Член Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности, директор ГУ «Минский научно-практический центр хирургии, трансплантологии и гематологии» Олег Руммо принял участие в информационном проекте «Вечера в Вечерке», приуроченном к 55-летию газеты «Вечерний Минск».
В этот раз «Вечер в «Вечерке» провел директор Минского научно-практического центра хирургии, трансплантологии и гематологии, профессор, доктор медицинских наук, академик Национальной академии наук Беларуси Олег Руммо.
Известного белорусского трансплантолога в редакции газеты «Вечерний Минск» встречали генеральный директор агентства «Минск-Новости» Андрей Кривошеев и руководители ведущих подразделений холдинга. По традиции — экскурсия по музею «Вечерки» с посещением кабинета первого главного редактора издания, в котором все, как было когда-то, даже радиоприемник сохранился.
— О! У меня тоже такой был, — заметил Олег Олегович. — Слушал по нему голоса разных радиостанций, и это было круто!
Запись в Книге почетных гостей — это тоже наша традиция. Как и огромный торт, тематический, между прочим. Оформлен как первая страница самого первого номера газеты «Вечерний Минск», правда, с современным фото. На этот раз — снимок главного корпуса Минского научно-практического центра хирургии, трансплантологии и гематологии. Торт выпекают под заказ и исключительно по особым случаям. О. Руммо мастерски разрезал торт (доказав тем самым, что высокопрофессионально владеет не только скальпелем), и под кофе и чай пошла беседа с журналистами. Поговорили обо всем: о социальной политике государства, о пандемии ковид-инфекции, о роли СМИ в формировании общественного мнения и о пересадке органов, конечно.
Об агентстве «Минск-Новости»
— Агентство «Минск-Новости», газеты «Вечерний Минск» и «Минский курьер» неразрывно связаны с важными моментами моей жизни. Они начались в 2008 году, когда наша команда впервые в Беларуси в ночь с 2 на 3 апреля провела трансплантацию печени. Это событие стало революционным в белорусской медицине. И в какой-то степени символичным — шел Год здоровья. Мы, врачи 9-й больницы, сделали первый шаг в реализации нашей мечты — развить белорусскую трансплантологию. С этого времени и по сей день журналисты агентства «Минск-Новости» (читайте: «Вечернего Минска», «Минского курьера») всегда были рядом с нами. Публиковали материалы о прорывных технологиях, врачах, об истории жизни наших пациентов. Мы все это время вместе.
— Как вы относитесь к печатным СМИ? — поинтересовался исполняющий обязанности главного редактора газеты «Вечерний Минск» Владимир Николайчук.
— Я человек из XX века, люблю читать печатные книги, полистать газеты. К печатным СМИ отношусь уважительно, мне они нравятся. К слову, моя дочь — человек нового поколения, но также предпочитает бумажные книги. Ей нравится их запах, нравится оставлять закладки в книгах, перелистывать страницы. Есть в этом какая-то магия. Лично я большую часть своей жизни прожил без интернета, и, хотя стараюсь двигаться в ногу со временем, печатное слово для меня очень важно. Храню ли я вырезки из газетных публикаций? Стараюсь, причем не только где обо мне писали, но и о моих сотрудниках.
О роли масс-медиа в пандемию
— В 2020 году в значительной части общества было недоверие к тому, как государство борется с пандемией коронавируса, мол, над нами ставят эксперименты и мы, белорусы, едва ли не обречены. Не произойдет ли так, что из-за массовых болезней, пандемий именно врачи будут определять жизнь и сознание целых народов? — спросил А. Кривошеев.
— Думаю, вы переоцениваете наши возможности — врачи такие же люди, как и все. Со своими желаниями, стремлениями, с разными взглядами, в том числе политическими, на жизнь и происходящее вокруг. И когда кто-то пытается что-то сказать против наших врачей, журналистов, правоохранительных органов, первое, что приходит мне в голову: «Посмотрите на себя в зеркало!» Надеюсь, что страшной пандемии, которая разрушит человечество, не будет. Не думаю, что врачи будут управлять миром. Нам больше хочется лечить, профессионально расти и получать со стороны общества уважение, достойное нашей работы материальное вознаграждение, чтобы чувствовать себя абсолютно уверенно среди остальных членов общества. Чтобы понимать: твой труд, ради которого учился 10–15 лет, оценен по достоинству.
