За разъяснениями мы обратились к члену Постоянной комиссии по образованию, науке, культуре и социальному развитию Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Татьяне Ничишиной.
– Татьяна Викторовна, так что же такое альтернативная служба и кто имеет право проходить её?
– В документе сказано, что альтернативная служба представляет собой общественно-полезную деятельность, осуществление которой возлагается на граждан Республики Беларусь взамен воинской службы. На альтернативную службу могут быть направлены граждане, подлежащие по состоянию здоровья и физическому развитию призыву на срочную военную службу, службу в резерве, которые лично заявили о том, что принятие военной присяги, ношение, применение оружия или непосредственное участие в производстве и обслуживании оружия, боеприпасов и боевой техники противоречат их религиозным убеждениям в той мере, в которой становится невозможным прохождение военной службы.
– Какие сферы деятельности определены для прохождения альтернативной службы?
– Пройти такую службу можно будет в организациях здравоохранения, социальной сферы, жилищно-коммунального, сельского и лесного хозяйства, в организациях, занимающихся благоустройством территорий, строительством и ремонтом дорог и железнодорожных путей. Перечень их будет устанавливаться Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь с учетом заявок областных и Минского городского исполнительных комитетов на основании перечня видов работ, определяемого Советом Министров Республики Беларусь.
– Что представляет собой механизм замены воинской службы на альтернативную?
– Не позднее десяти календарных дней до окончания мероприятий по призыву на срочную военную службу, службу в резерве гражданин может обратиться в призывную комиссию по месту жительства с письменным заявлением о замене воинской службы на альтернативную. В нем должны быть указаны причины, побудившие заявить о такой замене. Для подтверждения информации, изложенной в заявлении, к нему следует приложить автобиографию и иные материалы. Данное заявление будет рассматриваться на заседании призывной комиссии в присутствии заявителя. Следует знать, что призывная комиссия вправе пригласить на заседание представителей религиозных и иных организаций, других граждан, которые могут дать пояснения по существу заявления. Кроме того, призывная комиссия может запросить характеристику на гражданина, подавшего заявление, с места работы или учебы, а также иную информацию, имеющую отношение к рассматриваемому вопросу. Законом определены основания для принятия решения об отказе в замене воинской службы на альтернативную.
– Отличаются ли сроки прохождения альтернативной службы от срочной военной?
– Да, отличаются. Для тех, кто имеет высшее образование, это 24 месяца, отпуск - 20 календарных дней, по 10 дней в году. Для не имеющих высшего образования - 36 месяцев с правом на отпуск в 30 календарных дней, ежегодно по 10 дней. При этом продолжительность рабочей недели не должна превышать 48 часов.
– Предусмотрены ли законом ограничения, связанные с прохождением альтернативной службы?
– Ограничения есть. «Альтернативщики» не вправе принимать участие в забастовках, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, в том числе предпринимательской.
– Закреплены ли в данном законе социальные права и гарантии для граждан, проходящих альтернативную службу?
– «Альтернативщики» будут бесплатно получать медпрепараты при лечении по аналогии с военнослужащими срочной службы. Они освобождены от платы за пользование предоставленным им на период службы помещением и за жилищно-коммунальные услуги. Проходящим альтернативную службу дадут и право оставаться в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в течение всей службы и еще один год после нее. Гражданам во время прохождения альтернативной службы будут выплачивать ежемесячное денежное содержание в размере 150 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, за два последних квартала. Его размер будет повышаться: на 20 процентов бюджета прожиточного минимума - с 13 месяца альтернативной службы, на 40 процентов бюджета прожиточного минимума - с 25 месяца альтернативной службы. Законом определено, что время прохождения гражданами альтернативной службы засчитывается в стаж работы.
Виктор ГРИГОРЬЕВ
Все интервью