Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Совет РеспубликиНационального собрания Республики Беларусь

Итоговый документ

 

Итоговый документ
VII Форума регионов Беларуси и России

29 сентября 2020 года                                                                     город Минск

 

Основной площадкой VII Форума регионов Беларуси и России (далее – Форум) на тему «Историческое наследие Великой Победы как основа развития социально-экономических и духовных связей народов Беларуси и России» стал город-герой Минск. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко и Президент Российской Федерации В.В. Путин выступили с видеообращениями к участникам Форума.

Актуальность данной темы вызвана фундаментальным значением исторической памяти о героической победе советского народа в Великой Отечественной войне для формирования и укрепления гражданского самосознания (гражданской идентичности) народов Беларуси и России, единения братских народов двух стран, поступательного социального и экономического развития Союзного государства, а также наблюдающейся тенденцией в ряде иностранных государств к фальсификации российской и мировой истории, искажению событий Второй мировой войны, пересмотру ее итогов и роли СССР в Победе над нацистской Германией.

В 2020 году отмечалась 75-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. Граждане наших стран являются наследниками этой Великой Победы, и наш святой долг – чтить память тех, кто встал на защиту Отечества, своим мужеством, стойкостью и напряженным трудом победил врага, заслужив благодарность потомков.

Поэтому именно в 2020 году – в Год памяти и славы – необходимо объединение усилий двух стран, чтобы на всех уровнях и в любых форматах, в первую очередь таких масштабных, как Форум регионов Беларуси и России, отстаивать историческую правду в целях:

гражданско-патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения, формирования у него понимания основ современной государственности;

сохранения памяти о героическом подвиге советского народа, который своим единством, сплоченностью, мобилизацией всех сил обеспечил будущим поколениям мир, свободу и независимость;

противодействия попыткам фальсификации истории Второй мировой войны и предотвращения развития идеологических предпосылок возникновения новых военных конфликтов.

Участники Форума – представители Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, органов государственной власти Республики Беларусь и федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного управления и самоуправления Республики Беларусь и органов местного самоуправления Российской Федерации, деловых кругов и общественности двух государств – особо подчеркнули, что крепкие межрегиональные связи позволяют эффективно защищать правду об историческом наследии Беларуси и России, успешно развивать потенциал социально-экономических и духовных связей двух братских народов.

Заседания специализированных секций Форума стали дискуссионными площадками для обсуждения перспектив расширения и укрепления межпарламентского взаимодействия двух стран, патриотического воспитания граждан и противодействия героизации нацизма, повышения экономической активности сельской молодежи и поиска новых направлений для совместных межрегиональных проектов.

По итогам проведения мероприятий и обсуждения широкого круга вопросов участники Форума:

признают ключевое значение сохранения и укрепления общей исторической памяти братских народов Беларуси и России, включая память о Великой Победе и подвиге советского народа в Великой Отечественной войне, в создании благоприятных условий для экономического и социокультурного развития регионов Беларуси и России;

учитывают, что каждое государство имеет право на формирование национально-государственной идентичности на основе общепризнанной исторической правды при реализации государственной политики в отношении событий Второй мировой войны;

признают, что заложенный в результате Великой Победы правовой фундамент международной архитектуры остается важнейшей опорой в деле эффективного преодоления общих для всех народов вызовов и угроз, поддержания глобальной и региональной стабильности;

считают важными аспектами обеспечения национальной безопасности совершенствование сотрудничества в оборонной сфере с учетом коренной трансформации международной обстановки, возникновения новых вызовов и угроз Беларуси и России, а также патриотическое воспитание молодежи как граждан правовых демократических государств, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своему народу;

выражают озабоченность проблемами в информационном освещении общей исторической памяти народов Беларуси и России, не согласующемся с задачами строительства Союзного государства;

считают культуру важнейшим фактором формирования мировоззрения и ценностных ориентиров молодежи, воспитания чувства патриотизма и национальной гордости;

акцентируют внимание на необходимости патриотического воспитания на всех уровнях образования;

подчеркивают значимость формирования в обществе правовой и исторической культуры, дальнейшего укрепления правового сознания, навыков оценки политических и правовых событий, процессов в государстве, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга;

констатируют необходимость совместных действий государственных и муниципальных органов, институтов гражданского общества по организации гражданско-патриотического воспитания в Республике Беларусь и Российской Федерации;

выражают убежденность в том, что использование новых информационно-коммуникационных технологий открывает широкие возможности для реализации общей стратегии гражданско-патриотического воспитания;