Пандемия — этот тот случай, когда ты и государство много делали, чтобы уберечь людей, не допустить излишней паники, но об этом многие не хотели слышать или попросту не слушали. Поэтому было очень трудно донести правдивую информацию. Те, кто был против власти, стремились исковеркать и преподать факты так, что специалиста не слышали. Но я был подготовленным, интегрированным в систему, и отвечать на провокационные вопросы на встречах с населением мне было проще. Со мной провокаций не получалось, потом и вовсе перестали поднимать данную тему.
До 2020 года никогда не думал, что вы, масс-медиа, так сильны. Мне, взрослому человеку, казалось, что есть моменты, когда разубедить состоявшегося гражданина невозможно. Не только меня. Это казалось аксиомой. На самом деле — нет. Эти аксиомы благодаря старанию оппозиционных масс-медиа рассыпались. И человек, ранее грамотно рассуждавший, кардинально менял свою позицию. Белое называл черным, забывал о нормальной человеческой порядочности… Но и в том, что жизнь вернулась в нормальное русло, тоже во многом ваша заслуга.
О социальной политике
— За годы независимости Беларусь достигла колоссальных успехов в здравоохранении, — отметил О. Руммо. — То, что на виду: мы сохранили бесплатную и доступную медицинскую помощь. Несмотря на ограниченные финансовые ресурсы (Беларусь все-таки не самая богатая в мире страна), государство постоянно вкладывает колоссальные средства в улучшение материально-технической базы системы здравоохранения, в развитие высоких технологий.
Теперь о том, насколько дорого для бюджета обходятся эти новейшие технологии. К нам в центр приезжают иностранные граждане. И когда они говорят, что продали квартиры, дома, чтобы сделать у нас операцию, у меня подспудно возникает желание спросить у тех, кто недоволен белорусской медициной: существует ли вообще идеальная модель системы здравоохранения? В какой стране все гладко? Везде есть свои нюансы. Вдумайтесь: в Беларуси ни разу за 30 лет суверенитета не приостановили оказание бесплатной медицинской помощи, хотя обновление парка высокотехнологичного медицинского оборудования стоит колоссальных денег для бюджета. Средства, которые тратились на медицину, например, 15 лет назад и сейчас, — это несопоставимые ресурсы. Я часто думал на примере нашего центра: как можно заработать деньги, чтобы хоть как-то помочь государству? Решили лечить иностранцев. Предпосылки были — мы (специалисты центра) завоевали международный авторитет, благодаря чему к нам стали приезжать из Японии, Израиля, других стран ближнего и дальнего зарубежья. Появилась программа сотрудничества с Минздравом Украины, мы спасали многих украинских пациентов, которыми никто не хотел заниматься ни на родине, ни в мире. К нам и сейчас приезжают на лечение граждане этой страны, но гораздо меньше. Надеюсь, со временем все восстановится: люди хотят жить, им нужна помощь. В целом за несколько лет спасли не одну сотню иностранных граждан, но вместе с тем сохранили доступность и бесплатную медицину для жителей Беларуси. Ведь наша задача — прежде всего помочь белорусам (зарубежные граждане составляют не более 10 % от общего числа пациентов). Деньги, которые получаем за операции иностранцам, помогают компенсировать колоссальные расходы государства, которые идут на обеспечение пересадок органов нашим гражданам, на повышение зарплаты врачам, чтобы они не уезжали за рубеж, на приобретение оборудования.
О пересадке органов
— Сколько платят иностранцы за пересадку печени, почки? — спросил заместитель генерального директора агентства «Минск-Новости» — главный редактор газеты «Минский курьер» Кирилл Казаков.
