Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Совет РеспубликиНационального собрания Республики Беларусь

Эффективную экономику создает только грамотный хозяин

Способна ли аграрная отрасль работать без господдержки?
Как местные Советы решают проблемы регионов? Какие вопросы АПК требуют первоочередного внимания?
Способна ли аграрная отрасль работать без господдержки?
Эти и другие вопросы «СГ» в интервью председателя Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению заслуженного работника сельского хозяйства Александра Попкова

— Александр Андреевич,  местное самоуправление – одна из важнейших составляющих в системе белорусской государственности. От того, насколько эффективно действует власть на местах, люди судят о госуправлении в целом. Как, на ваш взгляд, используется сегодня депутатский потенциал и хватает ли полномочий у местных Советов для решения насущных проблем населения?

— Действительно, авторитет местных органов власти высок. Иногда от председателя сельсовета зависит больше, чем от другого руководителя. Во всяком случае, для конкретного человека, который обращается с той или иной проблемой. Городские, поселковые, сельские Советы депутатов – органы местного самоуправления, в их ведении, в том числе, социальное обеспечение населения: образование, здравоохранение, услуги ЖКХ, благоустройство городов и поселков, повышение качества жизни, особенно на селе. Также местная власть отвечает за реализацию важнейших госпрограмм социально-экономического развития, поддержки предпринимательства, обеспечения занятости и создания новых рабочих мест. 

Депутатский корпус  страны – 19,5 тысячи человек. В большинстве своем это активные люди, которые находятся в гуще проблем и вопросов по своему избирательному участку или округу. Однако разделяю и критические замечания в адрес депутатов, особенно местного уровня. Иногда люди даже  не знают имени народного избранника по своему округу. О чем это говорит? О том, что депутат подходит к своим обязанностям формально или же просто не понимает своей роли в решении важнейших задач социально-экономического развития региона. А ведь именно на первичном территориальном уровне определяются наиболее острые проблемы. Если необходимо, надо привлечь для помощи организации, специалистов узкого профиля или же госинституты.

Кроме того, депутаты должны быть помощниками руководителей областей, районов и предприятий. В регионах ищут пути повышения эффективности предприятий, уровня жизни населения. Определяются так называемые точки роста экономики, чтобы в перспективе регион мог выйти на самоокупаемость и самофинансирование. Нужно  создавать современные производства, которые смогут обеспечить людей новыми рабочими местами и станут своеобразными интеграторами экономики.

Все эти проблемы обсуждаются у нас на выездных заседаниях Совета по взаимодействию с органами местного самоуправления, созданного при Совете Республики. Мы их проводим в разных регионах Беларуси. Приглашаем руководителей местных органов власти, депутатов, ученых, представителей министерств, ведомств, специалистов узкого профиля, посещаем заводы, сельхозпредприятия, на месте вникаем в положение дел. Создание Совета сблизило нас с органами власти на местах и помогает совместно координировать, а главное — влиять на совершенствование законодательства. 

Возвращаясь к ответу на ваш вопрос, хочу отметить, что полномочий у депутатского корпуса местных Советов сегодня достаточно. Существующая законодательная база предоставляет большие возможности для их эффективной деятельности и участия в решении всех проблем. Вопрос состоит только в мере использования предоставленных полномочий и честном отношении к исполнению своих обязанностей.

— Постоянная комиссия, которую вы возглавляете, фактически координирует связь Совета Республики с депутатами всех уровней. Можно ли сегодня говорить, что она обратная, и местные Советы не остаются один на один с проблемами своего региона или округа?

— В ведении Постоянной комиссии по региональной политике и местному самоуправлению много вопросов. В частности, административно-территориальное устройство, природопользование и охрана окружающей среды, транспорт, ЖКХ, торговля, аграрная политика. Все актуальные проблемы этих отраслей в центре внимания комиссии. Они используются в практической работе непосредственно на местах во время выездных заседаний, которые регулярно проходят на предприятиях или в хозяйствах конкретного района или области. 

Например, одно из заседаний нашей комиссии прошло в середине июня в Кировском районе на базе ОАО «Рассвет имени К.П. Орловского». Оно посвящено повышению роли и ответственности региональных органов власти в обеспечении экономической устойчивости и инновационного развития агропромышленного комплекса. 

Тема актуальная и обсуждаемая в последнее время. Да, реализация госпрограмм развития сельского хозяйства позволила увеличить объемы производства сельхозпродукции, обеспечить продовольственную безопасность страны, сформировать солидный экспортный потенциал. Вместе с тем еще не решены проблемы долговых обязательств многих сельхозпредприятий. Недостаточно разработанный механизм ценообразования, кредитования и господдержки АПК также создал предпосылки экономической неустойчивости во многих организациях аграрного сектора. Очень больная тема — невысокая заработная плата, которая не позволяет обеспечить закрепление кадров, особенно молодых специалистов.

