Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Совет РеспубликиНационального собрания Республики Беларусь

Развитие университетов - в совершенствовании их инновационной деятельности

Создание инновационной экономики невозможно без опоры на национальные научные школы и опережающее образование. Подготовка специалистов, способных на основе новейших достижений науки и техники, глубоких фундаментальных знаний генерировать новые идеи и внедрять ноу-хау в производство и социальную сферу, обеспечивать перспективное развитие высокотехнологичных отраслей экономики, - главная задача учреждений высшего образования. О том, какое место занимают университеты в научной сфере республики, корреспонденту БЕЛТА рассказала первый заместитель министра образования Ирина Старовойтова.

- Ирина Анатольевна, в чем вы видите развитие научной составляющей деятельности белорусских вузов?

- Наши университеты занимают достойное место в научной сфере республики. Выполняют исследования и готовят специалистов в университетах более 20 тыс. человек профессорско-преподавательского состава и научных работников. Ученую степень и звание имеет почти каждый второй преподаватель. Развитие университетского сектора науки мы видим в углублении и расширении фундаментальных и прикладных исследований, увеличении и эффективном использовании интеллектуального капитала в университетах, как это делается во многих странах.

Структура национальной инновационной системы включает в себя несколько систем: образование и наука, инфраструктура (технопарки, отраслевые лаборатории, научно-исследовательские центры, центры трансфера технологий), правовое сопровождение, создание субъектов интеллектуальной собственности, их коммерциализация. Совершенствование субъектов инновационной деятельности, лабораторий, научного персонала, инновационной инфраструктуры, которая направлена на взаимодействие с промышленными предприятиями, является важнейшим условием развития современного университета. В этой связи мы реализуем модель "Университет 3.0".

- Как развивается этот экспериментальный проект?

Начало реализации модели "Университет 3.0" - осень 2018 года. Она рассчитана на исполнение в течение пяти лет. Этот проект предусматривает комплексное развитие научно-исследовательской, инновационной и предпринимательской инфраструктуры, целями которой являются в том числе создание инновационной продукции. Поэтому он предполагает изменение содержания учебно-программной документации. Это касается дисциплин, которые ориентированы на формирование инновационного мышления и предпринимательской инициативы.

На настоящий момент модель "Университет 3.0" реализовывается в семи университетах: БГУ, БНТУ, БГУИР, БГЭУ, БРУ, ГрГУ, БГТУ. В 2018 году на первом этапе перехода на эту модель университеты разработали дорожные карты по совершенствованию образовательной, научной деятельности, подготовили пакет предложений по развитию инновационной инфраструктуры за счет средств Всемирного банка развития, открыты по I и II ступеням высшего образования инновационные специальности, разрабатывается новое содержание образовательных программ, чтобы формировать у обучающихся компетенции для предпринимательской деятельности, создана и укрупнена сеть инновационной инфраструктуры.

В 2018 году инновационная инфраструктура вузов Министерства образования пополнилась 8 отраслевыми лабораториями для решения задач машиностроения, здравоохранения и химической отраслей, финансовой и налоговой сферы. Таким образом, в ее состав входят 17 отраслевых лабораторий, 6 научно-технологических парков и 2 центра трансфера технологий. Прорабатываются вопросы об открытии еще двух отраслевых лабораторий на базе БГУИР и Гродненского государственного университета имени Я.Купалы.

В инновационной структуре сконцентрирована лучшая материально-техническая база для исследований и выполнения инновационных проектов стоимостью в миллионы рублей. Идеи, воплощенные в товар или научную услугу, приносят прибыль. Развитие взаимодействия университетов с реальным сектором экономики осуществляется посредством проведения совместных коллегий с отраслевыми министерствами и ведомствами, создания ресурсных центров по подготовке кадров для нужд отдельных отраслей национальной экономики, отраслевых лабораторий и технопарков на базе университетов с участием заказчиков кадров, развития деятельности филиалов кафедр на передовых производствах, заключения прямых договоров между учреждениями образования и базовыми организациями, а также через разработанный Министерством образования межотраслевой задачник, в котором содержатся запросы предприятий и организаций по созданию новых технологий и решению проблемных вопросов.

