Председатель Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности Сергей Рачков дал большое интервью газете «Звязда».
Египту угрожал голод
— Сергей Анатольевич, Вы как никто другой можете оценивать последствия цветных революций — возглавляя дипмиссию в Египте, Вы были свидетелем происходящих событий «арабской весны» в этой стране. Скажите, итог того стоил?
— Если ответить кратко — итог того не стоил. Результатом цветной революции может стать только одно — уничтожение страны или ее значительный откат в развитии примерно на 10–15 лет. Иного, как показывает практика, не бывает. Кстати, это очень быстро поняли сами египтяне. Они едва не потеряли свое государство. Только благодаря вооруженным силам, которые поддержала коптская церковь, египетскому народу удалось остановить в ходе цветной революции, которой, кстати, исполнилось 10 лет, разрушение государства, вернуть его на светский путь развития при глубоком почитании исламской религии и уважении населения, исповедующего коптские христианские религиозные ценности. Но была колоссальной цена сохранения древнего египетского государства! В результате цветной революции погибло около тысячи человек, ранено более пяти тысяч. Разразился серьезный политический кризис: страна осталась без руководства и парламента. Было приостановлено членство Египта в Африканском союзе и Лиге арабских государств. В этот период некоторые арабские страны попытались использовать сложившуюся в Египте ситуацию и лишить его лидерства в Лиге, в том числе перенести штаб-квартиру этой влиятельной международной организации из Каира в столицу Катара, а также передать должность генерального секретаря, которую всегда занимал представитель Египта, Саудовской Аравии. Следует отметить, что протестующие требовали борьбы с безработицей, увеличения заработной платы, решения проблем нехватки жилья, роста цен на продовольствие, свободу слова и повышение уровня жизни. После цветной революции случилось все наоборот. Египет понес значительные экономические потери. Рост ВВП снизился с 8 процентов до менее чем одного процента, египетский фунт девальвировался в четыре раза, золотовалютные резервы сократились на 40 процентов, безработица достигла уровня 30 процентов (среди молодежи — 50 процентов). Резко упали доходы от туризма и Суэцкого канала — основных источников поступления иностранной валюты, необходимой для финансирования импорта и, в первую очередь, закупки пшеницы и продовольствия. Стране угрожал голод.
Египет начал погружаться во тьму террора и беззакония. По требованию протестующих было ликвидировано Министерство безопасности. Во время протестов тысячи опасных преступников бежали из мест заключения. Следствием этого стал резкий рост уровня преступности, участились случаи изнасилований и похищения детей богатых родителей с целью выкупа. Революция поспособствовала возникновению конфликта на Синайском полуострове с исламистскими боевиками, который перерос в непрекращающиеся военные действия.
Ситуацию с безопасностью в стране после цветной революции могу проиллюстрировать, опираясь на свой личный опыт. В течение нескольких лет после революционных событий я, как Посол Беларуси, посещал регионы Египта исключительно под охраной сотрудников службы безопасности, вооруженных автоматами АК-47, и личных телохранителей. Так египетское Правительство обеспечивало мою безопасность.
«Арабская весна» стоила Близкому Востоку более 600 миллиардов долларов
— В недавнем прошлом Вы были представителем Республики Беларусь в Лиге арабских государств. Если в целом давать оценку происходившим в регионе событиям, их основной целью была явно не борьба за демократические ценности на Ближнем Востоке…
— Борьба за демократические ценности является ключевым инструментом продвижения странами Запада своих национальных интересов, в основе которых лежит стремление подчинить другую страну, заставить ее обслуживать западные государства, идти в фарватере их внешней политики. Как правило, под прикрытием борьбы за демократические ценности идет выкачивание экономических ресурсов из стран Ближнего Востока. При этом их территория используется для размещения военных баз.
В данном контексте хочу вспомнить «миротворческую» речь бывшего Президента США Барака Обамы в Каирском университете в июне 2009 года, в которой он призывал укреплять мир на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Тот же Барак Обама спустя два года поддержал «арабскую весну», которая ввергла страны этого региона в гражданскую войну, террор, разгул преступности, политическую нестабильность и турбулентность. По данным Организации Объединенных Наций, «арабская весна» стоила Ближнему Востоку более 600 миллиардов долларов США.
Особенность «белорусской» версии «цветной революции» — работа по дезинтеграции общества
— Можно ли провести аналогию между событиями «арабской весны» и августом 2020 года в Беларуси? Методы и инструменты влияния на людей оказались довольно похожи.
— Безусловно, аналогия между этими событиями есть: они организовывались по лекалам цветных революций. Если «арабскую весну» называли твиттер-революцией, то происходящее в нашей стране можно определить как попытку реализовать телеграм-революцию. В ходе протестов применялись общие методы организации протестных акций: демонстрации, шествия, флешмобы, забастовки, локальные теракты, широко использовались социальные сети для организации и координации всех противоправных действий. Организаторы воздействовали на подсознание людей и их эмоции путем обмана, фейков, манипулирования информацией.
Особенностью событий в Беларуси стало активное внешнее вмешательство во внутренние дела, длительная заблаговременная подготовка протестных действий, их крупное внешнее финансирование. После провала брутального блицкрига организаторы попытались применить тактику, по их словам, мирных акций, в ходе которых совершались жесткие нападения их участников на правоохранителей. Еще одна особенность «белорусской» версии цветной революции — акцентированная работа по дезинтеграции белорусского общества с использованием угроз, хейтрида, деанонимизации силовиков и несогласных.
