7 декабря 2020 г. заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности, заведующий кафедрой дипломатической и консульской службы факультета международных отношений БГУ Андрей Русакович прокомментировал в интервью аналитическому порталу о евразийской интеграции «Евразия.Эксперт» итоги заседания Совета коллективной безопасности ОДКБ 2 декабря и новые вызовы и угрозы для этой организации.
— Андрей Владимирович, как Вы оцениваете саммит ОДКБ, который состоялся 2 декабря?
— Мероприятие носило плановый характер, в рамках которого ежегодно подводятся итоги года, определяются задачи на будущее. Председательствующая страна представляет результаты своей деятельности, страна, которая назначается очередным председателем, декларирует контуры повестки на будущий год. В текущем году так и произошло, единственное по форме это была видеоконференция (впервые в истории Организации).
Надо отметить, что основные итоги имеют принципиальный характер как для организации, так и для региона в целом. Почему? 2020 год был сложным и в экономическом, и в военно-политическом плане. Пандемия и ее последствия — серьезный вызов для всех стран. Вопросы политического развития Беларуси после президентских выборов, армяно-азербайджанский конфликт и его разрешение при посредничестве России, события в Кыргызстане, политическая реформа в Казахстане — все это стало предметом обсуждения.
Общий итог следующий: Организация, как это и было сказано в Декларации о коллективной безопасности, состоялась, заняла достойное место среди международных организаций профильного плана и имеет все перспективы для дальнейшего развития. Следует отметить и такой важный момент, как принятие заявления о формировании справедливого и устойчивого мироустройства, в котором в это сложное время государства ОДКБ изложили свое видение международной системы и архитектуры международной безопасности.
— Президент Беларуси Александр Лукашенко заострил внимание на действиях Польши и Прибалтики, которые «прямо предлагают поменять власть, законы и социальные ориентиры» в республике. Как ОДКБ может препятствовать вмешательству во внутренние дела участников организации, и каких действий от стран ОДКБ ожидает Минск?
— Общие вопросы, которые касаются отношений с другими странами, поддержки системы международной безопасности, сформулированы в Декларации Совета коллективной безопасности, отдельные моменты которой — соблюдение действующего международного права, невмешательство во внутренние дела других государств, призыв решать все спорные и сложные вопросы путем переговоров и политико-дипломатическими средствами — следует особо отметить.
В Декларации также было подчеркнуто, что курс на развитие сотрудничества и взаимодействие с другими государствами, которые не являются членами ОДКБ, международными организациями, которые действуют в сфере безопасности, будет продолжен. В ней заявлено о том, что государства-члены продолжат укрепление Организации, расширение военно-политического сотрудничества (на этот счет были приняты специальные решения), что гарантирует наряду с национальными инструментами безопасность государств — членов ОДКБ. Набор указанных направлений действий минимизирует негативные элементы политики Польши и государств Балтии в отношении Беларуси.
— Президент России Владимир Путин отметил, что Москва заинтересована в подключении стран ОДКБ к решению гуманитарных проблем в Нагорном Карабахе. Какую роль в этом процессе может сыграть Беларусь?
— Вопрос, который касается урегулирования ситуации в Нагорном Карабахе, находится в динамичной стадии в течение последних месяцев. Здесь основную стабилизирующую роль сыграла Россия, но этот процесс осуществлялся в координации и на основе консультаций с другими членами Минской группы ОБСЕ.
Это заявление российского Президента нужно понимать так, что все усилия России по разрешению конфликта вокруг Нагорного Карабаха должны опираться на достаточно широкую международную поддержку и что общая позиция государств ОДКБ очень важна для продолжения активных усилий по урегулированию конфликта.
Беларусь, как член ОДКБ, также имеет определенный потенциал участия в этом процессе. На протяжении десятилетий она стремилась поддерживать более-менее ровные отношения со всеми государствами региона: не только с Арменией, с которой мы вместе состоим в ЕАЭС и ОДКБ, но также с Азербайджаном и Грузией. Поэтому этот потенциал сотрудничества может быть востребован для решения каких-либо вопросов, но, опять же, это должно стать предметом переговоров.
— В совместном заявлении по итогам саммита главы стран ОДКБ предложили организовать встречу уполномоченных представителей ОДКБ, СНГ, ШОС, ОБСЕ, НАТО и Евросоюза для обсуждения стратегий безопасности государств. С какой повесткой страны ОДКБ могут выйти на подобное обсуждение? Что препятствует продуктивному взаимодействию евразийских и евроатлантических структур в сфере безопасности на текущий момент?
— Это актуальное предложение касается структуры безопасности в регионе. Конечно, для организации подобной встречи необходимы консультации, переговоры для того, чтобы сформулировать приемлемую для всех участников повестку дня. Если подобная встреча состоится, то это будет действительно в определенном смысле перезапуском широкомасштабного диалога по структуре международной безопасности. Временные рамки тут сложно предположить.
В настоящее время в отношениях евразийских и евроатлантических структур в сфере безопасности доминирует конфликтная составляющая, которая имеет глубинные причины, связанные не только с расхождением в подходах к обеспечению региональной безопасности, но и с различием политико-экономических моделей развития.
— В ходе саммита Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что в Казахстане будет построен завод по производству российской вакцины. Заинтересована ли Беларусь в создании аналогичного предприятия, и насколько это целесообразно?
— Создание вакцины в столь сжатые сроки, преодоление такой масштабной пандемии — задачи под силу для государств достаточно высокого уровня развития, которые обладают необходимым для этого научным и технологическим потенциалом, а также возможностью достаточно быстро мобилизовать ресурсы для решения подобных задач. В плане применения вакцины, конечно, должны использоваться возможности и опыт региональных организаций. Вопрос о возможности производства в Беларуси российской вакцины прорабатывается соответствующими государственными органами в соответствии с поручением Президента, данным на совещании 5 ноября.
— На какие ключевые вызовы предстоит ответить ОДКБ в 2021 году? С какими угрозами столкнется Организация?
— Глобальных угроз, которые привели бы к разрушению систем международной и региональной безопасности, в настоящий момент не просматривается. В то же время существует значительный конфликтный, конкурентный потенциал, сохраняются угрозы, сформировавшиеся ранее (например, международный терроризм).
Стоит отметить вызовы в этой сфере, многие из которых сформировались в течение недавнего времени. Это и пандемия, и нестабильность в ряде регионов постсоветского пространства (можно предположить, что ситуация вокруг Нагорного Карабаха будет оставаться напряженной), и задача по стабилизации политической ситуации в ряде государств-членов (Беларусь, Кыргызстан). Ситуация в сфере стратегической стабильности неустойчива: Соединенные Штаты вышли из ряда договоров стратегического плана, под вопросом и судьба Договора СНВ-3. Безусловно, стоит упомянуть и о таких вызовах безопасности в Восточной Европе, как наращивание инфраструктуры НАТО, соответствующие шаги России и Беларуси в этой сфере, политический конфликт, продолжающийся между Россией и Западом, Беларусью и Западом.
Вопросов, которые связаны с 2020 годом, немало. Конечно, свою роль сыграет и экономический кризис, сокращение экономик Европы, а это может повлечь за собой и другие последствия. Поэтому достаточно много вызовов, и, конечно, реагировать на них придется.
Все интервью