Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Совет РеспубликиНационального собрания Республики Беларусь

Начало войны в плену современных фальсификаций

80 лет назад началась Великая Отечественная война, продолжавшаяся более четырех лет. Но по сей день общество остается в плену домыслов и откровенных фейков. О том, как одержать победу уже над ними, фальсификаторами прошлого, мы предложили порассуждать компетентным экспертам: заместителю председателя Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности, доктору исторических наук, профессору Андрею Русаковичу; члену Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Сергею Клишевичу и доценту кафедры истории Беларуси Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, кандидату исторических наук Владимиру Егорычеву.

Непрекращающиеся мифы о неготовности СССР к войне

Андрей ­РУСАКОВИЧ:
— Надо формировать объективный взгляд на Великую Отечественную войну, вести военно-патриотическое воспитание и рассматривать победу в ней как общее достояние всех народов ­СССР и стран антигитлеровской коалиции. И при этом следует всегда напоминать о том, что германский нацизм, японский милитаризм и их сателлиты осуждены в международном отношении. А потому любое их восхваление, любая героизация нацизма — противоправные деяния.
ФОТО ВИТАЛИЯ ПИВОВАРЧИКА.

А. Русакович: Мифы — это часть информационной войны, сопровождающей военное противоборство государств. Миф о неготовности ­СССР к войне действительно существует — вопреки тому, что ­СССР конца 30-х — начала 40-х годов ХХ века был одним из самых мощных в военно-политическом отношении государств. Но к формату боевых действий, начавшихся 80 лет назад нападением Германии, мы были не вполне готовы. Объясняя временные неудачи Красной армии, Сталин заявил 6 ноября 1941 года: «Наша армия и наш флот еще молоды, они воюют всего четыре месяца, они еще не успели стать вполне кадровыми, тогда как они имеют перед собой кадровый флот и кадровую армию немцев, ведущих войну уже два года… Другая причина временных неудач нашей армии состоит в недостатке у нас танков и отчасти авиации».

В. Егорычев: Красная армия имела в приграничных военных округах и флотах лишь 3,3 миллиона военнослужащих, большинство из них во втором эшелоне и резерве. Вопреки домыслам о бездействии советского командования, еще 13 мая 1941-го началась переброска войск из внутренних военных округов. 13—15 июня в западные округа были отправлены директивы о выдвижении частей первого и второго эшелонов к границе. Да, времени для полного развертывания не хватило. И все равно захватчик столкнулся с невиданным для него отпором. Неувядаемой славой покрыли себя советские пограничники. Бессмертный подвиг совершили защитники Брестской крепости. «Русские бьются в дотах до последнего патрона, но не сдаются, а взрывают себя вместе с дотами», — признавал в дневнике начальник штаба сухопутных войск вермахта Франц Гальдер.

Примитивная картинка фальсификаторов о том, что в начальный период войны Красная армия только отступала, далека от реальности. С первых же дней наши войска наносили контрудары по врагу, сковывая его дивизии и армии. Таковы были сражения под Расейняем, контрудары под Дубно и Бродами, ликвидация вражеских плацдармов в Молдавии. В июне 1941-го Красная армия сорвала попытки союзной Гитлеру Румынии форсировать Дунай. Более того, на румынском берегу был высажен десант, который успешно удерживал плацдарм до второй половины июля. А еще были Лепельский контрудар, героическая оборона Могилева… Даже по немецким данным, за первую неделю войны вермахт потерял 22 тысячи солдат и офицеров. Потери военно-воздушных сил Германии и ее союзников за один только день 22 июня оцениваются в 220 боевых машин.

Конечно, потери советских войск от вероломного нападения сильного и беспощадного врага были больше. Но сражаясь за города и села, нанося удары по фашистам, они изматывали противника, развенчивая миф о его непобедимости. Блицкриг плана «Барбаросса» был сорван. Это первый результат начавшейся 80 лет назад войны.

Признаки геноцида белорусского народа с первых же дней войны

Владимир ЕГОРЫЧЕВ:
— Напомню слова из книги известного ученого А. Тойнби «Россия и Запад»: «Мировой опыт общения с Западом показывает, что Запад, как правило, всегда агрессор». Великая Отечественная война не стала исключением из этого закона. В то же время английский военный историк П. де Мендельсон — весьма нелояльный, кстати, к ­СССР — в мае 1945 года заметил: «Если бы Советский Союз не выстоял, не выстоял бы никто».

