Виктор Александрович, в августе университет будет праздновать 60-летие — к юбилею подходите с высокими показателями. В чем секрет успеха?
В. С.: Звание лауреата Премии СНГ 2017 — не случайность. К этому результату шли постепенно. В 2011 году получили Премию Правительства Беларуси за достижения в области качества, спустя пять лет подтвердили звание лауреата. В 2013-м победили в республиканском профессиональном конкурсе «Брэнд года». В 2014-м вошли в список лучших вузов стран СНГ.
Начали активно заниматься вопросами качества в 2008 году. ГрГМУ первый медвуз страны, где сертифицирована система менеджмента качества, соответствующая требованиям ISO 9001 в национальной (СТБ ISO 9001-2009) и немецкой (DINEN 9001-2008) cистемах.
Для эффективного менеджмента внедрены системы сбалансированных показателей и рейтинговой оценки преподавателей, конкурсный отбор кандидатов на вакансию, электронный документооборот. Разработана сетевая компьютерная программа «Мониторинг целевых показателей», не имеющая аналогов в республике, которая помогает отслеживать выполнение целевых показателей на различных уровнях.
Стараемся рационально формировать студенческие группы, чтобы адаптировать первокурсников к большим объемам материала. С ними работают психологи. Постоянно контролируем не только учебу студентов, но и работу преподавателей.
Регулярно проводим опросы студентов. Ежегодно анкетируем выпускников. Нам важна их оценка учебного процесса: проведения практических занятий, чтения лекций. Анализируем ответы и корректируем ситуацию.
Учитываем мнение заказчиков молодых кадров: рассылаем анкеты в те медучреждения, куда распределились наши выпускники.
Как за последние годы изменился состав преподавателей и студентов? Какие метаморфозы коснулись качества обучения?
В. С.: Первый набор студентов 60 лет назад составлял лишь 250 человек. В первом семестре на 9 кафедрах работали 7 доцентов и кандидатов наук.
Сегодня на 1–6 курсах обучаются 4 093 студента. На начало 2017–2018 учебного года общая численность сотрудников университета составила 1 276. Учебно-методическую работу на 45 кафедрах обеспечивают более 600 преподавателей (54 % имеют ученую степень).
Действующая сертифицированная система менеджмента качества помогает использовать передовые образовательные технологии (виртуальная обучающая среда Мооdle, организация самостоятельной работы студентов, создание сайтов для онлайн-обучения). Это позволяет обеспечивать высокий уровень подготовки.
Растет интерес студентов к научной деятельности. У многих на момент окончания вуза уже по 10–15 научных публикаций.
К услугам обучающихся и молодых ученых богатая университетская библиотека. Создана база учебных пособий для студентов и сотрудников. На сегодня у нас уже 466 электронных учебных методических комплексов, зарегистрированных в Институте прикладных систем. Широко используем мультимедийную технику. При подготовке к занятиям молодые люди работают быстро и эффективно.
Качество медицинского образования определяет прежде всего уровень практикующего врача. Как идет подготовка будущих специалистов к работе в медчреждениях?
В. С.: Обучение в вузе практико-ориентированное. В феврале 2013 года впервые в Беларуси открылась лаборатория практического обучения, оснащенная современными тренажерами, манекенами, симуляторами для медицинских манипуляций. Здесь студенты активно осваивают практические навыки: учатся делать трахеостомию, пункции, инъекции. На старших курсах отрабатывают лапароскопическую технику, аппендэктомию, холецистэктомию. При необходимости могут заниматься в симуляционной лаборатории в удобное время после занятий.
Открыт практикум УЗ-диагностики, виртуальных лапароскопических операций. Закуплен виртуальный анатомический стол.
В онлайне можно изучить работу ангиографа (он находится в областном клиническом кардиоцентре), а также КТ и МРТ (функционируют в областном клиническом перинатальном центре), «побывать» в оперблоке областной клинической больницы во время вмешательства… С таким качеством подготовки наши студенты востребованы во всем мире.
Ежегодно увеличивается приток иностранной молодежи — дипломы университета признаны ВОЗ. В чем секрет популярности?
В. С.: Сегодня у нас обучается более 700 студентов из 34 стран. В этом году планируем набрать еще 150. В основном это молодые люди из Индии, Шри-Ланки, Нигерии, Туркменистана. Каждый год по экспорту услуг «плюсуем» на 12–13 %.
Зарубежным студентам предлагаются две формы обучения: на русском или английском языке. При успешном завершении курса выпускнику выдается диплом международного образца, присваивается квалификация врача. Дипломы университета признаны не только ВОЗ, но и Образовательной комиссией выпускников медвузов, медицинскими советами многих стран. Выпускники нашего вуза подтверждают квалификацию в США, Англии, Австралии, Индии, Сирии, Пакистане, Германии. Польше.
Гордость вуза — успехи студентов и преподавателей, востребованность их знаний в практическом здравоохранении…
В. С.: Для повышения эффективности и доступности высококвалифицированной медпомощи населению и иностранным гражданам на базе университета работает Профессорский консультативный центр. За прошлый год сотрудники 26 клинических кафедр, расположенных на 22 клинических базах, проконсультировали более 260 тысяч пациентов, выполнили 7 355 оперативных вмешательств. Среди медвузов страны ГрГМУ лидирует в защите прав интеллектуальной собственности: у нас 444 патента на изобретения и полезные модели.
Наша гордость — это люди, которые трудятся здесь уже много лет. Среди них заслуженные деятели наук: профессор кафедры инфекционных болезней Владимир Цыркунов, профессор кафедры неврологии и нейрохирургии Яков Гордеев, заведующий кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии Сергей Зиматкин, заведующая 2-й кафедрой детских болезней Нэлла Парамонова, которые награждены медалью Франциска Скорины, и многие другие. У каждого из них уникальный профессиональный багаж.
Гордимся своими воспитанниками. Ежегодно в Республиканском конкурсе научных работ студентов принимают активное участие наши воспитанники. В 2016 году в секции клинико-лабораторной диагностики была отмечена шестикурсница лечфака Надежда Кривецкая, в 2017-м в научной секции «хирургия» лидировали студенты этого факультета Ксения Лапчук, Николай Лазаревич и Анна Рышкевич. Команда вуза заняла первое место в Республиканской олимпиаде по учебной дисциплине «Педиатрия», которая проходила недавно на базе ВГМУ.
Победителем Международной студенческой олимпиады по нейрохирургии в Тюмени стал шестикурсник факультета иностранных учащихся Ибрагим Саламов. В состязании принимали участие более 40 студентов медвузов Москвы, Санкт-Петербурга, Симферополя и других городов. Работа нашего студента признана самой качественной, а качество, как известно, стиль профессионалов.