Дипломатия: прагматизм и наступательность Внешнеполитическая стратегия Беларуси нуждается в корректировке, заявил недавно Глава государства на совещании по приоритетам внешней политики на современном этапе. Какой же целесообразно ей быть в нынешних условиях? В ходе заседания «круглого стола» СБ.Беларусь сегодня рассуждает Сергей Рачков
Стратегические очертания
Беларусь всегда стремилась развивать одинаково добрые, плодотворные, взаимовыгодные отношения со всеми странами по всем векторам. Но сегодня стоит вопрос о том, чтобы сделать акцент на развитии отношений именно с теми странами, которые хотят взаимодействовать с Беларусью, развивать политическое, торгово-экономическое, гуманитарное сотрудничество. На мой взгляд, мы должны сделать больший упор на работу в тех государствах, о которых говорил Президент на встрече с главами дипломатических представительств. Это страны дальней дуги и постсоветского пространства: Российская Федерация, Китай, Индия, Пакистан. У нас также много друзей в Африке — Египет, Алжир, Судан и другие государства. Уверен, что и западные страны со временем переосмыслят свою политику в отношении Беларуси и мы продолжим нашу совместную работу. Все эти и другие аспекты будут отражены в концепции внешней политики Беларуси, проект которой сейчас разрабатывается, в том числе с участием парламентариев, в Министерстве иностранных дел.
Сегодня наша внешнеполитическая стратегия должна быть в первую очередь наступательной. Во-вторых, она должна быть очень прагматичной. Мы должны стать чуть более агрессивными в реализации наших внешнеполитических и внешнеэкономических задач.
Нейтралитет здесь неуместен
Мы много говорили о принципе нейтралитета в первые годы независимости нашей страны. А потом занялись конкретными прагматичными вопросами, в первую очередь решением экономических задач. И эта тема перестала звучать в дискурсе. Сейчас мы вновь вспомнили о том, что в Конституции есть такое положение.
На мой взгляд, сегодня быть полностью нейтральным во взаимозависимом мире очень сложно. Принцип нейтральности включает то, что Беларусь не направляет Вооруженные Силы за пределы своей страны.
Сохранится ли многовекторность
Многовекторность внешней политики нашей страны нами отточена и проверена временем. Многие методы и формы работы апробированы как МИД, так и другими органами, которые участвуют в реализации внешней политики. Основной ее принцип — реализация экономических интересов и продвижение экспорта белорусских товаров и услуг. С учетом того что коллективный Запад проводит политику санкционного давления на нашу страну, и в первую очередь применяет экономический прессинг, многовекторность становится еще более актуальной и необходимой. Ожидают ли нас на восточном направлении, тем более что у каждой страны свои национальные интересы? Но, к счастью, у нас нет с большинством стран каких-то политических разногласий. Это говорит о том, что нам нужно сосредоточиться на реализации конкретных экономических, инвестиционных, гуманитарных проектов.
Каким должен быть дипломат XXI века?
Наша дипломатия должна быть очень практичной, потому что время выдвигает такие требования. Сегодня очень важно быть настойчивыми, ставить конкретные цели и их добиваться. Хочу также заметить, что в XXI веке дипломат не должен потерять классические черты дипломата и XIX, и XX веков. Широкий кругозор, профессионализм, умение проводить переговоры, соблюдать этические требования и нормы — неотъемлемые качества.
Но главное — это любовь и преданность своей стране и своему народу. Кроме того, XXI век ставит перед дипломатом вопрос универсальности. Поэтому сегодня дипломат должен быть и маркетологом, и экономистом, и специалистом, который разбирается в современных вопросах внешней торговли.