отмечают стремление молодежи двух стран к реализации совместных мероприятий и проектов, направленных на ускорение интеграционных процессов во всех сферах жизни, путем поиска социально значимых и востребованных форм проявления активности, построения взаимоотношений со старшим поколением и властью;

полагают, что базовыми условиями для успешной реализации совместных проектов в различных сферах экономики и последовательного наращивания промышленной кооперации являются гармонизация и унификация национальных законодательств Республики Беларусь и Российской Федерации;

признают, что ключевой предпосылкой для сопряжения отраслей, укрепления прямых кооперационных связей между предприятиями Беларуси и России, развития совместного бизнеса является обеспечение равных условий для субъектов хозяйствования двух стран;

подчеркивают, что реализация совместных проектов и межстрановая кооперация играют важную роль в реализации задач импортозамещения, которая приобретает сегодня особую актуальность для Беларуси и России. При этом в рамках согласованной промышленной политики следует избегать дублирования производства однородной продукции, конкуренции на взаимных рынках и в третьих странах;

отмечают, что важнейшей формой сотрудничества двух стран в промышленной и инновационной сферах являются совместные экономические и научно-технические программы, реализуемые в рамках Союзного государства, финансирование которых должно оставаться ключевым приоритетом бюджетно-финансовой политики Союзного государства на средне- и долгосрочную перспективу;

твердо убеждены в необходимости уделять больше внимания вопросам гуманитарного и культурного сотрудничества, воспитания, образования, приобретения профессии или специальности сельской молодежью, ее обустройству, обеспечению работой, жильем;

считают необходимым переосмысление сущности процессов формирования и использования экономического потенциала сельских трудовых ресурсов в новых условиях;

считают совместную работу в рамках экспертной сессии высокого уровня плодотворной и поддерживают продолжение ее деятельности с участием представителей экспертного сообщества, парламентов и профильных ведомств двух стран для подготовки экспертных рекомендаций;

оценивают положительно развитие системного взаимодействия между парламентариями и представителями экспертного сообщества при участии Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Ассоциации внешнеполитических исследований имени А.А. Громыко и Российско-белорусского экспертного клуба с ежегодным обсуждением результатов в рамках форумов регионов Беларуси и России;

отмечают высокий уровень проведения в 2020 году и рекордное количество участников Конкурса молодых международников государств  –  участников СНГ имени А.А. Громыко, посвященного 75-летию Великой Победы, интеграции в рамках Союзного государства, Евразийского экономического союза и Содружества Независимых Государств, и рекомендуют учреждениям высшего образования Республики Беларусь и образовательным организациям высшего образования Российской Федерации наращивать участие в данном Конкурсе талантливых учащихся и молодых ученых;

выступают за активное использование цифровых технологий для организации программ повышения квалификации и дальнейших совместных научных исследований учащихся и молодых ученых на базе учреждений высшего образования Республики Беларусь и образовательных организаций высшего образования Российской Федерации.

С учетом изложенных позиций участники Форума рекомендуют:

1. Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России:

способствовать повышению своей роли в процессе гармонизации и унификации национальных законодательств Республики Беларусь и Российской Федерации, а также глубокому доктринальному осмыслению, сопоставлению и оценке практической реализации понятия и критериев эффективности актов Союзного государства;

проводить на регулярной основе в рамках форумов регионов Беларуси и России мероприятия, направленные на сохранение и укрепление общей исторической памяти народов Беларуси и России, а также рассмотреть возможность проведения ежегодной научно-практической конференции;

проработать вопрос о внесении изменений в Регламент Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, регулирующих порядок организации разработки проектов модельных законодательных актов;

рассмотреть вопрос об изучении детьми и молодежью истории Второй мировой войны в рамках постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России.

2. Совету Республики Национального собрания Республики Беларусь и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

уделять приоритетное внимание формированию единого культурного пространства Беларуси и России, укреплению межрегиональных белорусско-российских связей, способствовать налаживанию прямых контактов между регионами двух стран;

наращивать белорусско-российское парламентское взаимодействие в целях углубления сотрудничества Беларуси и России в вопросах сохранения исторического наследия;

поддерживать стремление к взаимодействию между молодыми парламентариями, членами молодежных парламентских структур, молодежных общественных организаций и движений Беларуси и России;

активизировать контакты Молодежного совета (парламента) при Национальном собрании Республики Беларусь с Палатой молодых законодателей при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Молодежным парламентом при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

осуществлять мониторинг выполнения положений настоящего Итогового документа.

