Сегодня Беларусь и Россия – союзники.

Рачков Сергей Анатольевич
Рачков Сергей Анатольевич

Выступление председателя Постоянной комиссии по международным делам и национальной безопасности Рачкова С.А. на пленарном заседании международной научно-практической конференциb "Стратегия развития Союзного государства в условиях глобальных геополитических тенденций"

Уважаемые участники конференции!

В этом году Беларусь и Россия отмечают 30-летие установления дипломатических отношений. За этот период времени пройден значительный путь в развитии белорусско-российского диалога.

Сегодня Беларусь и Россия – союзники. Наши страны проводят согласованную линию в области внешней политики, что взаимно усиливает позиции Республики Беларусь и Российской Федерации в мировой политике.

Взгляды Беларуси и России в основном совпадают по всем вопросам международной повестки дня. Осуществляется тесная координация на международной арене. У нас практически полное единодушие и поддержка друг друга на важнейших международных площадках – Организации Объединенных Наций, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Межпарламентском Союзе и прочих. Вместе мы решаем и вопросы обеспечения своей военной безопасности.

Основные направления белорусско-российского сотрудничества на международной арене определяются принимаемыми на двухлетний период программами согласованных действий в области внешней политики государств – участников Договора о создании Союзного государства, которые разрабатываются МИД Беларуси и МИД России.

В рамках реализации программ внешнеполитические ведомства Беларуси и России координируют свои действия по наиболее важным международным и региональным проблемам.

Одним из приоритетных направлений усилий Беларуси и России в реализации в рамках Союзного государства согласованной внешней политики является создание единого экономического пространства с участием ряда постсоветских стран, входящих в СНГ.

Постепенно, в процессе функционирования СНГ были созданы предпосылки к формированию нового интеграционного экономического образования с наднациональными органами — Евразийского экономического союза.

В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в ряде отраслей экономики.

В рамках ЕАЭС создана и эффективно функционирует система наднациональных органов.

При активном участии Беларуси и России сформирована обширная нормативно-правовая база с механизмом реализации принятых решений на национальном уровне. Кроме того, ведется работа по сопряжению нормативной базы ЕАЭС и СНГ.

Следует отметить значительную работу стран-членов, в том числе Беларуси и России, проделанную по международному позиционированию ЕАЭС и заключению соглашений, направленных на развитие международной торговли. К настоящему времени подписаны Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР, соглашения о свободной торговле с Вьетнамом, Сингапуром и Сербией. Кроме того, на продвинутой стадии находятся переговоры о заключении таких соглашений с Ираном и Египтом.

Таким образом, по прошествии 7 лет с даты его создания, можно констатировать, что ЕАЭС становится значимым региональным экономическим союзом, который должен обеспечить устойчивость экономик государств-участников, выдержать внешнее экономическое давление и создать условия для социально-экономического развития наших стран.

Беларусь и Россия ведут согласованную линию в ООН, ОБСЕ и иных международных организациях, взаимно поддерживают на их площадках общие приоритеты, проекты резолюций, кандидатуры в выборные органы, оказывают политическую и информационную поддержку. Беларусь ежегодно становится соавтором российской резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». Наши страны солидарно голосовали в Генеральной Ассамблее ООН против недружественных резолюций по Крыму, Абхазии и Южной Осетии. Россия оказывала весомую поддержку Беларуси в Совете ООН по правам человека, Парламентской Ассамблее ОБСЕ и Парламентской Ассамблее Совета Европы. Наши страны сообща твердо выступают против политизации прав человека и вмешательства во внутренние дела суверенных государств под этим предлогом.

Особое внимание уделяется координации действий на международных площадках в целях обеспечения глобальной и региональной безопасности, а также совместной борьбы с новыми вызовами и угрозами, включая международный терроризм и экстремизм, нелегальную миграцию, торговлю людьми, наркоторговлю, транснациональную преступность. Нашими странами согласовываются совместные действия по всему комплексу вопросов нераспространения оружия массового уничтожения, разоружения и контроля над вооружениями.

