Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Совет РеспубликиНационального собрания Республики Беларусь

Интервью аналитическому порталу о евразийской интеграции «Евразия.Эксперт»

2 ноября 2020 г. заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности, заведующий кафедрой дипломатической и консульской службы факультета международных отношений БГУ Андрей Русакович прокомментировал в интервью аналитическому порталу о евразийской интеграции «Евразия.Эксперт» «гибридную войну», которую Запад ведет против Беларуси, и последствия, к которым может привести лоббируемый оппозицией выход республики из региональных интеграционных объединений и ОДКБ.

— Андрей Владимирович, 27 октября Министр обороны Беларуси Виктор Хренин сообщил, что «неудачная попытка организации «цветной революции» сменилась ведением гибридной войны и беспрецедентными мерами дипломатического и политико-экономического давления». Что стоит за подобной оценкой, и каковы основные составляющие этой «гибридной войны»?

— Общеизвестно, что оборонное ведомство в каждой стране выполняет задачи, направленные на обеспечение безопасности государства. В Беларуси в последнее время проблема безопасности вышла на первый план, потому что после президентских выборов, по оценкам официального Минска, была предпринята попытка реализации так называемой «цветной революции».

В настоящий момент, по мнению руководства Беларуси, организаторы протестов реализовали уже порядка восьми этапов процесса «цветной революции»: произошла радикализация протестов, «против нас развернули уже не информационную, а террористическую войну по отдельным направлениям». Возможности и инструменты противодействия со стороны государства попыткам насильственной смены власти в Беларуси, конечно, предусмотрены — в том числе действующей Концепцией национальной безопасности, Военной доктриной. Как представляется, в контексте категорий «цветных революций» и «гибридных войн» проблема здесь гораздо шире.

Необходимо более комплексно и системно оценить уровень влияния коллективного Запада на Беларусь. Речь идет, например, о привлекательности политических или социально-экономических моделей развития стран Запада, ценностей, об экономическом, технологическом влиянии, культурном воздействии, эффекте реализации программ сотрудничества.

Беларусь находится на разломе западноевропейской и восточно-европейской цивилизационных моделей, и это тоже играет свою роль, поскольку в силу исторических, культурных, религиозных и других причин есть определенное размежевание общества.

Запад, конечно, активно влияет на Беларусь. Он поддерживает оппозиционные движения, структуры и организации, которые ориентированы на западные ценности. Акценты делаются в том числе на правах и свободах граждан, на возможности использования в Беларуси политической и экономической модели развития, близкой к западным стандартам. В активе также ограничительные меры, санкции, использование международных организаций, информационное воздействие, создание негативного образа партнера в мировом информационном пространстве. В целом имеется достаточно широкий спектр инструментов и практик.

— Какие меры реагирования на «гибридную войну» может предпринять Беларусь?

— Если рассматривать «гибридную войну» как вид воздействия на оппонента без применения вооруженной силы, через применение различного рода операций (например, кибервойны, поддержка оппозиционных сил и так далее), то в данном случае можно сослаться на действующую Военную доктрину Республики Беларусь. В ней предусмотрен достаточно широкий спектр возможностей и целый комплекс мер, направленных на предотвращение подобных угроз, — начиная от укрепления государственной политики в области патриотизма и готовности к защите национальных интересов до прямого противодействия и применения необходимых силовых методов. Военная доктрина предусматривает также и возможность задействования соответствующих инструментов в рамках Союзного государства, ОДКБ.

— В ходе мероприятия Министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что ранее Запад предпринял попытку смены власти в Беларуси в том числе «с целью сорвать процесс интеграции в рамках Союзного государства, внести раскол в российско-белорусские отношения». С какими рисками в сфере безопасности сопряжен возможный выход из Союзного государства, за который, в частности, выступала Светлана Тихановская?

— Дискуссии о возможном выходе Беларуси из региональных систем коллективной безопасности, которые действуют на постсоветском пространстве (Союзное государство, Организация Договора о коллективной безопасности), периодически ведутся в экспертной, политической среде. Следует подчеркнуть, что участие Беларуси в Союзном государстве и ОДКБ — это устойчивый элемент конструкции региональной системы безопасности.

И, конечно, изменение геополитической роли Беларуси в системе региональной безопасности сразу повлечет за собой если не разрушение, то резкое снижение уровня безопасности в регионе в целом с весьма негативными последствиями.

Такой выход вызовет, естественно, ответные необходимые меры по линии безопасности со стороны России. Далее (в случае гипотетического выхода Беларуси из региональных систем коллективной безопасности), возникает вопрос о геополитическом самоопределении: нейтралитет или присоединение к западным системам коллективной безопасности? А это уже серьезные вызовы для безопасности Беларуси, политических элит, экономики, поскольку все здесь взаимосвязано — и коллективная безопасность, и экономическая интеграция. Поэтому все это будет иметь очень серьезные последствия.

— Минобороны Беларуси констатирует рост ротационной группировки НАТО в соседних странах до 10 тыс. военнослужащих. Для чего Североатлантический альянс наращивает численность войск в регионе, и какие ответные меры целесообразно предпринять Беларуси? Какую роль здесь способно сыграть Союзное государство?

— Надо отметить, что все участники региональных отношений в последние годы стремятся повысить уровень национальной и коллективной безопасности, совершенствуют военную инфраструктуру, модернизируют вооруженные силы. НАТО активно повышает уровень своей военной инфраструктуры в регионе в течение последних 5 лет, начиная с известных событий в Украине в 2014 году, объясняя это необходимостью сдерживания России. Также страны НАТО уже давно взяли на себя обязательства повышать уровень расходов на оборону.

Конечно, все это беспокоит Беларусь, так как создает ощутимый вызов для национальной безопасности. Политика Беларуси в данной сфере в целом направлена на снижение конфликтного потенциала в регионе, решение имеющихся проблем путем диалога и задействования политико-дипломатических механизмов.

По линии коллективной безопасности в качестве ответных мер можно назвать дальнейшее совершенствование военной составляющей Беларуси, укрепление военного и военно-политического сотрудничества с Россией, государствами ОДКБ.

В отношении этого уже давно приняты необходимые решения. Важную роль играет региональная белорусско-российская группировка войск, другие инструменты, которые возможно задействовать в случае каких-либо непредвиденных ситуаций. Опора на союз с Россией в этом контексте рассматривается руководством Беларуси как важнейший элемент национальной безопасности.

— Какую роль играет подписанное 27 октября постановления о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве в рамках единой региональной системы ПВО?

— Это соглашение можно рассматривать как продолжение согласованной линии на укрепление региональной группировки войск, совершенствование единой системы противовоздушной обороны в рамках Союзного государства. Речь идет о необходимом повышении уровня взаимодействия соответствующих структур двух стран, более эффективной организации охраны границы, об улучшении мониторинга ситуации.

Все интервью