3. Постоянному Комитету Союзного государства:

рассмотреть с привлечением Национальной академии наук Беларуси и Российской академии наук возможность разработки Концепции историко-культурного стандарта Союзного государства, содержащей принципиальные оценки ключевых событий общего прошлого наших народов, ключевые подходы к преподаванию отечественной и зарубежной истории в учреждениях образования Республики Беларусь и образовательных организациях Российской Федерации, перечень рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий;

изучить возможность создания за счет государственного заказа Союзного государства историко-документальных и художественных фильмов в целях укрепления общей исторической памяти;

проанализировать состояние международного сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации в целях определения сфер, в отношении которых необходимо заключить международные договоры для обеспечения сближения национальных законодательств обоих государств;

изучать позитивный опыт сближения национальных законодательств Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках интеграционных объединений, участниками которых являются Республика Беларусь и Российская Федерация, в частности Евразийского экономического союза, иных интеграционных объединений, а также международных организаций;

разработать программу Союзного государства по патриотическому воспитанию и развитию гражданской ответственности у молодежи.

4. Органам государственной власти Республики Беларусь и федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органам местного управления и самоуправления Республики Беларусь и органам местного самоуправления Российской Федерации:

в сфере противодействия героизации нацизма
на международных площадках:

выстраивать государственную историческую политику, в том числе в отношении событий Второй мировой войны, исходя из того, что укрепление исторической памяти народа является необходимым условием сохранения его культурной идентичности, сохранения государства, что обусловливает необходимость противодействия любым проявлениям неонацизма, агрессивного национализма, попыткам фальсификации истории и использования ее в целях нагнетания конфронтации и реваншизма в мировой политике, пересмотра итогов Второй мировой войны, уравнивания нацизма и сталинского политического режима, публичного навязывания однозначных негативных оценок деятельности руководителей Советского государства независимо от государственной принадлежности субъектов, предпринимающих указанные попытки;

рассмотреть возможность введения законодательного запрета на использование при создании товарного знака и знака обслуживания нацистской символики или символики, сходной с нацистской до степени смешения, а также на включение в фирменное наименование слов «нацизм», «фашизм», «национал-социализм» и производных от этих слов;

рассматривать в качестве основных направлений работы в этой сфере мониторинг соблюдения законодательства о недопущении реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников и принятие профилактических мер, направленных на предупреждение реабилитации нацизма, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих этому явлению;

выступить с инициативой по совершенствованию законодательства государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности: закрепить в законах, устанавливающих основы противодействия экстремизму, определение термина «нацизм»; внести изменения в уголовные кодексы и кодексы об административных правонарушениях (ввести составы правонарушений «реабилитация нацизма», «пропаганда нацистской символики»);

инициировать проведение совместных белорусско-российских научно-исторических исследований для получения историко-культурных сведений в отношении политических и военных коллаборационистских организаций, которые исполняли или содействовали исполнению преступных приказов гитлеровских оккупантов в годы Великой Отечественной войны;

организовать подготовку научных и научно-популярных материалов, направленных на противодействие героизации нацизма, с привлечением ведущих специалистов Республики Беларусь и Российской Федерации и опубликование этих материалов в прессе, научных изданиях, в том числе за рубежом, а также в информационно-коммуникационной сети «Интернет»;

проработать вопрос о возможности создания консультационной группы (экспертного совета) в рамках Союзного государства по разработке рекомендаций для государственных органов Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере противодействия попыткам фальсификации истории и использования ее в целях нагнетания конфронтации и реваншизма в мировой политике, попыткам героизации нацизма и пересмотра итогов Второй мировой войны, любым проявлениям неонацизма и агрессивного национализма, в том числе на международных площадках, а также по подготовке аналитических и прогностических материалов;

продолжать усилия по привлечению внимания международной общественности к наблюдаемому в ряде стран мира росту проявлений нацизма, неонацизма, ксенофобии и связанной с ними идеологии и практики нетерпимости по признакам расы, национальности, вероисповедания, языка, а также числа актов вандализма в отношении памятников, воинских мемориалов и захоронений воинов Красной Армии в годы Второй мировой войны;

поддерживать ежегодно принимаемую с 2005 года резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН«Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости»;

содействовать максимально широкой поддержке специального пункта повестки дня 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН «75-летие окончания Второй мировой войны» и запланированного специального торжественного заседания Генеральной Ассамблеи ООН, приуроченного к этому юбилею;