Проблемы очень непростые, они накапливались годами и требуют принятия четких и выверенных управленческих решений. Об этом неоднократно говорилось во время обсуждения на заседании нашей комиссии. Руководители ведущих сельхозпредприятий, фермерских хозяйств, Минсельхозпрода, представители местных органов власти и ученые высказывали различные точки зрения. Но все сошлись в одном: есть объективная необходимость принятия дополнительных мер по дальнейшему развитию аграрной отрасли, в том числе совершенствования законодательства.

По итогам заседания в Кировском районе выработаны предметные рекомендации профильному министерству. В частности, предложили конкретные меры по оптимизации размещения сельхозпроизводства с учетом почвенно-климатических и экономических условий хозяйствования; углубления специализации и концентрации производства, финансовому оздоровлению неплатежеспособных и выхода на эффективную работу убыточных организаций агропромышленного комплекса. Таким образом, проблемы деятельности конкретной отрасли или региона ложатся в основу разработки стратегических решений проблем республиканского масштаба. 

Работа в органах местного самоуправления — трудная, но, считаю, престижная деятельность. Профессиональную закалку политики, государственные служащие, руководители организаций должны получать именно в системе местного самоуправления.

— Вы много лет связаны с сельским хозяйством, прошли все ступеньки, знаете  отрасль не понаслышке. Какие главные успехи в АПК? И какие вопросы требуют первоочередного решения?

— В сельском хозяйстве проблем всегда достаточно, так как отрасль очень специфична. В зоне неустойчивого земледелия не всегда можно добиться того, что задумано, так как многое зависит от почвенно-климатических условий.

Главная заслуга: нам удалось сохранить крупное товарное сельхозпроизводство, которое обеспечивает 80 процентов всей аграрной продукции. За 2005—2016 годы во всех категориях хозяйств производство продукции увеличилось более чем на 40 процентов, а в крупнотоварных организациях, включая фермерский сектор, – почти на 66. В том числе продукции растениеводства – на 53 процента, животноводства – на 72 . Положительная динамика прослеживается и в текущем году. 

Беларусь практически полностью обеспечивает свои потребности в основных продуктах питания. Уровень самообеспеченности внутреннего рынка по мясу около 135 процентов, молоку – 230, яйцам – 130, картофелю – 105, овощам – 95, фруктам и ягодам – 55 процентов. По производству и потреблению мяса и молока в расчете на душу населения республика – лидер среди стран-участниц СНГ. 

В 2016 году за границу продано сельскохозпродукции и продуктов питания на 4,2 миллиарда долларов, в три раза больше, чем в 2005-м. Удельный вес поставок в общем объеме экспорта за этот период возрос с 9 до 17,7  процента. 

Беларусь входит в пятерку крупнейших мировых экспортеров молочной продукции. Причем по маслу сливочному и сухой молочной сыворотке занимает третью позицию мирового рейтинга, по сырам – четвертую, по сухому обезжиренному молоку – пятую. В 2016 году объем экспорта молока и молочных продуктов в натуральном выражении составил более 4,1 миллиона тонн, или 58 процентов от всего производства в республике. Экспортный потенциал молочной продукции вызывает чувство гордости за нашу страну. Да и мясных изделий тоже.  В прошлом году экспортировано мяса и мясопродуктов на сумму 812,1 миллиона долларов. В 2,8 раза больше, чем 2005-м.

Несомненно, такие результаты в отечественном аграрном комплексе достигнуты благодаря инвестиционной политике государства в развитие и модернизацию производственной и социальной инфраструктуры села. Это позволило провести техническое перевооружение АПК, создать 1481 агрогородок, улучшить обслуживание сельского населения. 

Вместе с тем надо признать, что в отрасли существует и немало проблем. Главные — эффективность работы и финансовое состояние. Пока же эффективность в большинстве сельхозпредприятий обеспечивается за счет преференций. Безубыточную работу без учета господдержки обеспечивает только треть хозяйств. Итоги работы за 2016 год показали: около половины сельхозпредприятий неплатежеспособны, более трети в критическом финансовом состоянии. Из-за роста неплатежей, закредитованности и высокой стоимости привлекаемых ресурсов усугубилась финансовое положение и в некоторых организациях перерабатывающей промышленности.

Без дополнительного комплекса мер по стабилизации и обеспечению устойчивого инновационного развития АПК не обойтись. Необходимо провести научно обоснованную оценку положения дел, четко определить точки роста. В ближайшее время в сельхозорганизациях предстоит оптимизировать структуру посевных площадей, углубить специализацию и повысить концентрацию производства товарной продукции льноводства, картофелеводства, овощеводства, плодоводства, рапсо-и свеклосеяния.

Надо рационально и грамотно разместить сельхозпроизводство по всем регионам с учетом почвенно-климатических и экономических условий. Выращивание крупного рогатого скота, свиней и птицы предстоит сосредоточить на крупных модернизированных и реконструированных фермах и комплексах. Одновременно необходимо решить проблему убыточности производства говядины. Следует, на мой взгляд, разработать и реализовать программу производства миллиона тонн говядины на территории Белорусского Полесья. 