В. Егорычев: Любимая ложь фальсификаторов — о том, как якобы бездарные сталинские военачальники обрекали на гибель трусливых красноармейцев, которых гнали вперед заградотряды, а отважными и умелыми фашистскими солдатами командовали гениальные гитлеровские полководцы. Как «доказательство» приводится соотношение потерь ­СССР и Германии: 27 миллионов с нашей стороны и 5 миллионов — с их. Но из 27 миллионов наших потерь только треть составляют военнослужащие Красной армии (примерно такие же суммарные потери у вермахта и его итальянских, испанских, румынских, венгерских и прочих союзников).
Две трети (более 18 миллионов) — это мирное гражданское население, которое планомерно и последовательно уничтожалось гитлеровцами и их прихвостнями.
Кроме того, было утрачено 30 процентов национального богатства, разрушено 1710 городов и поселков, более 70 тысяч сел и деревень, почти 33 тысячи заводов, шахт и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Гитлер еще в 1923 году отмечал в своей книге Меin Kampf: «Это громадное государство на Востоке созрело для гибели. Мы избраны судьбой стать свидетелями катастрофы, которая явится самым веским подтверждением правильности расовой теории». Спустя два десятилетия памятка солдатам вермахта конкретизировала: «Ни одна мировая сила не устоит перед германским напором. Мы поставим на колени весь мир. Германец — абсолютный хозяин мира. Ты будешь решать судьбы Англии, России, Америки. Ты — германец, как подобает германцу, уничтожай все живое, сопротивляющееся на твоем пути».

Сергей КЛИШЕВИЧ:
— Для противостояния современным фейкам необходимо чаще говорить об исторических фактах не только на профессиональных научных площадках, но и доступным языком доносить всем жителям нашей страны. В частности, о том, что именно из-за действий руководства, в том числе межвоенной Польши, пострадали миллионы наших предков.
ФОТО АЛЕКСАНДРА КУШНЕРА.

С. Клишевич: На территории Беларуси действовал так называемый приказ «О применении военной подсудности в районе «Барбаросса». На его основании гражданское население можно было казнить произвольно, без суда и следствия, по решению офицера вермахта на месте. Одновременно за действия, совершенные личным составом вермахта в отношении гражданских лиц, не применялось преследование даже в случаях, когда эти действия являлись военным преступлением или проступком, что было прямо оговорено в приказе. Таким образом, белорусский народ изначально был поставлен в положение вне закона, что и предполагало уничтожение, геноцид.

Вместе с тем оккупационным властям необходимо было быстро сформировать лояльную им социальную базу, набрать подразделения полиции, агентуру гестапо. С этой целью с июня 1941-го активно уничтожались такие категории населения, как партработники, комсомольцы, лица еврейской нацио­нальности, руководители предприятий, отказавшиеся сотрудничать. А их имущество, жилье, земельные участки немцы раздавали предателям в качестве вознаграждения. Кроме того, лояльным лицам передавались советские денежные знаки из захваченных банков и награбленные советские товары из магазинов и складов. Именно эти действия оккупационных властей послужили основой для мифа о «добрых немцах», которые не вели геноцида и раздавали населению конфеты.

А. Русакович: Долгосрочные цели национал-социалистской Германии относительно востока (Польши, Советского Союза, других государств) заключались в реализации так называемого плана Ost. По сути, этот план стал продолжением геополитических устремлений Германии, сформулированных в конце XIX — начале XX века (подробно про план Ost «СБ. Беларусь сегодня» рассказывала 17 июня 2021 г. — Прим. ред.). Он предусматривал расширение «жизненного пространства» для германской нации, увеличение экономической мощи Германии прежде всего за счет выселения и уничтожения 75 процентов населения коренных народов этих мест, в первую очередь белорусов, украинцев, русских. Кроме того, идеология нацистского государства носила ярко выраженный расистский характер. Соответственно, с первых дней войны формировалось и отношение к пленным красноармейцам, евреям, цыганам. Так, окончательное решение «еврейского вопроса» в повестку дня нацистской Германии было поставлено задолго до 22 июня 1941-го.
То есть все признаки геноцида присутствовали буквально с первых дней войны, а в течение оккупации они стали проявляться в более жестком, бесчеловечном виде. Причем факты геноцида зафиксированы документально не только ­СССР и ­БССР, но и в решениях Международного военного трибунала в Нюрнберге. И получили международную правовую оценку.

