным лицам. Несмотря на некоторую схожесть, это два самостоятельных полномочия.
В запросе депутат местного Совета депутатов предлагает дать официальное разъяснение или изложить позицию по вопросам, касающимся важнейших общественных интересов соответствующей административно-территориальной единицы. Запрос обязательно должен быть оглашен на сессии местного Совета депутатов, причем он может быть обращен даже к председателю или президиуму соответствующего Совета. Письменный ответ на него дается в десятидневный или иной установленный местным Советом депутатов срок.
В обращении депутат местного Совета депутатов предлагает предоставить информацию и (или) разъяснения по вопросам, связанным с его деятельностью в качестве депутата. Письменный ответ на него должен быть дан в десятидневный срок, а при необходимости дополнительного изучения или проверки фактов — не позднее чем в месячный срок. При этом должностное лицо, организующее рассмотрение обращения, обязано известить депутата местного Совета депутатов о дате, времени и месте рассмотрения не позднее чем за три дня для того, чтобы этот депутат смог принять участие в этом рассмотрении.
Депутаты местных Советов депутатов имеют право принимать участие в проводимых государственными органами проверках работы государственных органов и других организаций, расположенных на подведомственной Совету территории, по вопросам, отнесенным к компетенции местного Совета депутатов.
Все перечисленные полномочия депутат местного Совета депутатов осуществляет в рамках своей работы в местном Совете депутатов и его органах. Можно сказать, что через эту работу он напрямую участвует в осуществлении местным Советом депутатов государственной власти путем активного и равноправного участия в рассмотрении вопросов, отнесенных Конституцией Республики Беларусь и другими актами законодательства к компетенции соответствующего местного Совета депутатов.
Принимая во внимание, что депутат местного Совета депутатов представляет своих избирателей, отдельно следует остановиться на формах его деятельности в избирательном округе, предусмотренных законодательством. Главным полномочием здесь можно условно назвать рассмотрение депутатом местного Совета депутатов обращений граждан и юридических лиц, а также личный прием граждан, их представителей и представителей юридических лиц, который осуществляется не реже одного раза в месяц.
На депутата местного Совета депутатов возложена обязанность изучать причины, порождающие обращения, и направлять предложения, в том числе об устранении этих причин, в местный Совет депутатов и его органы, местный исполнительный и распорядительный орган, другие организации, а также участвовать в осуществлении контроля за исполнением ими решений, принятых по обращениям.
В контексте сказанного дополнительно отметим, что для принятия действенных правовых решений по вопросам местного значения следует активнее использовать такую форму непосредственного участия населения в решении местных вопросов, как референдум. Проведение местных референдумов поднимет активность граждан и будет способствовать вовлечению в управление государственными делами наиболее активных и ответственных граждан, заинтересованных в повышении качества жизни и решении общегосударственных задач. Ведь местный референдум — это эффективный инструмент народовластия в решении важнейших вопросов, позволяющий обеспечить максимальный простор самоуправления граждан и их реального участия в укреплении законности и правопорядка.
Именно поэтому совершенствование порядка назначения и проведения местного референдума играет важную роль как в плане создания оптимальных условий для его реализации, так и в части соблюдения необходимых положений законодательства. В связи с этим нормы Модельного закона «О местном референдуме», принятого постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ от 16 октября 1999 г. № 14-15, представляются весьма актуальными. Вместе с тем они не лишены определенных недостатков. В частности, указанный Модельный закон, равно как и национальное законодательство, учли не все вопросы, которые не могут быть пред-метом референдума. Речь идет о вопросах, которые относятся к исключительной компетенции соответствующих местных органов государственной власти. Применительно к Республике Беларусь такие вопросы закреплены в статье 121 Конституции Республики Беларусь. Относительно перечня вопросов, которые не могут быть вынесены на местный референдум, следует также рассмотреть требования, которым должен отвечать сам вопрос. В Избирательном кодексе Республики Беларусь указано, что выносимый на местный референдум вопрос (проект решения) должен быть сформулирован инициативной группой четко и ясно с тем, чтобы на него был возможен однозначный ответ. Никаких других требований, предъявляемых к вопросу, выносимому на местный референдум, в белорусском законодательстве не предусмотрено. При этом в названном Модельном законе указано, что, во-первых, вопросы, выносимые на местный референдум, не должны противоречить законодательству государства-члена СНГ; во-вторых, на местный референдум не могут быть вынесены также вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования; в-третьих, принятие органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который в соответствии с законом, уставом муниципального образования может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу; в-четвертых, вопросы, выносимые на местный референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии их реализации, а также должны исключать возможность их множественного толкования.
В связи с тем, что депутаты местных Советов депутатов осуществляют свои полномочия без отрыва от своей основной работы, на время подготовки и проведения сессий Совета и заседаний его органов депутат местного Совета депутатов освобождается от выполнения трудовых (служебных) обязанностей с сохранением за ним средней заработной платы (денежного довольствия).
Кроме того, для осуществления деятельности в избирательном округе депутат местного Совета депутатов освобождается от выполнения трудовых (служебных) обязанностей (но не более одного дня в месяц) по его заявлению по месту работы (службы) с сохранением средней заработной платы (денежного довольствия). Данная гарантия была предоставлена депутатам в 2014 г. по инициативе Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. В случае выезда депутата местного Совета депутатов для осуществления своей деятельности в Совете, избирательном округе за пределы места жительства (района, города) ему компенсируются расходы по нормам возмещения расходов при служебных командировках.
Важной гарантией трудовых прав депутата местного Совета депутатов является то, что в период осуществления своих полномочий он не может быть уволен по инициативе нанимателя, исключен из учреждения образования без предварительного согласия местного Совета депутатов.
Законодательство, устанавливающее полномочия депутата местного Совета депутатов и четкий механизм их реализации, способствует эффективному решению депутатами всех насущных вопросов жизнеобеспечения населения.
Как справедливо отметил Глава государства, обращая внимание на важность работы местных Советов депутатов, «Это люди, которые быстрее могут достучаться до начальства, и именно через местного депутата можно быстрее решить имеющуюся проблему.». Прошедшее время свидетельствует о нарастающей эффективности деятельности депутатов местных Советов депутатов, которые становятся более инициативными и все активнее вникают в злободневные проблемы граждан.
Все интервью