прилагать усилияпо дальнейшему продвижению на международном уровне российской инициативы о признании Победы над нацизмом во Второй мировой войне Всемирным наследием человечества, а памятников борцам с нацизмом во всех странах – Всемирным мемориалом человечества;

вносить предложения на международных площадках о необходимости разработки системы беспристрастного эффективного мониторинга за проявлениями неонацизма и введения последовательных шагов по его криминализации на международном и национальном уровнях;

продолжить выступать за возобновление широкого международного диалога, направленного на укрепление системы международной безопасности и доверия между государствами;

объединить усилия следственных органов Республики Беларусь и Российской Федерации в расследовании фактов нацистского геноцида во вновь выявленных поисковиками местах массового расстрела мирных жителей;

в сфере сохранения исторического наследия и укрепления
единства братских народов:

способствовать проведению поисковых работ, направленных на обнаружение непогребенных останков погибших защитников Отечества и неизвестных ранее воинских захоронений, установление имен и судеб солдат и офицеров, пропавших без вести при защите Отечества, а также совершенствовать нормативно-правовое регулирование увековечения памяти погибших при защите Отечества и материально-техническое обеспечение поисковых экспедиций;

продолжить работу по паспортизации обнаруженных захоронений погибших защитников Отечества, а также по ремонту, восстановлению и благоустройству мемориальных сооружений и воинских захоронений, в том числе безымянных, находящихся на территориях Беларуси и России;

проработать возможность продолжения финансирования работ по ремонту, консервации и приспособлению зданий и сооружений Брестской крепости под музейные и воспитательные объекты за счет средств бюджета Союзного государства, а в перспективе рассмотретьвопрос о придании мемориальному комплексу «Брестская крепость-герой» статуса молодежного центра патриотического воспитания Союзного государства с созданием на его базе инновационного образовательного модуля для детей, молодежи Беларуси и России;

разработать в рамках действующих в Беларуси и России
IT-кластеров интерактивные площадки, посвященные знаковым событиям Великой Отечественной войны, предусмотреть возможность финансирования таких проектов из бюджета Союзного государства;

рассмотреть возможность создания аллей славы в муниципалитетах Калининградской области Российской Федерации, в Гродненской и других областях Республики Беларусь в рамках реализации новой программы Союзного государства (условное название – «Союзная молодежь»);

наращивать белорусско-российское информационное взаимодействие в целях обеспечения информационной безопасности Союзного государства и углубления сотрудничества Беларуси и России, в том числе на региональном уровне;

обеспечивать формирование поля общей безопасности в сфере массовой информации, прежде всего в контексте отражения внешней информационной агрессии, и взаимной медийной поддержки Беларуси и России;

рассмотреть взаимодействие Беларуси и России в части законодательного регулирования деятельности средств массовой информации и интернет-ресурсов, выработки общих подходов к реагированию на деструктивные, опасные для государства и общества информационные атаки и провокации;

проработать возможность организации школы блогеров и молодых журналистов Беларуси и России;

способствовать расширению научно-экспертного диалога по вопросам исторического наследия двух стран;

направить усилия на укрепление единства братских народов Союзного государства, уделив особое внимание таким мерам, как:

отстаивание исторической правды о Великой Отечественной войне, объективное освещение исторических фактов, событий и личностей, связанных с ее историей, в том числе на основе рассекреченных архивных документов;

финансирование издания и распространения информационных материалов в целях противодействия попыткам фальсификации российской и мировой истории, пересмотра итогов Второй мировой войны, роли СССР в освобождении стран Европы от фашизма, а также дискредитации памяти советских воинов-героев;

противостоять совместно попыткам искажения истории, сохранять правду о войне, передавать ее будущим поколениям;

усилить взаимодействие государственных региональных средств массовой информации Беларуси и России со средствами массовой информации Союзного государства по освещению исторической и патриотической тематики, уделив особое внимание вопросам преемственности поколений;

активизировать разработку и реализацию двусторонних межрегиональных проектов, направленных на укрепление дружбы и сотрудничества между молодежными организациями и молодежью, в том числе проживающими в небольших городах и населенных пунктах обоих государств;

рассмотреть возможность учреждения в 2021 году новой номинации в рамках молодежного конкурса президентской платформы «Россия – страна возможностей»;

содействовать:

организации и проведению совместных ежегодных мероприятий, приуроченных к празднованию победы во Второй мировой войне, в формате выставок, лекториев с участием ветеранов, писателей, ученых, историков;

включению в образовательные программы изучения материалов Нюрнбергского процесса;

