Каким быть нашему образованию
Взгляд в будущее
У истоков формирования народа как единой нации всегда стояли учителя и воспитатели. Эту простую истину Глава государства напомнил во время Республиканского педагогического совета на прошлой неделе. Именно поэтому перезагрузку системы образования Александр Лукашенко назвал вопросом государственной важности. Дабы не повторялись ошибки прошлого. Однако каким образом система может быть реформирована и к чему это приведет в будущем — эти вопросы корреспонденты «СБ. Беларусь сегодня» обсудили с членом Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по образованию, науке, культуре и социальному развитию Калиной Капуцкой, начальником главного управления образования Гродненского облисполкома Русланом Абрамчиком, заместителем директора по учебной работе горецкой гимназии № 1 Ириной Холюковой и руководителем центра специальной подготовки допризывной молодежи «Скиф» Владимиром Габровым.
Мнение сенатора.
Перезагрузить систему
В плане перезагрузки важным аспектом будет являться возрастание ответственности каждого педагога и не только за результат воспитательной работы. Все — вплоть до визуального ряда в школе — должно способствовать конечному результату: воспитанию гражданина и патриота.
К. Капуцкая: События прошлого года заставили нас посмотреть на работу системы другими глазами. И сегодня одной из первостепенных задач образования должна стать передача сформированных исторически на белорусских землях ценностей, идеалов и моральных норм будущим поколениям. Перезагрузка системы будет адекватным ответом на вызовы времени, атакующие нашу страну, да и мир в целом.
Способ противодействия один — создать такую систему для становления личности, при которой навязывание чуждых идеологий молодежи было бы невозможно, а реализация ее потенциала могла бы обеспечить благополучие в будущем и страны, и каждого гражданина в отдельности.
Считаю,
что для этого у нас есть ресурсы, опыт и искреннее желание сохранить Беларусь
как национальное государство.
Воспитать патриотов
К. Капуцкая: Как учитель истории я понимаю, без прошлого нет будущего. Помнить славные традиции истории своей страны, подвиг белорусского народа в Великой Отечественной войне, гордиться достижениями и стремиться сохранить достояние республики — вот основа для воспитания патриотизма. И это не надоевшие фразы из советского прошлого, это то, что помогало белорусам чувствовать себя единой нацией, народом‑победителем, что вдохновляло деятелей науки и искусства, спортсменов и простых рабочих.
Найти контакт с родителями
К. Капуцкая: Цель у нас одна — ребенок должен получить хорошее образование и достойное воспитание. В ответе за результат и педагоги, и родители. Как лучше это сделать, знает учитель, он профессионал. Как помочь своему ребенку, знают родители, которые прислушиваются к мнению учителя, выполняют рекомендации школы, активно участвуют вместе со своими детьми в школьных мероприятиях, посещают родительские собрания.
Поднять статус учителя
К. Капуцкая: Отношение к учителю в обществе во многом зависит от отношения государства к этой профессии. Сегодня молодежь должна видеть, что у педагога достойная оплата труда, комфортные условия работы, есть возможность совершенствовать свое мастерство и быть оцененным государством. Кроме того, освободив педагога от дополнительной нагрузки и обеспечив ему некоторые преференции, например, в кредитовании, строительстве жилья, мы привлечем в систему талантливых молодых людей.
Адаптировать школьную программу
К.Капуцкая: Мы часто вспоминаем советские
программы и учебники, где все было понятно, просто и обстоятельно написано.
Сегодня, пройдя оптимизацию содержания, структуры и объема, некоторые учебники
оставляют желать лучшего и вынуждают педагогов использовать в работе другие
пособия для лучшего усвоения учащимися материала.
Время показало, что содержание образования — это не поле для
экспериментов, а фундамент для формирования нации. И здесь действительно нужно
определиться с оценкой того, что происходило на территории нашего государства в
прошлом, потому что излишняя тактичность и толерантность привели к недопустимым
взглядам на события и явления.
Все интервью