Кроме того, важно сохранить бюджетное финансирование базовых основ сельхозпроизводства. К ним относятся меры по сохранению и повышению плодородия почв, мелиорации земель, селекции и семеноводству, племенному делу и ветеринарному обслуживанию, подготовке и обеспечению кадрами сельского хозяйства и другие. Главному аграрному ведомству совместно с другими госорганами республиканского и местного уровней необходимо выработать эффективную методику распределения прямого бюджетного финансирования общегосударственных мероприятий, предоставления субсидий субъектам и удешевления кредитов банков.  

— Прямая бюджетная поддержка АПК позволила стабилизировать развитие отрасли, обеспечить продовольственную безопасность страны и сформировать экспортный потенциал. Стоит ли в таких объемах и дальше тратить бюджетные деньги? 

— Господдержка сыграла ключевую роль в развитии АПК и обеспечении продовольственной безопасности. Вместе с тем сложившуюся систему в целом нельзя признать достаточной и эффективной. 

Во-первых, объем прямого бюджетного финансирования сельского хозяйства уменьшается. В 2016 году из консолидированного бюджета в АПК направлено почти два миллиарда рублей, или в эквиваленте около миллиарда долларов. Это наполовину меньше, чем сумма бюджетного финансирования аграрной отрасли в 2010-м. В 2017 году на финансирование АПК выделяется еще меньше — около 1,6 миллиарда рублей.

Во-вторых, значительную долю расходов занимает поддержка банковской системы, а не села. В структуре бюджетных расходов на АПК начиная с 2011 года более 30 процентов компенсационные выплаты по банковским процентам, в то время как 2005-м доля этих расходов была на уровне трех процентов. 

В-третьих, выделяемые бюджетные ресурсы осваиваются не полностью. После введения конкурсной основы финансирования отдельных подотраслей (удешевление племенной продукции, посадка садов, первичное обустройство фермерских хозяйств и так далее) выделяемые бюджетные средства осваиваются менее чем наполовину, либо не осваиваются вообще.  Поэтому стоит вопрос не сокращения, а оптимизации расходов. Сокращение поддержки сельского хозяйства может привести к тому, что мы будем не в состоянии удержать уже созданный потенциал АПК. 

Главная задача —  создание эффективного механизма льготного кредитования сельского хозяйства. Высокие процентные ставки по кредитам и их удешевление за счет бюджета становятся неподъемными для государства и сельхозпроизводителей. Решить эту проблему возможно путем привлечения ресурсов в уставный капитал ОАО «Белагропромбанк» для формирования собственного капитала и льготного кредитного фонда. Дополнительными источниками формирования такого фонда могут выступать не только средства госбюджета, но и деньги клиентов банка, прежде всего организаций АПК.

— Александр Андреевич, вы согласны с утверждением, что крепкую экономику формируют диктатура технологии и хозяйский подход? Что-то еще добавите?

— Я бы выразился несколько иначе. Эффективную экономику создает хозяйский подход, или хозяин, основа для которого — диктатура технологий и научно-технический прогресс. Во главу угла необходимо поставить инновационное развитие аграрной экономики. Любое принимаемое руководителем решение должно быть экономически обоснованным и базироваться на прогрессивных достижениях науки и техники. При этом важная роль в формировании хозяйского подхода, улучшении технологической, финансовой, трудовой дисциплины и закреплении кадров в сельском хозяйстве принадлежит местным органам управления и самоуправления, так как большинство сельхозорганизаций в коммунальной собственности.  

—Еще один важный вопрос – взаимодействие сельхозпроизводителей с торговыми сетями. Они давно стали монополистами и требуют все более низких цен на закупаемую продукцию, бесконечных оптовых скидок. При этом цены в магазинах ничуть не снижаются.

— Разберемся подробнее. Торговые сети – это коммерческие структуры, и главная их цель – максимальное увеличение прибыли, которая достигается в результате простейшей схемы: дешевле купить и дороже продать. Такой же принцип действует и в отношении сельхозпроизводителей, которые очень зависимы от рынка и торговых структур, так как их продукция сезонная и в большинстве своем скоропортящаяся. В условиях конкуренции для защиты своих экономических интересов и борьбы с торговым капиталом сельхозпроизводители, особенно мелкие, объединяются в кооперативы и создают свои торговые сети. Такая модель выработана  достаточно эффективно и работает в развитых странах, где в аграрном производстве доминируют семейные фермерские хозяйства. Возникает вопрос: почему наши крупные производители не могут объединиться или создать собственную торговую сеть? Могут! И передовые хозяйства, такие, как агрокомбинат «Снов» Несвижского района, агрокомбинат «Дзержинский» и другие, имеют достаточно магазинов, торговых точек и развивают свою фирменную торговлю. Поэтому механизмом решения названной проблемы является развитие собственной торговли, а также интеграция или вхождение сельхозпроизводителей в действующие торговые сети в качестве их участников. 

— Спасибо, Александр Андреевич,  за интересное интервью.

Александр ШЕВКО
Все интервью