Об итогах V Форума регионов Беларуси и России, проблемах и перспективах дальнейшего развития аграрной политики Союзного государства- председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по региональной политике и местному самоуправлению, депутат Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Александр ПОПКОВ
— Александр Андреевич, как Вы оцениваете итоги состоявшегося в Могилеве V Форума регионов Беларуси и России: в политическом аспекте, в экономическом плане, в развитии социально-культурных связей?
— Своей масштабностью, глубиной обсуждаемых проблем и поставленных задач V Форум регионов доказал даже закоренелым скептикам что потенциальные возможности интеграции двух наших экономик очень высоки.
В политическом аспекте Пятый форум регионов показал готовность России и Беларуси к совместным действиям по преодолению современных вызовов и определил точки совместного развития союзных экономик. Это подчеркнули и лидеры наших государств на пленарном заседании. Достаточно вспомнить выступление Владимира Владимировича Путина, в котором Президент России предложил довести уровень взаимного товарооборота до 50 миллиардов долларов.
А белорусский лидер Александр Григорьевич Лукашенко назвал приоритетом межрегионального взаимодействия дальнейшее углубление кооперации и реализацию производственно-кооперационных проектов в машиностроении, деревообработке, пищевой, легкой промышленности.
Прошедший в Могилеве Форум — юбилейный. В пятый раз на его площадках собрались представители регионов наших стран. Именно их сотрудничество двигает вперед Союзное государство Беларуси и России. И чем крепче производственная кооперация, чем больше совместных проектов между предприятиями, тем устойчивее будут экономики двух стран к всевозможным кризисным проявлениям.
V Форум регионов стал центром конструктивного диалога по вопросам, как межрегионального сотрудничества, так и экономической интеграции наших стран в рамках Союзного государства. Итоги этих мероприятий и встреч уже известны: подписано 76 документов больше чем на 500 с лишним милн. долларов. Свыше 70 контрактов на сумму 382 милн. долларов на поставку в Россию техники заключили МТЗ, БелАЗ, «Бобруйскагромаш», «Гомсельмаш».
В целом экономические итоги V Форума уже названы самыми масштабными в истории проведения форумов регионов Беларуси и России.
— Секция, посвященная аграрной политике Союзного государства, стала, пожалуй, самой масштабной и представительной. Большое внимание ее участники уделили проблеме создания совместных селекционно- генетических центров в животноводстве. Почему это так важно сегодня, и какую роль сыграют такие центры в дальнейшем развитии аграрного бизнеса?
— В ближайшие годы как в России так и в Беларуси планируется развивать сельские территории, добиваться самого главного--повышения уровня жизни сельских тружеников.
Сотрудничество в агропромышленном комплексе — наиболее чувствительный вопрос для нас вопрос. К сожалению, мы не всегда находим взаимопонимание на уровне министерств и «разруливать ситуацию» приходится главам наших государств. Не думаю, что это правильно.
Во многих регионах России белорусов знают как добросовестных и надежных партнеров, а белорусскую продукцию ценят и любят. И чтобы не было каких-то разногласий и недопонимания, считаю важным прийти к обоюдному взаимовыгодному решению о создании единой аграрной политике Союзного государства.
Как известно, почти каждый российский регион развивает прямые торговые отношения с Беларусью. Это дает дополнительные возможности для кооперации, которые обязательно нужно использовать. Создание совместных крупных производств, агропромышленных кластеров — одно из наиболее перспективных направлений деятельности в рамках Союзного государства. Это общепринятая мировая практика и ее нужно взять на вооружение. Этот посыл был главным во время работы секции «Аграрная политика Союзного государства: опыт, проблемы, перспективы».
Вопрос создания совместных селекционно-генетических центров очень актуален для Беларуси и России. Идея это не нова. Она была озвучена нашим Президентом два года назад в Минске. Более того, Высшим Государственным Советом Союзного государства принято Постановление о сотрудничестве в сфере агропромышленного комплекса Союзного государства. К сожалению, несмотря на все усилия белорусских ученых, их предложения были приняты российской стороной не сразу. Вместе с тем, вопрос создания совместных селекционно-генетических центров является скорее стратегическим, с посылом на перспективу. В животноводстве как в России, так и в Беларуси накоплен многолетний научный и практический опыт по совместной организации селекционно-племенной работы. Однако в последнее десятилетие определилась устойчивая тенденция развития отраслей животноводства с ориентацией на импортные технологии, особенно племенной продукции. Такая ситуация ставит в полную зависимость как наши сельхозпредприятия, так и российские. Если по каким-то причинам наши западные партнеры не станут поставлять племенной материал, к примеру, для птицеводства (доля его закупок по некоторым позициям составляет 100%), то можно представить, к каким последствиям это может привести.
Учитывая важность этой проблемы, мы подготовили предложения для создания специальной программы Союзного государства по совместным селекционно-генетическим центрам.
Прежде, чем выносить этот вопрос на более высокий уровень, мы обсудили его на Международной научно-практической конференции, которая состоялась накануне проведения V Форума Регионов на базе Белорусской сельскохозяйственной академии. В ней приняли участие депутаты обеих стран, представители профильных министерств, ученые и ректоры учебных заведений России и Беларуси.
На конференции были обсуждены вопросы создания единых специализированных селекционно-генетических центров, разработки систем машин сельскохозяйственного назначения Союзного государства, развития систем профессионального и высшего аграрного образования в Союзном государстве.
