Он рассказал «Перспективе», как полюбил философию, насколько интересно ему работать со студентами и в чем видит цель политической деятельности.
У истоков
– Поступая в университет, вы выбрали биологический факультет, но впоследствии философия стала предметом вашего научного интереса. Почему?
– Наверное, каждый молодой человек стремится глубже разобраться в себе и окружающих людях, понять устройство мира. Я поступал в университет в 90-е годы, самое начало перемен. Менялась страна, у людей – мировоззрение, жизненные установки, приоритеты. Фактически на моих глазах формировалась совсем другая жизнь. Это был период моего взросления. Мне предстояло выбрать профессию. Я понимал, что надо выбирать такую, которая будет востребована обществом. Решил изучать естественные науки, которые показывают красоту, мудрость и сложность мироздания. Поступил на биологический факультет, изучал биологию и психологию, но окончательно определиться с выбором жизненного пути смог уже в процессе обучения в университете. Большое влияние на меня оказал профессор философии Чеслав Станиславович Кирвель. Впоследствии он стал моим научным руководителем. Так я заинтересовался философией– интереснейшей из наук, которая дает ответы на многие вопросы, касающиеся устройства мира. Обучался в аспирантуре по философии, после ее окончания защитил кандидатскую диссертацию, которую посвятил социализации личности. Меня интересовало, как большие перемены в развитии общества влияют на формирование личности.
– То есть во время написания научной работы вы пытались ответить на вопросы, которые задавали себе еще в юности?
– Можно и так сказать. После распада Советского Союза люди получили больше свободы и возможностей для самореализации. Но такой уровень свободы предполагает и большую ответственность. Кроме того, были очень непростые экономические условия жизни. Оказалась разрушенной единая система ценностей, объединяющая общество. Далеко не все смогли приспособиться к новым условиям, резко возросло количество правонарушений, самоубийств. Нужно было создавать новую систему идеалов, которая смогла бы объединить белорусское общество.
– Получается, на том этапе развития общества профессия философа была востребованной? А сейчас?
– Эта профессия существует уже на протяжении более двух с половиной тысяч лет. Философы во все времена предлагали обществу пути развития, поскольку в определенном смысле предвидели будущее. Не всегда их предложения поддерживались представителями власти, но во все времена к мнению философов прислушивались. Поэтому я уверен, что эта профессия не исчезнет. Сегодня молодые люди, получившие философское образование, могут преподавать, заниматься наукой, а также реализовать себя в законодательной деятельности. Думаю, философский взгляд на мир поможет мне в работе сенатором.
– Но почему именно этой науке вы посвятили себя? Ведь в 90-е это вряд ли было прибыльным занятием…
– Я всегда себя видел в ней и проработал уже 20 лет. Да, было нелегко, но никогда не пожалел о своем выборе. Хоть мне и пришлось на протяжении какого-то периода много работать, чтобы обеспечить семью. Я относительно рано женился: в 22 года у меня уже появилась семья. Была возможность возглавить строительное дело отца, но отказался. Видимо, пошел по маминым стопам: она педагог.
Научная среда
– Вы стали проректором университета несколько лет назад, но продолжаете преподавать?
– Университет, по определению, есть совокупность ученых, ведущих преподавательскую деятельность. Они знакомят студентов с современными научными идеями, в том числе и полученными самостоятельно. Кстати, студенты с большим интересом воспринимают материал, когда узнают, что это – результат научных исследований преподавателя или его коллег. Считаю, что если ученый занимает руководящую должность, он не должен отказываться от преподавания, потому что это позволяет поддерживать свой научный уровень и глубже понимать процессы, происходящие в студенческой среде. Сейчас я работаю и с белорусскими, и с иностранными студентами.
– Какие вопросы решает первый проректор университета, и из чего состоит его день?
– Начинаю рабочий день в 8.30, ухожу с работы примерно в шесть-семь вечера. В мои обязанности входит координация работы структурных подразделений по всем направлениям деятельности университета, курирую кадровые вопросы, подготовку кадров высшей научной квалификации, в целом повышение квалификации сотрудников, процессы информатизации в вузе. Организовываю деятельность по разработке и выполнению программ реализации стратегии университета. Важным направлением является работа с одаренной и талантливой молодежью, позволяющая раскрыть потенциал каждого студента, помочь ему найти свое призвание.
