Три года назад, выступая в Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь, Глава государства сказал: «Сенаторы должны идя от жизни, от практики, ответить на вопрос: принесет ли тот или иной закон пользу для людей и страны?». Эти слова легли в основу нашей законотворческой деятельности.
С октября 2012 года Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь пятого созыва было одобрено 356 законопроектов и принят к сведению 21 декрет Президента, из них 49 законопроектов и 6 декретов прошли через руки членов Постоянной комиссия по экономике, бюджету и финансам.
Особенно насыщенной для комиссии стала вторая половина 2015 года. В этот период нами было подготовлено для рассмотрения в Совете Республики 10 законопроектов и 2 декрета Президента Республики Беларусь, в том числе такие значимые для социально-экономического развития страны проекты законов, как «О республиканском бюджете на 2016 год», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения», «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Республики Беларусь», «О государственно-частном партнерстве».
Данные проекты прошли очень детальную и тщательную проработку. Скрупулезному анализу подвергались каждая статья доходов и расходов республиканского бюджета, внимательнейшим образом рассматривались новации, вносимые в Налоговый и Бюджетный кодексы, учитывались предложения ученых-экономистов, руководителей субъектов хозяйствования и предпринимателей.
Результатом этой работы стали подписанные Главой государства нормативные правовые акты, создающие необходимые правовые условия для сбалансированного социально-экономического развития страны в 2016 году, выполнения важнейших параметров прогноза социально-экономического развития, оптимизации бюджетных расходов, реализации принципов жесткой экономии и максимального использования имеющихся резервов, повышения эффективности и сохранения стабильности налоговой системы, создания условий для перехода на среднесрочное бюджетное планирование, внедрения программно-целевого метода в бюджетный процесс, совершенствования бюджетного и налогового законодательства с учетом наработанной и применяемой практики, а также международного опыта, решения других задач хозяйственной деятельности и в целом во всей социально-экономической сфере республики.
Новые перспективы в развитии частной хозяйственной инициативы и предпринимательства открывает Закон Республики Беларусь «О государственно-частном партнерстве». Без преувеличения можно сказать, что изложенные в нем нормы открывают новую веху в развитии взаимодействия государства и бизнеса по реализации инфраструктурных проектов социальной направленности. Разработка данного законопроекта осуществлялась в течение пяти лет. За это время по данному вопросу состоялись десятки мероприятий с участием представителей государственных органов, науки и бизнес-сообщества: парламентские слушания, международные конференции и семинары, заседания профильных комиссий Палаты представителей и Совета Республики, президиума научно-консультативного совета по вопросам социально-экономического развития Республики Беларусь при Президиуме Совета Республики. Законопроект прошел комплексную международную экспертизу и общественное обсуждение. Разработчики, руководствуясь принципом — забота о будущем состоит в том, чтобы отдать все настоящему, смогли собрать в результате все лучшее из мирового опыта, учесть нормы модельного закона СНГ «О публично частном партнерстве», предложения бизнес-союзов и иных заинтересованных и реализовать в проекте Закона.
Законотворческая деятельность требует постоянного внимания к вопросам, вытекающим из реализации правовых актов на практике. В этой связи Советом Республики на системной основе проводится мониторинг применения законов Республики Беларусь. Темой такого мониторинга нашей комиссии в 2015 году стал Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». Необходимость детального анализа правоприменительной практики, выявления возможных пробелов правового регулирования вытекает из существенных изменений, происходящих в окружающем нас мире, прежде всего в экономике. В ходе мониторинга нами был собран значительный объем информации, проведен его анализ и выработаны конкретные предложения по совершенствованию данного законодательного акта.
Неотъемлемой частью законотворческого процесса является изучение международного опыта. В сентябре 2015 года в г. Сочи прошел второй Форум регионов Беларуси и России на тему «Промышленная политика Союзного государства: общие подходы и региональные аспекты». Он стал важным событием в развитии сотрудничества наших стран. Члены Постоянной комиссии приняли активное участие в обсуждении задач развития промышленной политики, ее научно-технологической и инновационной составляющих, учета специфики различных секторов и технологических направлений, диверсификации национальных экономик, создания новых производств, развития человеческого капитала и выработке конкретных решений. В первом полугодии 2016 года мы намерены самое пристальное внимание уделить гармонизации законодательных актов Республики Беларусь с законодательством государств — участников Союзного государства и Евразийского экономического союза.
Законы, регулируя общественные отношения в той либо другой сфере человеческой деятельности, имеют своей целью, прежде всего, улучшение качества жизни граждан. Поэтому изучение мнения простых людей является неотъемлемой частью подготовки нормативных правовых актов. Реализуя это требование, члены Совета Республики регулярно встречаются с населением, депутатами местных Советов депутатов, принимают участие в заседаниях органов местного управления и самоуправления, тщательно рассматривают поступающие к ним письма. Этот прямой непосредственный контакт позволяет реалистично оценивать социально-экономическое положение регионов, видеть существующие проблемы и сложности, знать позицию и мнение людей и, следовательно, находить правовые формы для их отражения в проектах подготавливаемых документов.
В настоящее время, комиссия активно изучает правоприменительную практику Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2013 года «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». В условиях развития и совершенствования рыночных отношений, создание действенного механизма противодействия монополиям актуально не только для хозяйственников и предпринимателей, это вопрос качества и цены товара для каждого из нас. Поэтому мы надеемся на участие в обсуждении данного вопроса всех заинтересованных лиц: и рабочих, и хозяйственных руководителей, и экономистов, и предпринимателей и будем благодарны за любые ваши предложения, касающиеся данной темы.
И я, и мои коллеги понимаем, что нас, законодателей, оценивают по результатам действия принимаемых законов. Поэтому видим свой первейший гражданский долг и важнейшую обязанность в том, чтобы закрепляемые в законах правила общественной жизни максимально реалистично отражали эту жизнь и всемерно способствовали ее гармоничному развитию.
Все интервью