— Лилия Францевна, расскажите вкратце, чем была обусловлена необходимость появления изменений и дополнений в действующий закон об обращениях граждан.
— Первоначально Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц» был принят 18 июня 2011 года, а вступил в силу с 22 января 2012-го. Кажется, что времени прошло не так уж и много. Примерно через год после того, как этот документ начал работать, наша комиссия совместно с профильной комиссией Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и СМИ провела выездное заседание в Новогрудке. Для того, чтобы детально изучить опыт работы с обращениями граждан, а главное — послушать мнение должностных лиц, работающих в этой сфере. Нам важно было понимать, как действует закон, насколько он отвечает требованиям жизни. И, вы знаете, мы услышали немало замечаний по этому поводу. Специалисты отмечали, что имеются определенные проблемы при применении закона. И тогда мы задумались: может, действительно этот документ стоит в отдельных его положениях пересмотреть?
Членами комиссии был проведен мониторинг практики применения закона, результаты которого послужили основой для совершенствования его положений. Мы обобщили все предложения и замечания, поступившие от областных и районных исполкомов и Советов депутатов, других госорганов и организаций, по корректировке норм действующего закона об обращениях граждан. Кроме того, провели анкетирование более 700 специалистов, работающих непосредственно с гражданами, и многие проблемные моменты нам удалось зафиксировать. Но отмечу, что главная задача заключалась не столько в том, чтобы подкорректировать этот закон, чтобы он был точным, определенным и доступным, сколько в том, чтобы в нем не было разночтений. Ведь таких моментов, когда должностное лицо трактует нормы законодательства по одной схеме, а человек, который пришел к нему на прием, по другой, быть не должно. Хотя я честно признаюсь: некоторые положения так и остались нерешенными.
— Что вы имеете в виду?
— Приведу пример. Согласно действующему закону обращения от имени недееспособных граждан должны подаваться их законными представителями. В то же время законом не урегулирована ситуация, каким образом необходимо реагировать на обращение, которое подается самим недееспособным лицом (при наличии соответствующих сведений). Мы предлагали закрепить возможность оставления такого обращения без рассмотрения по существу и без уведомления об этом заявителя. При обсуждении данного вопроса представитель Национального центра законодательства и правовых исследований обращал внимание на тот факт, что в отдельных странах (США, Канада, Великобритания, Австралия) создается специальный список, куда включаются лица, у которых ограничена дееспособность для подачи заявлений. Такими лицами признаются не только недееспособные граждане, но и те, кто непрерывно или многократно подает необоснованные жалобы. У нас все заинтересованные органы признали создание такого списка неэффективным, поскольку для нашей системы эти положения неприемлемы.
— Но как же поставить заслон для так называемых профессиональных жалобщиков с их необоснованными обращениями?
— К сожалению, приходится иногда сталкиваться со случаями злоупотребления заявителями правом на обращения. Обращения граждан бывают весьма эмоциональны по форме, но зачастую абсолютно не содержательны по существу. Однако и такие обращения требуют ответа, а также в некоторых случаях и проведения проверок, которые, как правило, проводятся за счет средств госорганов и организаций. В действующем законе предусмотрено взыскание расходов, связанных с рассмотрением обращений, но с учетом корректировки, во-первых, уточняется понятие «систематически направляемые необоснованные обращения». Это когда человек три и более раз в течение одного года обращается в одну и ту же организацию по какому-то вопросу либо его обращение содержит заведомо ложные сведения. Во-вторых, детализируется содержание расходов, которые могут быть взысканы с заявителей в случае направления систематически необоснованных обращений. К таким расходам отнесены суммы, подлежащие выплате экспертам и другим специалистам, привлекаемым к рассмотрению обращений, почтовые расходы и расходы, связанные с выездом на место. За исключением только оплаты рабочего времени — компенсировать его в денежном эквиваленте госорганы права не имеют. Но хочу обратить внимание на важный момент: потребовать компенсацию расходов можно только в судебном порядке.
— Еще один важный момент — регулирование так называемых повторных обращений граждан. Ведь такое бывает, наверное, нередко — есть у человека проблема, он постоянно указывает на нее компетентным специалистам, но ничего не происходит…
— В соответствии с прежней редакцией закона повторными признавались обращения независимо от срока, прошедшего со дня подачи предыдущего обращения. Это приводило к определенным сложностям, вызванным, например, ограниченными сроками хранения обращений в госорганах и организациях. Кроме того, исходя из данного определения вообще было неясно, можно ли признавать обращение повторным, если оно, например, было переадресовано из одной организации в другую. А этот момент, кстати, имеет важное практическое значение, поскольку связан с возможностью прекращения переписки с заявителем. Теперь с принятием изменений в закон предлагается признавать повторным обращение, поступившее от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу в одну и ту же организацию, в том числе направленное из других организаций, в течение трех лет со дня поступления, если на первоначальное обращение заявителю был направлен ответ или уведомление.
Зачастую бывает так: в организации поступают идентичные обращения или дополнения к уже направленным ранее. Раньше оставалось неясным, каким образом их рассматривать, например, требуется ли на каждое из них направлять ответ. Теперь определено, что при подаче заявителем нескольких идентичных обращений или обращений, содержащих уточняющие или дополняющие документы до направления ответа на первоначальное обращение, на такие обращения может направляться общий ответ в сроки, установленные законом для рассмотрения первоначально поступившего обращения. В этом случае указанные обращения учитываются как одно обращение.
— Документ также уточнил вопросы, касающиеся личного приема граждан, их представителей и представителей юридических лиц.
— Да, определяется, что должностные лица организаций, проводящие личный прием, а также работники организаций, уполномоченные осуществлять предварительную запись на личный прием, в случаях, предусмотренных законом, могут отказать в личном приеме, записи на личный прием. Это позволит упростить процедуру организации и проведения личного приема.
— Лилия Францевна, скажите, а существует ли какая-либо статистика, сколько обращений от граждан в госорганы приходит в течение года?
— Общей статистики по республике нет. Могу лишь отметить, что в конце августа на Президиуме Совета Республики был заслушан вопрос о работе органов местного управления и самоуправления с обращениями граждан и юридических лиц. Изучение практики их работы в первом полугодии 2015 года свидетельствует о тенденции к снижению количества обращений. Было отмечено, что положительно сказывается на взаимодействии с населением работа «горячей телефонной линии», а также тот факт, что местные власти научились работать на опережение, упреждение поступления обращений. Зачем, к примеру, сидеть и ждать письмо от недовольных граждан, которые пожалуются на проломленный асфальт, если можно устранить эту проблему? Еще могу отметить, что наиболее актуальными для населения вопросами, с которыми они обращаются в госорганы, являются вопросы ЖКХ, ремонта и эксплуатации жилищного фонда, приватизации жилья, благоустройства территорий, то есть в основном проблемы, связанные с их бытом.
Нововведения в Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц» начнут действовать с 23 января 2016 года, и, безусловно, заложенные в нем механизмы будут способствовать повышению качества в работе с обращениями граждан и юрлиц.
Александр БЕНЬКО
Все интервью