– Вы – лояльный преподаватель и руководитель?
– Скорее да, чем нет, хотя в молодости было иначе. С возрастом понимаешь, что в образовании очень важен процесс, а не только результат. Для студентов цель – не просто сдача экзамена. Моя задача – заинтересовать их предметом, вдохновить на достижение важных для них жизненных целей. Очень многое зависит от подхода преподавателя. Что касается моих коллег, то я всегда настроен на продуктивное, дружелюбное сотрудничество с ними. В каждом человеке вижу не исполнителя той или иной функции, а личность – уникальную и неповторимую.
Сторонник единства
– Почему решили баллотироваться в Совет Республики, ведь сенатор – не освобожденная должность и забот стало больше?
– Решил принять участие в выборах, ибо считаю, что у меня есть понимание процессов, которые происходят в обществе, основных тенденций его развития. Комиссия, в состав которой вхожу в верхней палате парламента, рассматривает законопроекты, являющиеся базовыми для существования и развития социума. Сегодня идет работа по внесению изменений в Кодекс об административных правонарушениях, Гражданский кодекс. Кроме этого, в мои обязанности входит проведение встреч с трудовыми коллективами, информирование общества об обстановке в Беларуси и вызовах в мире, ответы на насущные вопросы людей. Безусловно, буду проводить прямые линии и личный прием граждан.
– Какие события, происходящие сейчас в других странах мира, вызывают у вас наибольшую обеспокоенность?
– Знаете, в детстве я не понимал, когда люди пожилого возраста желали мирного неба над головой. Но смысл этого пожелания сейчас как никогда актуален. Вооруженные конфликты продолжают происходить во многих странах в мире. Уже годами ведутся гражданские войны в Ираке, Сирии, Ливии. Идет борьба за сферы влияния, экономические и другие ресурсы, а страдают обычные жители: умирают, получают ранения, остаются без жилья. Надо глубоко разбираться, какие причины привели к такому положению дел, чтобы не допустить подобной ситуации у нас.
– Какой путь дальнейшего развития вы видите оптимальным для Беларуси?
– Я сторонник интеграции на постсоветском пространстве с сохранением белорусского суверенитета. Для этого есть экономические основания. Страны, которые участвуют в союзах и макрорегиональных рынках, экономически более успешны. Пример тому – страны ЕС. Кроме того, военную сферу дорого содержать и целесообразнее создавать систему региональной безопасности. Даже обмен научными достижениями становится проще между учеными союзных государств. Эту мысль я провел в своей докторской диссертации, которую посвятил развитию восточнославянской цивилизации.
Основы бытия
– Расскажите немного о своей семье. Вы уже обмолвились, что рано женились.
– Моей супругой стала одноклассница, с которой дружили со школьной скамьи. В 25 лет у меня родилась первая дочь. Пришлось много работать, чтобы содержать семью, параллельно писал кандидатскую, но сил хватало на всё. Когда дочери подросли, я уже начал работать над докторской диссертацией.
– Вы строгий отец и муж?
– Мои дочери так думают, но я так не считаю (смеется). Несмотря на обстоятельства в жизни, работу, всегда занимался их воспитанием, старался учитывать их нужды и быть другом. Старшая дочь теперь учится в Гродненском медицинском университете, младшая – 11-классница, планирует стать юристом. Очень благодарен своей супруге за то, что она брала на себя все домашние хлопоты, а я смог посвятить себя научной деятельности. У меня есть дом в деревне. Мы с друзьями построили на участке баню, беседку. Люблю там и отдыхать, и работать. С удовольствием занимаюсь садом и огородом, садоводство стало одним из моих увлечений.
– Какая ваша заветная мечта?
– Не сочтите за пафос, но хочу, чтобы в стране была хорошая и спокойная жизнь. Моя мечта состоит в том, чтобы дело, которым занимаюсь, оказалось нужным и полезным для людей.
Все интервью