Фейки о войне и пути противостояния им

С. Клишевич: Принципиальным моментом дезинформации является факт перекладывания ответственности за начало войны на ­СССР. Напомню, по инициативе Польши была принята резолюция Европарламента от 2019 года № 2819 (RSP), которая нормативно закрепляет ответственность ­СССР за развязывание агрессивной войны в связи с подписанием советско-германского договора о ненападении. Между тем еще 26 января 1934 года была подписана Декларация о неприменении силы между Германией и Польшей, она же пакт Пилсудского — Гитлера. Ее подписание стало одним из первых внешнеполитических успехов немецкого правительства. Нормализация отношений с Польшей позволяла Германии действовать на Западе (Саар, Рурская область) и осуществлять довооружение без опасения за свои восточные границы. В свою очередь польское руководство ожидало от Германии активной взаимной поддержки в вопросах передела версальских границ. Частично эти ожидания оправдались после Мюнхенского соглашения 1938 года, когда Германия, Венгрия и Польша приступили к разделу чехословацкой территории.
Иными словами, именно прямые действия Польши привели к началу Второй мировой войны, а не советско-германский договор о ненападении, как это пытается представить современная Польша в Европарламенте.
Характерно, что в 1935 году по случаю кончины польского вождя Пилсудского в Германии был объявлен всенародный траур, а Völkischer Beobachter писала: «Новая Германия склоняет свои флаги и штандарты перед гробом этого великого государственного деятеля, который впервые имел мужество открытого доверия и полного союза с национал-социалистическим рейхом».

В. Егорычев: Не могу не согласиться. Именно факты и правда — лучшие способы противостояния фейкам. А факты убедительно свидетельствуют, что ­СССР, решая вопросы безопасности страны, приоритет отдавал коллективным способам обеспечения мира. Но «великие державы» инициативы страны Советов проигнорировали. Они закрыли глаза на захват Австрии, пошли на мюнхенский сговор, отдали Чехословакию в пасть Гитлеру. Правительства Англии и Франции подписали с Германией договоры о ненападении и развитии добрососедских отношений. Польша Пилсудского вместе с Германией Гитлера приняла участие в разделе Чехословакии.

Позорные страницы своей истории западные политики сегодня тщательно скрывают или даже оправдывают. С пеной у рта они обвиняют ­СССР в контактах с Германией, но умалчивают, что Москва последней из европейских столиц заключила подобное соглашение с Берлином. Единственной целью пакта Молотова — Риббентропа было отсрочить нападение агрессора в условиях преступного потворства ему стран капитала.

А. Русакович: Даже в советской исторической науке менялись подходы в оценках отдельных событий Великой Отечественной войны. Свое влияние на формирование исторической памяти оказывает и современный мир. Существующие сегодня фейки о войне — часть информационного противостояния. Скажем, факты говорят о том, что именно ­СССР внес решающий вклад в победу над нацистской Германией, но во многих странах Запада акценты делаются на иные аспекты, например на роли британских, американских войск в войне. На одну доску ставят Сталинградскую битву и битву при Эль-Аламейне (сражение Североафриканской кампании, в ходе которого британские войска генерала Монтгомери нанесли поражение североафриканской итало-немецкой группировке фельдмаршала Роммеля осенью 1942 г. — Прим. ред.). А в некоторых сопредельных с Беларусью государствах гитлеровская оккупация оценивается в нейтральном и даже позитивном ключе. Такой подход к исторической памяти в первую очередь отражает интересы тех, кто во Второй мировой войне потерпел поражение. Нам необходима реалистическая и вдумчивая политика, которая позволит сохранить объективную память о войне и донести ее до наших потомков.

КСТАТИ

Новые преступления, совершенные фашистскими захватчиками на территории ­СССР, выявили российские правоохранители. Генеральная прокуратура России поручила надзорному органу по Псковской области обратиться в суд по факту обнаружения новых преступлений фашистских захватчиков на территории соседней с Беларусью Псковщины. Все интервью