Возможная модель конституционного строя Беларуси и избирательной системы

Романов Олег Александрович
Романов Олег Александрович

Анализируем с экспертом предложения диалоговой площадки по конституционному реформированию и партийному строительству.

В дискуссии приняли участие более 40 человек, почти половина из них — представители гражданского общества. Поступившие предложения обсуждались в формате открытого микрофона с учеными, экспертами и представителями органов государственного управления. И вот какие тезисы вошли в проект итогового документа, обобщившего работу региональной площадки. В дальнейшем они будут рассмотрены на уровне республики и вынесены на Всебелорусское народное собрание.

— Начало нашей работы было наиболее важным и ответственным, — рассказал член Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по законодательству и государственному строительству, первый проректор Гродненского государственного университета имени Янки Купалы Олег Романов, выступивший в качестве модератора диалога. — Обсуждалась возможная модель конституционного строя Беларуси, внесение изменений в государственное и общественное устройство. Консолидированным стало мнение о переходе к президентско-парламентской республике с частичной передачей полномочий от Президента к Парламенту, при этом роль Главы государства по-прежнему должна остаться достаточно значительной. Почему именно эта модель была одобрена большинством? Для политической культуры страны характерно стремление к персонификации государственной власти. Опыт постсоветского развития показал, что тип государственного устройства с сильной фигурой лидера является оправданным. В то же время чрезмерная концентрация полномочий у одного лица может препятствовать принятию тех или иных решений. Мы искали подход, при котором будут максимально обеспечены принципы системы сдержек и противовесов, не позволяющие создать перекос в сторону одной из ветвей власти. Это обеспечит соблюдение прав и свобод граждан, объективное принятие и реализацию решений.

Было предложено, чтобы Национальное собрание Республики Беларусь, а не Президент Республики Беларусь назначал республиканские референдумы, внеочередные выборы в Палату представителей и Совет Республики. Прозвучала также инициатива наделить высший законодательный и представительный орган страны правом назначать и освобождать от должности председателя и членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, председателей и судей Конституционного и Верховного судов, Генерального прокурора Республики Беларусь, уполномоченного по правам человека, если такая должность будет введена. Президент при этом будет возглавлять исполнительную власть, выступать Главой государства и Верховным главнокомандующим, заключать международные договоры, формировать Правительство, принимать указы и другие акты, которые не приравниваются к законам, а по юридической силе подчиняются законам. У Президента, по мнению большинства участников диалога, должно сохраниться право отлагательного вето, которое может быть преодолено квалифицированным большинством депутатов.

В части совершенствования местного управления и самоуправления участники диалога выдвинули предложение о том, чтобы руководители местных исполнительных и распорядительных органов избирались, а не назначались. Конкретные тезисы были выдвинуты касательно самой избирательной системы: в первую очередь обсуждался переход от мажоритарной к пропорциональной, или смешанной, избирательной системе и введение единого дня голосования.

— После обсуждения этих вопросов участники площадки пришли к мнению, что резкий переход к пропорциональной избирательной системе в данный момент нецелесообразен, — пояснил Олег Романов. — Причина этому — недостаточная развитость и авторитетность политических партий, которые должны быть активными участниками избирательного процесса. Поэтому предлагается постепенный переход от мажоритарной к смешанной системе выборов. Параллельно общественно-политическая активность и роль партий будут усиливаться. Для этого могут быть внесены изменения в закон о политических партиях в части сокращения количества учредителей до 500 — 700 человек.

В случае введения смешанной системы избрание одной половины депутатов Парламента должно осуществляться по одномандатным округам, а второй — по партийным спискам. Такой порядок не позволит более крупным партиям монополизировать власть и обеспечит представительство в Парламенте непартийных кандидатов. Единый день голосования экономит государственные средства и, по мнению многих, действительно может быть введен.

Острые дебаты вызвало предложение отменить смертную казнь. Прийти к единому мнению по этому вопросу присутствующие не смогли. Было определено несколько возможных вариантов: исключить из Конституции положение, предусматривающее смертную казнь как исключительную меру наказания за особо тяжкие преступления, сохранить, убрав при этом данный вид наказания из Уголовного кодекса Республики Беларусь, или временно приостановить применение смертной казни до окончательного решения этого вопроса.

Среди прочих в итоговый проект вошли предложения ввести должность уполномоченного по правам человека, расширить круг лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд, сократить функции Комитета государственного контроля, ограничив контроль за исполнением республиканского бюджета или преобразовав данный орган в контрольную палату.

Все интервью