— Цифры не секретные, позже о них скажу. Напомню, что для белорусов операции по трансплантации органов бесплатные. Хотя себестоимость пересадки почки, например, а это та цена, которую платит наше государство, составляет 5–8 тыс. долларов. Плюс ежегодные расходы на лекарства, препятствующие отторжению органа. Без них нельзя, и это тоже оплачивает государство. Но когда речь идет о спасении смертельно больного человека, у которого один шанс на жизнь — пересадка органа, о деньгах не думают. И это тоже социально ориентированная политика нашего государства. Пересадка почки, например, дает человеку совершенно другое качество жизни. Человек возвращается к полноценной жизни, ходит на работу, выходит замуж, рожает детей.
Себестоимость трансплантации печени составляет от 12 тыс. до 20 тыс. долларов, если эту операцию делать гражданину Беларуси. Опять же за счет государства. И когда мы делаем в год 80–100 пересадок печени гражданам нашей страны, то это очень большие деньги для бюджета, которые из воздуха не берутся. Для иностранца трансплантация печени обойдется в 132 тыс. долларов. И это реальная цена — во всем мире стоимость этой технологии очень высока. То есть мы не демпингуем и при этом имеем колоссальный спрос на эти пересадки.
О пациентах
За много лет работы у О. Руммо их великое множество. Однако есть такие, которые запоминаются на всю жизнь. Это малыши. И на встрече О. Руммо ожидал сюрприз — ему показали видеозапись беседы журналиста агентства «Минск-Новости» с Лианой Буйновец из Мозыря. 11 лет за судьбой двухлетней малышки, у которой отказала печень, следила вся страна. (Бабушка дала ей пару ложек грибного супа, а среди грибов оказалась бледная поганка). Девочку могла спасти только незамедлительная трансплантация. Операция, которую провели О. Руммо и его команда, длилась около 14 часов. Сейчас Лиана — жизнерадостная и красивая — благодарит своего врача:
— Спасибо вам большое, Олег Олегович, за то, что спасли меня, за то, что подарили мне жизнь, за то, что сейчас разговариваю с вами!
Лиана Буйновец — далеко не единственный ребенок, которого вернула к жизни команда О. Руммо. И родители, и сами дети бесконечно благодарны врачам. Но каждый раз, когда слышишь и видишь на экране историю спасенного ребенка, это глубоко трогает душу. Все участники «Вечера в «Вечерке» были тоже очень растроганы.
— В чем секрет успеха белорусской трансплантологии? В доверии общества. Без него мы бы не смогли достичь таких результатов. Наша работа прозрачна. И когда люди видят, что ты побежал спасать, условно говоря, не какого-то директора или крутого бизнесмена, а ту же маленькую Лиану Буйновец, они будут тебе верить. И если люди видят, что человек после пересадки живет полноценной жизнью, занимается танцами, создает семью, рожает детей, то будут верить и понимать, что ты это делаешь не для себя.
Оценить новости с 55-летней выдержкой
Перед началом «Вечера в «Вечерке» для директора Минского научно-практического центра хирургии, трансплантологии и гематологии провели небольшую экскурсию по музею «Вечернего Минска». Познакомили в том числе и с историей района, в котором расположился дом «Вечерки». Исторически он называется Золотая Горка.
По легенде, своим появлением этот топоним обязан… врачу! В середине позапрошлого века в город пришла эпидемия холеры. Чтобы большая беда отступила, горожане решили обратиться к высшей силе, пройдя крестным ходом по Минску со статуей Святого Роха. Она находилась в каплице на кладбище. И холера отступила. В благодарность за спасение жители города вновь пришли к статуе. После молитвы вперед вышел один из минских врачей, снял свой плащ, расстелил его на земле и бросил туда горсть золотых монет. Так поступили и остальные. На плаще выросла горка из золота. Отсюда и название местности — Золотая Горка. А на собранные деньги началось строительство костела, который и сегодня стоит рядом с нашей редакцией.
— Неплохо мои коллеги тогда жили, золото всегда в карманах было, — пошутил О. Руммо и уже серьезно добавил: —Но, как нынешние врачи, всегда стремились делать добрые дела.