Мы не сразу пришли к единому мнению. Спорили, обсуждали, в итоге согласовали все проблемные вопросы. Более того, Межпарламентской комиссией Совета Республики и Совета Федерации по межрегиональному сотрудничеству одобрен проект Концепции Союзного государства под названием: «Формирование конкурентоспособной базы генетических ресурсов в системе субъектов племенного животноводства Союзного государства». В нем Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и Министерству сельского хозяйства Российской Федерации предложено разработать проект программы Союзного государства в целях формирования конкурентоспособной базы племенного животноводства и обеспечения продовольственной безопасности Союзного государства.
Должен сказать, что аграрная политика Союзного государства – это, пожалуй, самое перспективное и плодотворное направление нашей совместной деятельности, которое необходимо развивать в соответствии с требованиями времени.
Уверен, что будущее за информационными технологиями в том числе и в аграрной отрасли. С учетом этого мы должны формировать и Союзные программы и совместные производства по выпуску сельскохозяйственной продукции, техники и т.д.
Итогом обсуждения проблем аграрного сотрудничества в рамках Союзного государства стало подписание соглашений и прогнозных балансов поставок продовольствия на 2019 год. Цена вопроса для Беларуси – более 2 с половиной миллиарда долларов.
Кроме того, между Могилевским государственным университетом продовольствия и Московским государственным университетом пищевых производств заключено соглашение о сотрудничестве в области научных разработок.
— Во время работы аграрной секции обсуждался также и вопрос повышения качества подготовки специалистов и повышения уровня аграрного образования. С чем это связано?
— Приведу только один пример: в сельскохозяйственных организациях Беларуси занято 55,4 тыс. руководящих работников и специалистов. Из них высшее образование имеют только 45,5 %.
В агропромышленном производстве Российской Федерации занято 420 тыс. руководителей и специалистов, высшее образование только у 35 %.
Мы говорим сегодня об инновационном развитии сельского хозяйства, основанном на применении современных достижений науки, IТ-технологий. Для этого необходима опережающая подготовка специалистов, владеющих современными знаниями и обладающих навыками управления инновациями в производстве.
Мы предлагаем в рамках программы Союзного государства создать современные образовательные центры кадрового обеспечения АПК. Такая интеграция систем аграрного образования позволит аккумулировать и анализировать научные знания, лучший производственный опыт. Затем трансформировать это в образовательный процесс и далее внедрять в производство.
— Александр Андреевич, каковы, на Ваш взгляд, дальнейшие перспективы развития регионального сотрудничества в рамках Союзного государства?
— Перед Россией и Беларусью сегодня стоит задача повысить уровень жизни населения особенно в регионах. Для этого нашим государствам необходимо удвоить ВВП к 2025 году, четко определить точки роста, которые будут формировать экономику Союзного государства. В этом направлении нам необходимо выработать современные подходы к совместным образовательным программам, подготовке кадров, гармонизации законодательства.
Я всегда говорил и не устаю повторять, что только финансовая устойчивость регионов позволит сформировать доходную часть бюджета, которая будет направлена на решение перспективных задач по их развитию. Поэтому речь идет о создании перспективных производств, способных выдержать любую конкуренцию. У России и Беларуси много общего, объединив усилия по многим направлениям, мы сможем добиться высоких результатов, и даже стать мировыми лидерами.
Сейчас наша страна один из основных торговых партнеров РФ. У Беларуси торговые отношения с 80 российскими регионами из 85. За последние годы экономические связи областей и городов Беларуси с субъектами и городами России значительно расширились, мы вместе выходим на евразийское пространство. В этом большая перспектива в дальнейшем развитии нашего сотрудничества на уровне областей, районов и даже крупнейших предприятий.
В Беларуси около 2,2 тыс. организаций с российским капиталом, в том числе более 1,3 тыс. совместных предприятий, что составляет почти 40 процентов от общего количества организаций с иностранным капиталом, работающих в Беларуси. За последние 5 лет в реальный сектор экономики Беларуси инвестировано около 30 млрд. долларов США российского капитала (80 процентов из них — это прямые инвестиции).
На территории 40 субъектов Российской Федерации зарегистрировано 45 совместных сборочных производств. Создано 154 субъекта товаропроводящей сети с белорусским уставным капиталом.
Нам требуется сейчас обоюдное понимание необходимости единства совместных действий в реализации уже достигнутых договоренностей и принятых программ, в том числе и в рамках Союзного государства.
— Какие ближайшие шаги должны быть сделаны по реализации решений, принятых на V Форуме регионов Беларуси и России?
— В итоговом решении Форума даны рекомендации правительствам России и Беларуси сформировать единые подходы к методам государственного регулирования экономики на национальном и региональном уровнях, способствовать реализации единой согласованной агропромышленной политики государств.
Мы должны проводить в жизнь единую научно-техническую, производственную, образовательную и торговую политику в агропромышленном производстве и машиностроении, в образовании, и социальной сфере. Способствовать эффективному развитию науки и системы подготовки кадров. Нам необходимо ускорить разработку мер, направленных на дальнейшую гармонизацию белорусского и российского законодательства в соответствии с международными правилами и требованиями во всех областях включая производство сельскохозяйственной продукции для нужд Союзного государства. Это будет способствовать повышению ее конкурентоспособности на мировом рынке.
Подытоживая все сказанное, хочу подчеркнуть, что прошедший V Форум регионов Беларуси и России подарил немало новых идей и направлений сотрудничества и стал отправной точкой для дальнейшей интеграции в рамках Союзного государства.
— Александр Андреевич, спасибо за интервью.
Беседовала Наталья Жаркевич
Все интервью