Тезисы выступления на межпарламентской конференции на тему «Роль и передовой опыт законодательства в области охраны культурного наследия» в рамках мероприятий VI Всемирного форума по межкультурному диалогу в Баку

Коркотадзе Александр Александрович
Коркотадзе Александр Александрович

Уважаемые участники конференции!

Дорогие друзья!

Прежде всего позвольте передать слова приветствия Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, уважаемой Натальи Кочановой, организаторам и высоким гостям VI Всемирного форума по межкультурному диалогу и поблагодарить Организационный комитет за возможность принять участие в мероприятии такого высокого уровня.

Белорусская сторона высоко оценивает инициативу Милли Меджлиса Азербайджанской Республики включить в архитектуру форума сегмент межпарламентской конференции для обсуждения вопросов законодательного регулирования в области охраны культурного наследия в контексте межкультурного диалога во имя мира и глобальной безопасности.

Актуальность и востребованность темы конференции не вызывает сомнений.

Объекты материального культурного наследия являются неотъемлемой частью достояния отдельных народов, наций и этносов, представляют собой духовно-нравственное и материальное основание цивилизационной идентичности.

Деятельность по сохранению и использованию объектов культурного наследия на национальном уровне должна быть системной и включать соответствующее законодательное сопровождение и совершенствование нормативной правовой базы.

Согласно Конституции Республики Беларусь историко-культурное наследие признано фактором развития нашего государства. За его сохранение несут ответственность как государство, так и граждане.

В 2017 году в Республике Беларусь вступил в силу первый в СНГ Кодекс о культуре. Данный законодательный акт стал первым в Республике Беларусь кодифицированным актом в сфере культуры. В Кодекс вошли положения около 40 нормативных правовых актов, ранее регулировавших вопросы охраны историко-культурного наследия.

Кодексом окончательно оформлен понятийный аппарат, установлена классификация форм и видов культурных ценностей, предусмотрены формы государственного учета различных видов культурных ценностей, закрепленные за государственными органами-регуляторами по объектам движимого и недвижимого материального культурного наследия. Выделено 11 отдельных перечней учета.

Основным документом государственного учета историко-культурных ценностей является Государственный список историко-культурных ценностей, ведение которого осуществляется Министерством культуры. Список является общедоступным бесплатным ресурсом. За последние годы список пополнился десятками новых объектов.

Включение в список означает постановку на государственную охрану, предусматривающую возможность финансирования из бюджета на содержание и проведение охранных мероприятий, налоговые льготы, дополнительные обязанности.

В 2023 году в Республике Беларусь появились новшества в законодательстве, направленные на совершенствование системы охраны культурного наследия.

Упрощен порядок проведения работ на памятниках архитектуры для субъектов хозяйствования, повышена ответственность местных органов власти в обеспечении сохранности историко-культурного наследия, установлены правовые механизмы разработки региональных комплексов мероприятий по охране историко-культурного наследия.

Внедрены также новации, направленные на упрощение порядка государственной регистрации и продажи руинированных и поврежденных историко-культурных ценностей, подготовки документов для реализации поврежденных (руинированных) объектов наследия на аукционах.

В целях финансового стимулирования инвесторов внесены изменения в налоговое законодательство, которые позволили закрепить нормы об освобождения от налога на недвижимость и земельного налога для памятников архитектуры.

Государством проводится огромная работа по популяризации культурного наследия на национальном и международном уровнях. Приняты меры по имплементации Конвенции об охране природного и культурного наследия 1972 г. и Конвенции об охране нематериального культурного наследия 2003 г. в национальное законодательство и деятельность учреждений культуры, внесены необходимые изменения в национальные правовые акты.

Особое внимание уделяется продвижению историко-культурного наследия на международном уровне. Сегодня в списки Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО включено 4 материальных объекта Беларуси: Беловежская пуща, Мирский замок, Несвижский замок, Дуга Струве и 5 элементов нематериального проявления творчества человека. Внесены документы по еще трем элементам.

В соответствии с требованиями конвенций для обеспечения идентификации в Беларуси создано три публичных информационных ресурса с перечнями объектов культурного наследия.