— Мне очень комфортно жить в Минске. Кому-то не хватает драйва, кому-то — шумихи, а мне всего достаточно. И лично я ничего не хотел бы улучшать. Мне хватает пространства, велодорожек, парков, скверов… Если начну мелочиться, это уже брюзжание. Минск — чудесный город, красивый и гостеприимный.
Гостя познакомили с техникой, с которой работали журналисты «Вечерки» во второй половине прошлого века, пригласили в кабинет-музей первого главного редактора газеты. Академик Руммо оставил запись в Книге почетных гостей агентства «Минск-Новости» и с удовольствием сфотографировался на память в историческом кресле главреда.
По традиции «Вечеров в «Вечерке» вместе с гостем полистали также подшивку газеты 55-летней давности — за 1967 год. Практически сразу после выхода первого номера на его страницах появилась постоянная медицинская рубрика «Служба здоровья». Анонс опубликовали в первом же выпуске: каждую неделю в газете будут появляться материалы от ведущих медработников столицы. Они расскажут, что надо делать, чтобы реже болеть, как держать себя в форме, вести здоровый образ жизни. Рубрика оказалась очень популярной среди читателей. Похвалил ее и О. Руммо: профилактика заболеваний, пропаганда здорового образа жизни очень важны. Как и 55 лет назад, сегодня этому уделяют огромное внимание. Живой интерес врача вызвала также заметка «Под одной крышей… 24 близнеца». Как оказалось, в ясли-сад № 148 Минского автозавода каждое утро приводили 180 детей. Из них 24 братика и сестрички — близнецы. Две дюжины!
— Согласен с автором статьи, завершившим свою заметку словами «редкое совпадение», — сказал О. Руммо. — Действительно редкое! И приятное.
Одной из заглавных новостей номера «Вечерки», посвященного празднованию 50-летия Октября, оказалась статья «Ровесники юбилея». Тоже о детях. В ней говорилось о появившихся на свет 7 ноября — в День Октябрьской революции, в главный советский праздник.
«Есть среди них и старшие, и младшие. Жанночка Брико родилась 7 ноября в 2 часа 5 минут, а сын Валентины Николаевны Калининой впервые увидел мир в момент праздничного салюта. Кстати, мальчик самый рослый из ровесников — 57 сантиметров. Не нарадуется своим наследником и преподаватель школы милиции Олег Васильевич Пиклун. Его богатырь самый «тяжелый» — 3 килограмма 900 граммов».
— Такие новости всегда интересны читателям, — отметил О. Руммо. — Ведь и сегодня газеты, в том числе «Вечерка», постоянно пишут о тех, кто родился в Новый год, 9 мая, 3 июля. Похоже, на фото, как и в наши дни, кто-то из руководства города или Минздрава вручает счастливым родителям подарки.
— Судя по тексту, на этом снимке медработники вручают самих детей новоиспеченным родителям, — сказал А. Кривошеев.
«Объятья, слезы радости. Традиционное шампанское. Отцам вручают самый дорогой подарок. Бережно принимают они из рук врачей своих сыновей, дочерей. К белоснежным покрывалам тепленьких одеял прикрепляют юбилейный значок с изображением Владимира Ильича Ленина и памятную открытку. В ней пожелания расти большим, сильным, умным, стать гражданином своей великой Родины.
Помните же об этом, Леночка Версацкая, Олечка Дурко, Жанночка Хомченко. Кстати, родители Жанночки живут на Чукотке. Приехали в нашу столицу в отпуск. Так что для взрослой Жанны упоминание о Минске всегда будет приятным».
На снимке запечатлен момент, когда Жанну из рук старшей медсестры Ольги Федоровны Добровольской принимает пилот вертолета с Чукотки Леонид Тимофеевич Хомченко.
Прекрасная память о событии и людях, — сказал О. Руммо. — Представьте, через 55 лет кто-то из этих людей прочитает о себе в современной «Вечерке». Или прочитают знакомые и близкие, а потом расскажут им. Обязательно пойдут в библиотеку и найдут оригинал из далекого 1967 года. Так что неправду говорят, что газета живет лишь один день.
Все интервью