— Как председателю профильной Постоянной комиссии Совета Республики, Вам наверняка были понятны последствия уличных протестов. Что необходимо предпринять государству, чтобы минимизировать подобные вызовы, ставящие под угрозу национальную безопасность страны?
— Не только как председателю профильной Постоянной комиссии, но и как непосредственному свидетелю последствий «арабской весны», мне было очевидно, что если бы наши правоохранительные органы не остановили уличные протесты 10–12 августа 2020 года, страна могла бы скатиться к гражданской войне, потере суверенитета и своей территориальной целостности.
Уверен, что в отличие от арабских стран, переживших цветные революции, устойчивость нашей стране обеспечила государственная политика последних 25 лет, направленная на поступательное экономическое и социальное развитие, создание достойных условий жизни, в первую очередь, в сфере занятости, пенсионного обеспечения, доступности качественного образования и здравоохранения. Не случайно по индексу человеческого развития, согласно данным ООН, Беларусь входит в состав 50 высокоразвитых стран мира.
Чтобы минимизировать вызовы, ставящие под угрозу национальную безопасность страны, необходимо, на мой взгляд, реализовывать меры по трем приоритетным направлениям: модернизировать экономику и решать задачи социального развития; укреплять правопорядок и систему правоохранительных органов; актуализировать идеологическую работу с населением в целях формирования гражданственности, патриотизма и высокой политической культуры. Особое внимание следует уделять информированию людей и созданию современной системы, обеспечивающей информационную безопасность. Кроме того, события 2020 года выявили еще один аспект, требующий значительного внимания. Наши образовательные учреждения должны не только заниматься передачей молодому поколению современных знаний, но и активно участвовать в работе по формированию граждан, ответственных за судьбу своей страны, по воспитанию истинных патриотов.
У нас есть собственные приоритеты и национальные интересы
— Попытки вмешательства других государств во внутренние дела нашей страны были, есть и, видимо, будут. Существуют ли механизмы противостояния агрессивному влиянию?
— К сожалению, Беларусь не по своей воле втянута в серьезные геополитические игры. Попытка реализации в нашей стране сценария цветной революции является доказательством высоких ставок в этом противоборстве. На государственную политику Беларуси хотят повлиять как с Запада, так и с Востока. У каждого геополитического игрока — свои цели и интересы в отношении Беларуси. Однако у нас есть собственные приоритеты и национальные интересы, отвечающие жизненным устремлениям белорусского народа — мирно жить на своей земле, строить суверенное государство, иметь добрые отношения с соседями, дружить с теми, кто хочет дружить с нами.
Предыдущий год был беспрецедентным по количеству попыток вмешательства других стран в наши внутренние дела. Только по линии законодательных органов иностранных государств и Европейского парламента было принято более десяти резолюций и законопроектов по Беларуси на основе односторонней и политизированной информации о ситуации в нашей стране. Совет Республики не оставил без жесткого ответа ни один антибелорусской направленности документ зарубежных парламентариев. Мы считаем неприемлемым вмешательство во внутренние дела нашей страны в нарушение Устава ООН. По моему мнению, агрессивному внешнему влиянию может противостоять только сильное государство и единство белорусского народа. Неслучайно 2021 год объявлен Годом народного единства.
В настоящее время в Национальном собрании разрабатываются новые законопроекты, которые будут способствовать противодействию попыткам как внутренних, так внешних деструктивных сил разрушить белорусское государство.
Наш ответ
— Насколько введение санкций Запада в отношении белорусских предприятий может повлиять на нашу экономическую безопасность? И может ли Беларусь в свою очередь вводить контрсанкции в отношении иностранных брендов и западных компаний?
— Конечно, введение санкций в отношении отдельных белорусских предприятий — неприятное развитие ситуации. Это не способствует поддержанию конструктивных межгосударственных отношений, создает препятствия для взаимовыгодного сотрудничества, в том числе торгового. Что касается упомянутых ограничений, вряд ли это может создать серьезную угрозу экономической безопасности нашей страны. Они, скорее, используются как рычаг давления на нас и сигнал для изменения нами своего поведения. Но такие способы общения с Беларусью не приводят к желаемым результатам.
В арсенале внешнеполитических средств Беларуси как таковые санкции не значатся. У нас используются меры ответного реагирования на недружественные действия иностранных государств, предприятий или международных структур. Практика показывает, что они не менее действенны, чем экономические санкции. Их эффективность подтвердил опыт отдельных стран и международных структур. Поэтому лучше не пересекать красную черту и выстраивать отношения с Беларусью на основе конструктивного и взаимовыгодного сотрудничества.
С другой стороны, наша страна имеет возможность корректировать свою внешнеэкономическую политику с учетом санкционных действий отдельных государств, в том числе вносить изменения в перечень приоритетных внешнеторговых партнеров. Так, сейчас анализируются возможности перенаправления белорусских грузопотоков, включая нефтепродукты и калийные удобрения, из портов Литвы в порты России. Это связано с грубым вмешательством Литвы во внутренние дела Беларуси и может стать ответной реакцией на недружественную политику балтийской страны в отношении нашего государства, которая нанесет серьезный финансово-экономических ущерб Литве.
Определяя способы реагирования на санкционную политику отдельных стран, белорусская сторона всегда тщательно взвешивает политическую и экономическую целесообразность и действует исключительно в своих национальных интересах.
Все интервью