В 2018 году университеты в соответствии с межотраслевым задачником работали более чем по 55 направлениям. В прошлом году вузы привлекли внебюджетное финансирование по научной, научно-технической и инновационной деятельности в размере около Br40 млн.

- В каких госпрограммах участвуют организации Министерства образования?

- Университеты и научные организации Министерства образования участвуют в выполнении более 818 заданий во всех 12 государственных программах научных исследований. На эти цели из республиканского бюджета выделено Br15,2 млн, или 18% общего финансирования фундаментальных исследований в стране. Наши организации и высшие учреждения образования вносят свой собственный финансовый вклад, в том числе в развитие инновационных производств и исследований фундаментального и прикладного направления. Из небюджетных источников поступило Br2 млн, причем около 32% заданий выполняется совместно с научными организациями, подчиненными другим органам госуправления, из них 88,6% - с организациями Национальной академии наук Беларуси.

Благодаря участию, например, в государственной научно-технической программе "Эталоны и научные приборы" (подпрограмма "Научно-учебное оборудование") создана аппаратура для анализа элементов веществ в промышленных, медико-биологических и криминологических лабораториях, созданы персональный испытательный центр, который представляет собой центр нового класса испытательного оборудования, имеющий полную автоматизацию, учебный класс, производственная лаборатория для изготовления образцов и моделей силовых систем на оборудовании для 3D-печати.

- Как обстоят дела с педагогическими кадрами, занятыми в научной сфере?

- Основные усилия Министерства образования сосредоточены на поддержке научной карьеры молодых людей. Сегодня аспирантура открыта в 26 вузах по 233 специальностям, докторантура - в 15 университетах по 180 специальностям. Доля обучающихся в аспирантуре в возрасте до 30 лет в 2018 году составила 58%, а средний возраст присуждения степени кандидата наук - 34 года. В пределах установленного срока обучения в аспирантуре диссертации защитили 9% выпускников при показателе госпрограммы 5,8%, в докторантуре - 25% при показателе госпрограммы 16,5%.

В соответствии с указом проведен открытый республиканский конкурс для назначения стипендий Президента Беларуси молодым ученым на 2018 год. Стипендии назначены 100 талантливым ученым, в том числе 31 работнику учреждений высшего образования, подчиненных Министерству образования.

Распоряжением Президента на 2018 год стипендии назначены 92 аспирантам учреждений образования и организаций, реализующих образовательные программы послевузовского образования (в том числе 55 аспирантам учреждений образования и организаций системы Министерства образования).

Ежегодно проводится конкурс проектов научно-исследовательских работ докторантов, аспирантов, соискателей и студентов на получение для их выполнения грантов из средств республиканского бюджета. В 2018 году Министерство образования для грантовой поддержки 111 проектов выделило Br350 тыс. На XXIV Республиканском конкурсе научных работ студентов, в котором приняли участие студенты 55 вузов (на республиканском этапе конкурса участвовало почти 4 тыс. работ), звание лауреата получили 70 научных работ, первую категорию - 799 научных работ, вторую категорию - 1464 научные работы, третью категорию - 913 научных работ.

Лауреатам специального фонда Президента оказывается социальная поддержка. Это повышенная стипендия и преимущество при распределении на первое место работы.

Ведется системная работа по вовлечению студенческой молодежи в научно-исследовательскую деятельность. Для получения навыков исследовательской работы студенты проходят производственную (преддипломную) практику. В этих целях в научных учреждениях создано более тысячи филиалов кафедр учреждений высшего образования министерства и учебно-научно-производственных комплексов.

Кроме этого, в 16 университетах активно работают советы молодых ученых, которые созданы с целью привлечения молодых людей к научно-исследовательской деятельности.

Светлана ПЕКАРЬ

Все интервью