— Нина Викентьевна, как сработал белорусский АПК в уходящем году? Высокие урожаи многих культур, с одной стороны, и затянувшаяся уборочная кампания, с другой, вызывают противоречивые чувства...
— 2017 год, по сути, был без весны и лета. Но у природы нет плохой погоды: крестьяне работают независимо от того, какая она выдалась. И при всех сложностях и трудностях, как видим, результаты отличные. Кукуруза — просто красавица, сахарная свекла — исключительная. Зерна намолотили, силоса запасли, картофеля хороший урожай. И все потому, что технологически все было сделано грамотно. В результате обеспечена продовольственная безопасность страны. Сегодня не 120 человек стоят в очереди за колбасой, а на витринах — 120 сортов колбасы.
Достойно мы держим нашу марку и на внешних рынках. Недавно у нас в гостях был мой хороший знакомый — фермер из Калужской области России Сафаров Балахан Сафарович. Он руководит крестьянским (фермерским) хозяйством «Аврора». Так вот он рассказал, как Премьер–министр России, проехав по полям его хозяйства, сказал губернатору: «Мне кажется, наше сельское хозяйство возрождается. Побывал в «Авроре» — и впечатление, что проехал по полям Беларуси». То есть наши поля воспринимаются в России как эталон!
— Нынешним летом вы на страницах «СБ» подняли важную и весьма болезненную для многих сельхозпредприятий тему — использование платных автодорог в ходе уборочной кампании. Нашла ли она свое разрешение?
— К счастью, да. Хотя пришлось настойчиво пробиваться с этим вопросом несколько раз, мы были услышаны. Буквально неделю назад к нам пришло письмо за подписью заместителя министра транспорта и коммуникаций, предписывающее передать в облисполком наши помесячные затраты по перевозке урожая на платных участках автомобильных дорог. Это нас очень обрадовало, ведь иных возможностей перевозить урожай у «Озерицкого–Агро» просто нет. Территорию хозяйства пересекает железная дорога, объездов не имеется. В результате в августе–сентябре мы потратили за провоз зерна через «рамки» около 4 тыс. рублей. Этот вопрос я поднимала, когда вице–премьер Анатолий Калинин отчитывался перед депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики. И он подтвердил, что эти затраты будут возмещены. Думаю, это правильно, что партнеры прислушиваются друг к другу.
— Впереди — выборы в местные Советы. Знаю, что вы принимаете участие в региональных собраниях депутатов, не понаслышке знаете работу местных органов управления и самоуправления. Нередко проводите приемы граждан на местах. Насколько эффективна такая форма обратной связи, работа местных Советов в целом?
— Работа местных Советов должна быть более насыщенной. Мне кажется, при разработке новых законов крайне необходимо прохождение всех идей снизу вверх. Это огромная рутинная работа, и начинается она именно с сельских Советов. К сожалению, сегодня они довольно аморфные. А должны быть более активными, инициативными, даже более агрессивными в профессиональном плане. Да, мы часто слышим, что они помогли привести в порядок подворье, провести какой–либо праздник в деревне. Но это не заслуга, это обыденная их работа. Надо видеть главные проблемы.
Необходимо нарабатывать авторитет среди населения. Когда говорят, что у председателя сельсовета низкий авторитет, так как у него нет серьезных средств и возможностей, хочется возразить: так какой же он председатель, что у него ничего нет?! Все необходимое для работы он может и должен иметь! А если нет — уметь найти подход к тому, у кого все это есть. Почему наше хозяйство неравнодушно к проблемам крестьян, почему мы выясняем, убрали ли они урожай на своих частных подворьях и нужна ли им помощь — а председатели сельсоветов к этому зачастую равнодушны? И почему земля, отданная сельсоветам под строительство, зарастает золотарником? Я бы очень хотела, чтобы каждый председатель сельсовета критично подходил к себе. И трезво оценивал: на месте ли он? И если нет, чтобы уступал дорогу другим. Особенно молодежи, грамотной и активной.
Максим ОСИПОВ