Выступление на заседании Постоянного комитета МПС по делам мира и международной безопасности по теме проекта резолюции «Кибератаки и киберпреступления: новые риски в сфере глобальной безопасности»

Бельский Валерий Иванович
Бельский Валерий Иванович

Уважаемый господин Председатель!
Уважаемые коллеги!

Благодарю за представленный проект резолюции. Нет сомнений в актуальности темы, ее приоритетности для международной повестки дня и своевременности обращения к правительствам и международным институтам. Проделана серьезная работа по подготовке документа, глубокий анализ действующей правовой базы. Содокладчиками подготовлено действительно хорошее решение. Выделены узловые проблемы и точно расставлены акценты.

Белорусские парламентарии приняли участие в серии онлайн-мероприятий МПС по вопросам регулирования киберпространства, кибербезопасности, технологий и телекоммуникаций. Такие мероприятия позволяют рассмотреть актуальные вопросы с различных ракурсов, представить передовую национальную и международную практику.

Учитывая продолжающийся рост трансграничных кибератак, вопрос развития национального законодательства и международной правовой базы по борьбе с киберпреступностью стоит крайне остро.

Вынуждены констатировать, что в последние несколько лет многосторонние форматы высокого уровня по тематике кибербезопасности не добивались значимого прогресса.

Это обусловлено как общей деградацией международной архитектуры безопасности и эскалацией геополитической напряженности, так и значительными расхождениями в позициях стран по конкретным вопросам роли государства и частных субъектов в системе кибербезопасности, а также порядка международного регулирования соответствующих отношений.

Твердо убеждены, что в основе функционирования и развития информационной сферы каждого государства лежит принцип цифрового суверенитета, определяемый как неотъемлемое и исключительное верховенство права государства определять правила владения, пользования и распоряжения национальными ИКТ, формировать национальную цифровую инфраструктуру, обеспечивать ее защиту от неправомерного использования и несанкционированного вмешательства.

Беларусь считает, что информационные и кибератаки, которые сопровождают военные действия или предшествуют им, должны рассматриваться исходя из единых принципов международного уголовного и гуманитарного права.

Выступаем за отказ от милитаризации или создания технологий, специально предназначенных для нанесения вреда информационным ресурсам, инфраструктуре и критически важным объектам других государств.

Поддерживаем укрепление механизмов межгосударственного взаимодействия в области реагирования на компьютерные инциденты и создание эффективных региональных систем противодействия кибератакам на информационные ресурсы государства, в том числе критическую информационную инфраструктуру.

На международно-правовом уровне необходимо ввести запрет на проведение организованных или санкционированных официальными структурами кибератак в отношении информационных систем и объектов других государств. Такой запрет должен быть всеобъемлющим, хотя первостепенное внимание необходимо уделить критически важной инфраструктуре. Мы уже были свидетелями нарушения нормального функционирования транспортных, энергетических, химических и даже ядерных объектов из-за взлома злоумышленниками их систем управления. Возможные последствия таких действий могут быть катастрофическими.

Представляет угрозу для региональной и международной безопасности и распространение фальсифицированной, недостоверной или неполной информации. Особенно опасными являются созданные с использованием технологий искусственного интеллекта синтезированные аудиовизуальные продукты. Благодаря своей реалистичности они даже принимались в качестве доказательств при расследовании противоправных инцидентов, в том числе на международном уровне.

Принимая во внимание актуальность тематики защиты медицинских учреждений и медицинской инфраструктуры от кибератак и повышенное внимание к этой проблематике со стороны мирового сообщества, целесообразно рассмотреть возможность принятия отдельного юридически обязывающего документа о запрещении злонамеренных информационных воздействий (кибератак) в отношении медицинских учреждений и медицинской инфраструктуры.

Призываем парламенты максимально использовать все свои инструменты и объединить усилия в озвученных сферах.

В Беларуси в целях повышения уровня защиты национальной информационной инфраструктуры от внешних и внутренних угроз по решению Президента создана национальная система кибербезопасности. Определены ее элементы, задачи, координирующий орган, перечень владельцев критически важных объектов информатизации.

Деятельность национальной системы призвана обеспечить согласованность действий государственных органов по обнаружению, предотвращению и минимизации последствий кибератак на объекты информационной инфраструктуры, поиск потенциальных уязвимостей национального сегмента Интернета, проведение анализа информации о кибератаках и киберинцедентах, установление их причин, прогнозирование ситуации в области обеспечения кибербезопасности.

Одновременно с этим нельзя сбрасывать со счетов проблему кибермошенничества, распространение которого приобрело взрывной характер. Убеждены, что решить ее можно только на основе совместных усилий государств с использованием ИКТ, позволяющих идентифицировать злоумышленников в режиме реального времени, в какой бы точке земного шара они не находились.

Мы готовы делиться с коллегами своими национальными практиками в целях формирования общего безопасного информационного пространства.

Благодарю за внимание.

Все интервью