О промышленной безопасности
Прежде чем говорить о законе, нужно определиться с тем, что же обозначает термин «промышленная безопасность». Если уйти от сложных формулировок, то это предотвращение аварий на производстве и минимизации их последствий. За этим определением стоит целый комплекс мероприятий: от соблюдения безопасных условий работы до оперативного реагирования на опасность. Четко выстроенная система промышленной безопасности – это, по сути, показатель того, насколько хорошо защищены промышленные объекты и люди, работающие на них. Для обеспечения промышленной безопасности необходимо не только привлечь надежную технику, но и соблюдать все необходимые нормы. Над усовершенствованием этих норм, их унификацией сегодня и работают депутаты обеих палат белорусского парламента.
О необходимости совершенствования
В нашей стране система промышленной безопасности выстроена достаточно давно и оценивается экспертами как высокоэффективная. Наглядное тому подтверждение – низкое количество аварий и инцидентов на опасных производствах. Это с одной стороны. С другой, закон, который сейчас регламентирует взаимоотношения в этой сфере, принимался 15 лет назад. И за это время к нему принято большое количество подзаконных актов. Нередко они могут по-разному трактовать одни и те же статьи закона или даже противоречить друг другу, что, естественно, не добавляет ясности в сфере обеспечения промышленной безопасности. Не нужно забывать и о том, что уровень технических возможностей предприятий за это время кардинально изменился. На производствах появились новые технологии и оборудование, которое до этого безопасное производство переводит в разряд опасных или потенциально опасных. В новом законе нужно учесть все эти нестыковки и новшества, чтобы на другом качественном уровне сформировать базу для промышленной безопасности. И для того, чтобы эта база стала настоящим ключом к безопасности наших предприятий, в ее разработке принимают активное участие представители промышленных производств Беларуси. К примеру, выездные заседания по обсуждению законопроекта прошли в ОАО «Нафтан» и ОАО «Полоцктранснефть Дружба». Свои рекомендации и предложения готовило и управление охраны труда, промышленной безопасности и лицензирования объединения «Белоруснефть».
Об основных нововведениях
Сам по себе закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, степень ответственности руководства предприятия в соблюдении норм промышленной безопасности и границы полномочий надзорных и контролирующих органов. После принятия законопроекта надзор за безопасным ведением работ в промышленности Беларуси должен стать более рискориентированным.
Разработчики предлагают все производственные объекты разделить на три типа опасности: чрезвычайно высокую, высокую и среднюю. И учесть совершенно новый тип – «потенциально опасный объект».
В проекте закона переработаны и даны в новой редакции термины «авария», «инцидент», «техническое устройство»; в целях унификации введены термины «требования промышленной безопасности», «экспертиза промышленной безопасности», «эксперт в области промышленной безопасности».
Еще одно новшество, на которое хотелось бы обратить внимание, – теперь любой опасный производственный объект еще до ввода в эксплуатацию будет включаться в государственный реестр опасных объектов, а исключаться из него только после вывода из эксплуатации. При таком подходе, даже если объект будет менять собственников, входить в разные ведомственные структуры, реконструироваться, модернизироваться – из реестра он не исчезнет. И будет всегда в поле зрения надзорных органов.
Изменит новый закон и подходы к проведению экспертизы промышленной безопасности. Сейчас эта функция возложена на специалистов Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (Госпромнадзор). После принятия закона такое заключение смогут давать эксперты в области промышленной безопасности организаций, аттестованные Госпромнадзором. Такая система позволит сократить сроки проведения экспертиз, уменьшит документооборот и, как результат, облегчит принятие управленческих решений при строительстве и модернизации производственных объектов.
Кроме того, предполагается отрегулировать вопросы взаимодействия Госпромнадзора со страховыми организациями и определить точное количество надзорных объектов.
Об аттракционах под контролем
Новое определение «потенциально опасный объект» вызывает закономерный вопрос о том, какие объекты необходимо отнести к этой категории. Речь идет, например, о лифтовом хозяйстве и аттракционах. На первый взгляд, лифты и качели-карусели сложно назвать промышленными объектами. Но если говорить с точки зрения безопасности, то проблемы в сфере аттракционного бизнеса и лифтового хозяйства очевидны. В первом случае речь идет в большей степени о гастролирующих передвижных цирках и временных аттракционах. Когда их работа, согласно новому законопроекту, будет регламентирована нормативно-правовыми актами, это с большой долей вероятности исключит инциденты, связанные с безопасностью посетителей. Что касается лифтов, то здесь есть такая статистика: в Беларуси сейчас свой ресурс выработала почти половина используемых подъемных устройств. Согласитесь, это повод взглянуть на них через призму безопасности.
О международных стандартах
Новое законодательство создавалось с учетом норм международного права в области промышленной безопасности. В условиях, когда белорусские предприятия активно осваивают зарубежные рынки сбыта и сотрудничают с иностранными компаниями, это необходимость. Так, в связи с принятием технических регламентов ЕЭС в законе переработана статья о подтверждении соответствия технических устройств на опасном производственном объекте. В частности, в нее добавлен пункт, регламентирующий обязательное соответствие потенциально опасных объектов и технических устройств требованиям законодательства Республики Беларусь, международным договорам и международно-правовым актам, составляющим право Евразийского экономического союза.
Галина ГОРБАЧ
Все интервью