формированию единого историко-культурного пространства, выработке общих стандартов и подходов к оценке всех периодов совместной истории Беларуси и России;

развитию совместных образовательных программ с использованием информационно-телекоммуникационных технологий;

активизировать проведение мероприятий по продвижению рекламно-информационных материалов о туристическом потенциале регионов, раскрывающем богатство исторического наследия двух народов, проводить ознакомительные поездки для представителей средств массовой информации и туристических агентств Беларуси и России, стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе посвященные событиям Второй мировой войны;

поддержать проведение III Российско-Белорусского образовательного форума памяти и славы в 2021 году;

в сфере экономического развития Беларуси и России:

активизировать:

усилия по реализации положений Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года, в первую очередь его экономической составляющей, в целях формирования единого экономического пространства Беларуси и России;

работу по отмене международного роуминга в сетях операторов мобильной связи между Республикой Беларусь и Российской Федерацией до конца 2020 года;

содействовать:

устранению барьеров во взаимной торговле для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы и увеличению белорусско-российского товарооборота, в том числе за счет дальнейшего сближения экономик двух стран;

реализации скоординированной, согласованной и (или) единой политики в ведущих отраслях путем формирования общих приоритетов развития и создания совместных акционерных обществ и иных компаний, являющихся основным звеном интеграционных проектов;

развитию кооперационных связей между белорусскими и российскими хозяйствующими субъектами и формированию механизмов, объединяющих экономические ресурсы Беларуси и России в целях продвижения совместного промышленного продукта и выхода на новые рынки;

разработке специализированных механизмов для участия белорусских и российских контрагентов в мероприятиях государственных программ двух стран, ориентированных на поддержку проектов в приоритетных отраслях и регионах, а также реализации инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства;

реализации транзитного потенциала Беларуси и России для обеспечения устойчивого функционирования экономики Союзного государства;

обеспечить дальнейшее совершенствование процесса согласования программ, финансируемых за счет бюджета Союзного государства, в увязке с оценкой эффективности бюджетных расходов на данные программы;

стимулироватьреализацию взаимовыгодных проектов между областями Республики Беларусь и субъектами Российской Федерации, шире практиковать взаимные поездки, развивать контакты политических, деловых, общественных и академических кругов;

инициироватьразработку доктринальной модели – проекта будущего Союзного государства с передовым цифровым обществом, лидирующего в сфере научно-технического и технологического развития и учитывающего традиционные культурно-исторические и духовно-нравственные ценности народов Беларуси и России;

в сфере воспитания патриотизма и гражданской ответственности:

способствовать разработке, поддержке и реализации просветительских программ и проектов гражданско-патриотической тематики, посвященных достижениям Республики Беларусь и Российской Федерации, выдающимся людям и значимым событиям в новейшей истории стран, укреплению нравственных ценностей и социального, межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде, борьбе с экстремизмом и терроризмом, взаимодействию с молодежными субкультурами и неформальными движениями, сохранению белорусской и российской культур, исторического наследия двух народов;

обеспечивать условия для формирования в молодежной среде осознанной потребности и навыков здорового образа жизни как основы процветания наших народов;

расширять разносторонние связи между образовательными учреждениями и организациями, созданными при них музеями воинской славы, кадетскими учреждениями, в том числе в формате летних лагерей, мероприятий патриотической направленности;

расширять международные молодежные обмены в рамках Союзного государства и активизировать взаимодействие талантливой молодежи двух государств через участие в творческих и культурных мероприятиях, проводимых на территории Республики Беларусь и Российской Федерации, таких как Юнармейская лига «КВН», Юнармейские игры «Что? Где? Когда?», Всероссийский медиафорум юных корреспондентов «Защитник», Форум молодых деятелей культуры и искусства «Таврида»;

активизировать работу по развитию в рамках Союзного государства детского и молодежного культурно-познавательного, военно-исторического туризма, в том числе в формате Национальной программы детского туризма «Моя Россия», Всероссийской патриотической программы «Дороги Победы», Всероссийской детско-юношеской патриотической экспедиции «Моя Родина – Россия», Всероссийского конкурса на участие в тематической дополнительной общеразвивающей программе «Юнармейские маршруты»;

принять меры по совершенствованию представления темы Великой Отечественной войны в образовательном процессе по следующим направлениям: модернизация учебных пособий; широкое внедрение интерактивных технологий; включение в учебные программы и планы обязательного посещения знаковых памятных мест, связанных с событиями Великой Отечественной войны;

