Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Совет РеспубликиНационального собрания Республики Беларусь

ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности Алейника С.Ф. на пятьдесят седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ

Уважаемая Валентина Ивановна!

Уважаемые руководители парламентов!

Дорогие коллеги!

От имени Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, уважаемой Натальи Ивановны Кочановой, позвольте приветствовать участников пятьдесят седьмого пленарного заседания Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ.

Позвольте присоединиться к поздравлениям уважаемой Валентины Ивановны в связи с переизбранием на пост Председателя нашей Ассамблеи.

Мы практически подходим к завершению работы в 2024 году. Год выдался очень насыщенным, в том числе и в электоральной сфере.

В марте успешно состоялись президентские выборы в Российской Федерации, проведены внеочередные выборы
в Милли Меджлис Азербайджанской Республики, выборы в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Состоялся референдум в Казахстане.

В этом году 25 февраля в Республике Беларусь впервые состоялся единый день голосования: избраны депутаты Парламента и местных Советов. Всебелорусское народное собрание приобрело статус конституционного органа, организованы выборы делегатов Всебелорусского народного собрания. Выборы Президента Республики Беларусь, которые пройдут 26 января 2025 года, завершат избирательный цикл, направленный на обновление всех ветвей власти в соответствии с решениями республиканского референдума 2022 года. 

2. Международные наблюдатели и должностные лица от МПА СНГ, а также эксперты Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств — участников МПА СНГ принимали участие в наблюдении за выборами. В итоговых заключениях констатировали, что выборы соответствовали общепризнанным демократическим принципам, нормам организации и проведения свободных и справедливых выборов, содержащимся в Конституциях, электоральном законодательстве
и международных обязательствах упомянутыхгосударств.

Вместе с тем электоральные кампании все чаще используются Западом как инструмент для дестабилизации государства, становятся объектом для внешнего вмешательства и различных гибридных угроз.

В этой связи требуется поиск новых форм и путей для обеспечения безопасности, дальнейшего укрепления электорального суверенитета наших государств с опорой на традиции и национальные особенности.

3. Обеспечение доверия граждан к избирательной системе, противодействие внешнему вмешательству в избирательный процесс, борьба с недостоверной информацией и фейками — это те задачи, выполнение которых является первостепенным для организаторов выборов, органов законодательной и исполнительной власти.

Особое значение в этом процессе принадлежит взаимодействию парламентариев СНГ по вопросам совершенствования избирательного права. Парламентариям необходимо делиться успешными практиками и решениями, которые уже применяются в одной стране и могут быть полезны для других, вырабатывать единые стандарты, совершенствовать методологии международного наблюдения и критерии оценки результатов выборов. Это касается как организационных аспектов выборов, так и технологий голосования. Избирательный процесс совершенствуется в соответствии с духом времени.

С удовольствием хотел бы отметить, что мы держим «руку на пульсе» таких изменений. Так, в повестку текущего пленарного заседания МПА СНГ включены вопросы для обсуждения, которые касаются не только той темы, которую мы сейчас обсуждаем, но и Рекомендаций по наблюдению за электронным голосованием; Рекомендаций по обеспечению и защите электорального суверенитета государства.

Перечисленные документы предназначены для использования в процессе совершенствования национального законодательства и организационной системы мер проведения выборов и референдумов.

4. Не менее значимую роль при подготовке и проведении выборов играют информационные стратегии, которые направлены на противостояние манипуляциям и дезинформации. Создание эффективных каналов коммуникации и улучшение медийной грамотности населения позволит формировать осознанное общественное мнение, способствовать тому, чтобы население критически относилось к внешним информационным воздействиям. 

5. 19 сентября 2024 г. Республика Беларусь приняла председательство в Консультативном совете руководителей избирательных органов государств — участников СНГ. Тема демократизации избирательного процесса, подлинность которой должна измеряться собственными стандартами обеспечения электоральной безопасности и доверия граждан к результатам выборов, прошла красной нитью в ходе прошедшего в Минске заседания. 

Итоги этого заседания подтверждают согласованную принципиальную позицию о необходимости выработки мер по противодействию вмешательству в выборы, активизации процесса внедрения единых стандартов международного наблюдения за выборами с учетом общепринятых принципов невмешательства, политического нейтралитета и беспристрастности.

Уверен, что наш накопленный опыт в рамках работы в Межпарламентской Ассамблее СНГ, стремление отстаивать суверенные интересы своих государств, вести диалог в формате уважения и доверия позволит обеспечить успешное проведение электоральных кампаний в 2025 году, обеспечить наш электоральный суверенитет.

Все интервью