Республика Беларусь активно занимается восстановлением архитектурного наследия, вкладываются колоссальные ресурсы на его поддержание и сохранение. Проведена большая работа по реставрации и восстановлению сотен объектов в целях поддержания их надлежащего технического состояния, приспособления под новые функции и вовлечения их в туристический и культурный оборот.

Эти задачи решаются в рамках ряда государственных программ и локальных инвестиционных проектов. Кроме того, мероприятия финансируются за счет средств фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры.

Сформированная в Беларуси правовая база позволила создать целостную систему мер по недопущению существенного изменения условий или создания препятствий для сохранения, развития и передачи потомкам объектов культурного наследия Беларуси.

Убежден, нормотворческая деятельность парламентариев в этой сфере должна максимально учитывать актуальные глобальные тенденции в области охраны культурного наследия, в том числе положительный зарубежный опыт.

С глубоким удовлетворением отмечаем высокий уровень сотрудничества в этом важном направлении с государствами — участниками Содружества Независимых Государств.

При активном участии белорусских парламентариев в рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ подготовлен проект Конвенции о сохранении объектов культурного наследия государств — участников Содружества, ведется работа на площадке Ассамблеи в формате заседаний профильной Постоянной комиссий, тематических мероприятий над развитием модельного законодательства в этой сфере.

Полагаем, что фокус внимания парламентариев должен быть на активном международном взаимодействии по вопросам охраны культурного наследия на основе принципов солидарности и сотрудничества.

К сожалению, эффективной реализации указанных подходов препятствуют незаконные санкции, рост напряженности в межгосударственных отношениях.

Незаконная санкционная политика, которая противоречит Уставу ООН, негативно отражается на развитии системы защиты, сохранения, популяризации и передачи объектов культурного наследия. Они непосредственно затрагивают вопросы обеспечения жизнеспособности объектов культурного наследия, сохранность которых напрямую зависит от государственной поддержки.

Власти отдельных стран коллективного Запада в одностороннем порядке принимают откровенно деструктивные решения.

Так, в 2022 году польские власти завершили строительство заградительного сооружения на территории трансграничного объекта всемирного наследия ЮНЕСКО «Беловежская пуща».

Беловежская пуща, которая веками была единым уникальным природным комплексом, представляющим последний в Европе крупнейший массив первобытного леса, сегодня разделена польским забором из бетона, стали и колючей проволоки.

Урон растительному и животному миру от этого сооружения в самом сердце уникального природного объекта сложно переоценить. Уже на этапе возведения забора польская сторона нарушила целый ряд норм и принципов международного экологического права, включая Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Эксперты, включая международных, говорят о самых разных негативных последствиях для экосистемы Беловежской пущи от возведенного забора.

Белорусский Парламент принял заявление, осудив односторонние действия Польши, призвав международные организации и мировую экологическую общественность принять меры по побуждению Польши к демонтажу установленных заградительных сооружений в целях недопущения негативных последствий для экосистем Беловежской пущи.

Призываем международные парламентские структуры и национальные парламенты отказаться от деструктивных инициатив, применения односторонних принудительных мер и сосредоточить свои усилия на развитии равноправного и взаимоуважительного диалога.

Полагаем, что парламентарии также должны четко высказать свою позицию о неправомерности и неприемлемости применения односторонних принудительных мер.

Уважаемые участники конференции!

В 2008 году по инициативе Президента Азербайджанской Республики, глубокоуважаемого Ильхама Гейдаровича Алиева, был запущен Бакинский процесс в целях создания действенного и эффективного межкультурного и межцивилизационного диалога.

С тех пор по инициативе Азербайджанской Республики был проведен ряд масштабных мероприятий и реализованы крупные инициативы, Бакинский процесс превратился в глобальное движение.

Хочу искренне поблагодарить Азербайджанскую Республику за усилия, предпринимаемые на национальном и глобальном уровнях в сфере содействия межцивилизационному диалогу в целях содействия достижению мира и согласия.

Выражаю огромную благодарность ее Превосходительству госпоже Сагибе Гафаровой, Председателю Милли Меджлиса Азербайджанской Республики, за успешную организацию и проведение мероприятий форума и межпарламентской конференции.

Благодарю за внимание.

Все интервью