актуализировать подходы музеев к работе с молодежной аудиторией, а также максимально задействовать потенциал Международной ассоциации музеев Второй мировой войны и Международного комитета при Музее Победы на Поклонной горе;

способствовать развитию форм молодежного парламентаризма, установлению контактов и деловых связей между молодежными организациями и объединениями двух стран, привлечению их к участию в мероприятиях, проводимых на территориях Беларуси и России, в том числе во Всероссийском конкурсе «ЛИДЕРЫ ЮНАРМИИ», а также в рамках организуемых Федеральным агентством по делам молодежи Всероссийского форума органов молодежного самоуправления «Молодежная команда страны», Всероссийского молодежного образовательного форума «Территория смыслов», форума молодых политологов России «Дигория», Всероссийского форума молодых государственных служащих, Международного молодежного форума «Евразия Global»;

развивать юнармейское и студотрядовское движения в рамках Союзного государства, в том числе через создание сводных белорусско-российских юнармейских и студенческих отрядов, реализацию проекта «Молодежь строит Союз»;

формировать правовую культуру и законопослушность, навыки оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданскую позицию, постоянную готовность к служению своему народу и выполнению конституционного долга;

обеспечивать информационную безопасность, минимизацию рисков, связанных с причинением информацией вреда здоровью, нормальному физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и социальному развитию детей и учащейся молодежи;

развивать систему краеведческой и музейной работы, создавать новые музеи трудовой и боевой славы, уголки истории и государственной символики, организовывать экскурсии, проводить познавательные туристические походы, направленные на изучение родного края, существующих традиций и обычаев;

проводить совместные исторические исследования, создавать книги и фильмы о войне, оцифровывать информацию о местах боев и сражений Великой Отечественной войны, размещать эту информацию в электронных приложениях, картах и путеводителях;

привлекать молодежь к участию в решении важнейших социально-экономических, культурных, правовых и экологических проблем;

содействовать деятельности поисковых отрядов, археологических и военно-исторических клубов, объединений краеведческой направленности, патриотических клубов, объединений казачьей молодежи и иных молодежных объединений патриотической направленности;

организовывать обмены молодежными делегациями для проведения работ по уходу за воинскими захоронениями и поиску останков воинов Красной Армии;

активизировать совместную поисковую работу на местах гибели воинов Красной Армии и мирных жителей, вовлекая молодежь не только в полевые работы, но и в совместные научные исследования обнаруженных материалов;

создавать условия для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активного противодействия антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории;

проработать возможность проведения ряда совместных военно-исторических реконструкций, например, Восточно-Прусской наступательной операции, обороны Брестской крепости;

осуществлять исследования в сфере патриотического воспитания и использование их результатов в практической деятельности, разработку методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности гражданина, обогащение содержания патриотического воспитания посредством включения в него культурно-исторического, духовно-нравственного, идеологического и других компонентов на основе важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук, научное обоснование путей приобщения граждан, особенно подрастающего поколения, к патриотическим ценностям, их духовного освоения;

принимать меры по интенсификации экспертного диалога Беларуси и России, расширению академической мобильности, способствовать созданию программы обменов студентами, аспирантами и молодыми учеными на открытой цифровой платформе с подключением впоследствии очных форматов и запуском магистерских программ «двух дипломов» между учреждениями высшего образования Республики Беларусь и образовательными организациями высшего образования Российской Федерации;

считать приоритетным межгосударственное взаимодействие по вопросам патриотического воспитания подрастающего поколения Беларуси и России и подготовки молодежи к отстаиванию интересов Союзного государства;

в сфере повышения социальной и экономической активности
сельской молодежи:

выработать предложения, направленные на формирование и развитие современного сельского рынка труда, что позволит улучшить структуру занятости населения, закрепить молодые квалифицированные кадры на селе, развить производство и инфраструктуру, привлечь внимание общества к проблемам сельской молодежи, молодых рабочих и специалистов на селе, объединить усилия для их активного участия в экономической и социальной сферах стран;

принять меры по повышению уровня оплаты труда молодых специалистов в сельской местности, в том числе задействовав механизмы государственной финансовой поддержки;

разработать программы, направленные на повышение эффективности использования сельских трудовых ресурсов;

повышать социальную защищенность и комфортность условий проживания молодых специалистов в сельской местности посредством реализации программы развития инфраструктуры сельских поселений.

5. Провести в 2021 году в Российской Федерации VIII Форум регионов России и Беларуси.