Отличительной особенностью проекта программы социально-экономического развития до 2025 года от аналогичных документов прошлых периодов стал стиль работы над ним. Созданные в регионах и по конкретным тематическим направлениям диалоговые площадки стали своего рода концентраторами идей и предложений всех социальных групп и бизнес-сообществ и доказали свою эффективность. Один из четырех базовых приоритетов развития Беларуси на ближайшую пятилетку разработчики документа сформулировали как «Сильные регионы».
Вопрос равномерного развития белорусских регионов и размещения производительных сил не является новым в социально-экономической повестке. В частности, в целях восстановления и наращивания производственного потенциала, повышения конкурентоспособности, развития инфраструктуры, формирования комфортной среды для проживания населения постановлением Совета Министров № 689 в 2019 году утвержден план развития отдельных регионов, отстающих по уровню социально-экономического развития. Он представляет собой перечень инвестиционных проектов и предложений, которые планируется реализовать в отдельных регионах Беларуси.
Безусловно, это важный документ, который стал ориентиром и дорожной картой для республиканских и местных органов власти, но, на наш взгляд, он не создал достаточных условий для устойчивого развития территорий. Нужны новые подходы и как минимум три базовых условия: опережающее строительство доступного жилья, создание дополнительных эффективных рабочих мест с оплатой труда на уровне не ниже средней по стране, комплексное развитие городской инженерной и социальной инфраструктуры.
Под крышей дома своего
Для финансирования жилищного строительства в регионах предлагается использовать механизм ипотечного кредитования, который доказал свою эффективность и получил широкое развитие за рубежом, в том числе у наших партнеров по Евразийскому экономическому союзу. При этом срок ипотечного договора должен быть не менее 25 лет, чтобы население в регионах выполняло его условия без чрезмерного снижения уровня текущего потребления.Районы под застройку многоквартирными и индивидуальными жилыми домами следовало бы заранее обеспечить инженерной и социальной инфраструктурой за счет бюджетных средств.
Эффективная занятость
Обеспечение эффективной занятости в регионах нереально без решения проблемных вопросов, накопившихся в промышленном комплексе и в первую очередь на предприятиях республиканской формы собственности. Местным органам власти во взаимодействии с профильными министерствами и концернами целесообразно иметь перспективный план действий по каждому стратегическому предприятию доверенного региона, предусмотрев в нем оптимизацию производственных программ с ориентацией на выпуск новой востребованной рынком продукции с высокой добавленной стоимостью, создание «точек роста» на базе крупных предприятий за счет усиления производственно-кооперационных связей с иными предприятиями региона (формирование кластеров), определение в рамках реальной кадровой диагностики избыточной численности персонала и его перераспределение в сферу малого и среднего бизнеса.В отстающих регионах акцент предлагается сделать на углубление использования местных ресурсов с привлечением инвестиций в новые производства. Следует констатировать, что жесткие требования банков к бизнес-проектам и анализу финансовых потоков сдерживают приток заемного капитала. Прямых иностранных и внутренних инвестиций также крайне мало.
Дополнительным источником инвестиций в реальный сектор экономики городов могут стать средства республиканского централизованного и региональных инновационных фондов. Эти ресурсы из года в год не осваиваются в полном объеме из-за высоких требований к проектам. Полагаем, что для регионов целесообразно снизить предъявляемые требования для финансирования проектов за счет указанных фондов.
Приоритетные проекты
Комплексное развитие городской инженерной и социальной инфраструктуры должно стать целевой задачей органов власти и финансироваться за счет бюджетных ресурсов и с применением механизма государственно-частного партнерства, который пока не получил развития в республике.Считаем, что следует на полную мощь использовать и логистические преимущества регионов, более активно наращивать приграничное сотрудничество. Приоритетные совместные проекты — развитие бизнеса, защита окружающей среды, здравоохранение, транспорт, туризм. Для их реализации следует предусмотреть необходимое финансирование в местных бюджетах. Экономический эффект будет гораздо больше и выразится в наполнении регионального рынка, привлечении иностранных технологий, получении новых знаний.
В качестве принципиально нового подхода нужно определить саморазвитие городов, предоставив им определенную степень свободы и набор экономических инструментов для эффективного самоуправления (налоговая автономия, расширение полномочий по применению государственного имущества, обоснованная передача активов в коммунальную собственность и пр.).
Сегодня все регионы Беларуси работают по единым правилам. В отношении отдельных городов (например, с населением свыше 80 000 человек) допустимы исключения. Заимствование и актуализация ключевых принципов Магдебургского права, условий работы на территориях опережающего развития в Российской Федерации и в свободных экономических зонах могут стать немаловажным фактором развития белорусских регионов.
ИНФОГРАФИКА