На высоком уровне развивается военное сотрудничество наших стран – в рамках Союзного государства и Организации Договора о коллективной безопасности.

Беларусью и Россией пройден путь от двусторонних соглашений в различных областях военного сотрудничества периода создания национальных вооруженных сил до принятия Военной доктрины Союзного государства, которая определяет развитие основных направлений совместной оборонной политики. Между Республикой Беларусь и Российской Федерацией в сфере обороны и безопасности заключено более 40 международных договоров. Созданы Региональная группировка войск (сил) и Единая региональная система противовоздушной обороны. Осуществляется совместная охрана внешней границы государств – участников Союзного государства в воздушном пространстве. Регулярно проводятся совместные учения (крупные – с периодичностью раз в два года) вооруженных сил двух государств. Важнейшими мероприятиями двустороннего сотрудничества стали совместные стратегические учения Вооруженных Сил Республики Беларусь и Российской Федерации «Запад-2021» и «Союзная решимость 2022».

В условиях беспрецедентного внешнего давления наши страны координируют подходы по выстраиванию отношений с третьими странами и объединениями, прежде всего с ЕС, США и НАТО. Мы объединили усилия для минимизации последствий санкций ЕС, США и их союзников. С учетом развязанной информационной войны соответствующие подразделения министерств иностранных дел системно противодействуют этим вызовам. В ряде случаев стороны выступали с совместных согласованных позиций, способствовали более тесным контактам медиа- и аналитических сообществ двух стран. Проведено несколько совместных информационных акций, в том числе в рамках работы по недопущению искажения исторической памяти, а также приуроченных к 80-летию начала Великой Отечественной войны.

Наши страны активно взаимодействуют в решении внешнеполитических задач средствами парламентской дипломатии.

Белорусско-российское межпарламентское сотрудничество развивается поступательно на всех уровнях, включая взаимодействие на многосторонних площадках. Между Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации подписано Соглашение о сотрудничестве.

Двустороннее взаимодействие осуществляется в форме обмена официальными и рабочими визитами делегаций, деятельности межпарламентской комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по межрегиональному сотрудничеству, встреч и переговоров представителей парламентов двух стран, взаимодействия в Парламентском Собрании Союза Беларуси и России.

Особое место в межпарламентском сотрудничестве занимает проведение под патронатом президентов наших стран ежегодного форума регионов Беларуси и России.

Достигнутый уровень доверия и сотрудничества способствует эффективной работе белорусских и российских парламентариев в рамках многосторонних парламентских организаций: Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ, Парламентской Ассамблеи ОДКБ, Межпарламентского союза. В частности, в рамках МПА СНГ уделяется большое внимание вопросам гармонизации и унификации законодательства, а также координации позиций в других межпарламентских организациях. Наработана большая практика участия белорусских и российских парламентариев в составе миссий МПА СНГ, ПА ОДКБ и Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в международном наблюдении за президентскими и парламентскими выборами стран-участниц.

Необходимо отметить, что в Программе согласованных действий в области внешней политики государств – участников Договора о создании Союзного государства на 2022–2023 годы сохранена преемственность с предыдущими программами по всем ключевым направлениям взаимодействия. С учетом современных реалий в документе предусмотрена еще более тесная координация действий и актуализированы отдельные положения с учетом динамично меняющейся международной обстановки.

Одной из новаций очередной Программы стал акцент на повышение авторитета Союзного государства на международной арене путем всесторонней внешнеполитической поддержки и дипломатического сопровождения работы по выполнению Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021–2023 годы и 28 Союзных программ, направленных на углубление белорусско-российской экономической интеграции.

В заключении хочу отметить, что в реалиях современных международных отношений реализация потенциала интеграционных договоренностей, направленных на дальнейшее развитие и углубление союзной интеграции, будет способствовать эффективному противодействию и преодолению последствий западного санкционного давления на национальные экономики Беларуси и России. Убежден, что согласованные действия наших стран в области внешней политики должны внести свой вклад в решение этой жизненно важной для народов Беларуси и России задачи.

Все интервью