Уважаемые участники заседания!
В последнее десятилетие мы стали свидетелями стремительного прогресса в области цифровых технологий, которые проникли во все сферы общественной жизни и подвергают их существенной трансформации.
Еще недавно возникновение технологий, превосходящих интеллектуальные возможности человека, выглядело далекой перспективой, почти фантастическим будущим, а уже сейчас это — реалии нынешнего дня. Более того, искусственный интеллект становится ключевым стратегическим направлением, определяющим технологический суверенитет государств.
С одной стороны, искусственный интеллект открывает новые горизонты и колоссальные возможности в области коммуникаций, вычислений и промышленных технологий. Искусственный интеллект совершает прорывы в медицине, обрабатывает гигантские массивы данных в экономике и ускоряет научные открытия. Это технологии, с которыми связаны огромные ожидания по повышению качества жизни. Все ведущие страны мира стремятся совершить интеллектуальный рывок и завоевать технологическое лидерство.
С другой стороны, мы сталкиваемся с серьезными рисками: фейковые новости, синтезированные медиа, проблемы с безопасностью персональных данных, размывание этических норм. Без адекватного контроля использование технологий искусственного интеллекта может привести к лавинообразному росту вызовов для общества и государства.
Очевидно, что технологии искусственного интеллекта настолько сильно прогрессируют, что практика регулирования не успевает за ними. Чтобы избежать ошибок и перенять лучшие практики, особенно важен анализ международного опыта и законодательных инициатив в странах, стремящихся доминировать в этой области, прежде всего, — в Российской Федерации, Китае и США, в ОАЭ.
Активное проникновение современных технологий во все сферы жизни требует взвешенной и системной государственной политики.
В резолюции VI Всебелорусского народного собрания одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь определена цифровая трансформация во всех сферах жизнедеятельности государства и общества.
В Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной решением VII Всебелорусского народного собрания, отмечено, что требуется опережающее развитие знаний и технологий, нейтрализация угроз национальной безопасности в научно-технологическом направлении, внедрение передовых технологий в реальный сектор экономики и другие сферы.
На встречах с научной общественностью Президент Республики Беларусь, глубокоуважаемый Александр Григорьевич Лукашенко, неоднократно подчеркивает: «Нужно, чтобы белорусские ученые как можно дальше заглядывали за горизонт. По-настоящему включились в разработку таких супер перспективных направлений, как искусственный интеллект, нейросети…»
Для реализации всех перечисленных концептуальных ориентиров, определенных Главой государства и решениями ВНС, в Республике Беларусь есть значительный научно-технологический потенциал и задел, но необходимо выработать решение о правовом регулировании деятельности в этой сфере.
На пространстве Содружества Независимых Государств в этом году был сделан стратегически важнейший шаг в формировании правового регулирования сферы искусственного интеллекта.
Межпарламентская Ассамблея государств — участников СНГ, в работе которой самое активное участие принимают члены Совета Республики, явилась инициатором разработки проекта модельного закона «О технологиях искусственного интеллекта». Разработчиком данного законопроекта выступил объединенный институт проблем информатики Национальной академии наук Беларуси
Непосредственно решение об утверждении модельного законопроекта было принято на заседании МПА СНГ 18 апреля 2025 года с участием членов Совета Республики, входящих в состав данного интеграционного объединения.
Целью модельного закона является обеспечение гарантированной безопасности использования систем искусственного интеллекта, ориентированного на приоритет человека и улучшение качества его жизни, безопасности, а также повышение эффективности национальных экономик. Положениями Закона определена также ответственность за нарушение требований в данной деятельности.
В Республике Беларусь законодательные акты, регламентирующие сферу искусственного интеллекта, пока не приняты.
Именно поэтому сегодняшнее заседание экспертно-консультативного совета посвящено теме использования технологий искусственного интеллекта и проводится оно на площадке главной научной организации страны, где сосредоточен существенный интеллектуальный потенциал для исследований и разработок в области искусственного интеллекта.
Ключевая задача сегодня — более детально в широком кругу экспертов, представителей научно-технического сообщества и разработчиков новых технологических решений обсудить вопросы использования технологий искусственного интеллекта.
Нам как законодателям предстоит работать над дальнейшим правовым регулированием данной деятельности. И результаты сегодняшнего заседания будут использованы в этой работе.
Перед лицом современных вызовов в целях безопасности и управляемости искусственного интеллекта необходимо усилить межведомственное взаимодействие в совершенствовании правового регулирования, исследованиях, разработках и внедрении новых технологий, чтобы сфера новых технологий приносила пользу обществу и государству.
Итоги заседания будут отражены в практических рекомендациях.
Все интервью
Обработка персональных данных
Электронные обращения
Горячая линия