Тезисы выступления на круглом столе «Развитие сотрудничества на пространстве СНГ: особенности петербургских практик» в рамках международного форума «Санкт-Петербург — парламентская столица Содружества» 18 мая 2023 г.

Рунец Татьяна Аркадьевна
Рунец Татьяна Аркадьевна

 

Уважаемый Евгений Владимирович (Кассюра)!
Уважаемые участники круглого стола!

 

Прежде всего, хотела бы поблагодарить наших коллег за традиционно теплый, радушный прием на российской земле и отличную, образцовую организацию работы форума.

Деловая повестка Форума представляется мне очень насыщенной и содержательной, а ее актуальность в условиях стремительных изменений на международном трэке, на мой взгляд, не требует дополнительной аргументации.

Уважаемые коллеги!

В 2022 году мы отметили знаковое событие — 30-летие МПА СНГ.

Сегодня, оглядываясь в прошлое и анализируя современные тренды, мы лишний раз убеждаемся, насколько верным и своевременным было решение о создании Ассамблеи.

В начале 90-х годов прошлого столетия перед странами Содружества, независимыми государствами, стоял серьезный институциональный вызов. Им предстояло реализовать сформировать собственную законодательную базу, новый правовой ландшафт. И Межпарламентская ассамблея стала эффективной диалоговой площадкой, где можно было открыто делиться опытом, обсуждать правовые новации и затем успешно внедрять их в национальное законодательство.

Несомненно, у каждого государства есть национальные интересы, которые являются безусловным приоритетом и целевым ориентиром в работе всех институтов власти. Но в современных реалиях конструктивное сотрудничество стран-участниц Ассамблеи приобретает особую важность,в первую очередь для укрепления взаимного доверия и безопасности, обеспечения устойчивого развития, повышения благосостояния наших граждан.

При этом основным цементирующим элементом для нашего Содружества всегда являлась экономика и взаимовыгодная торговля.

Если в 2000 году взаимный экспорт в страны СНГ составлял всего 27 млрд долларов США, то в 2021 году — 117 млрд долларов США.

Считаю, что во многом это закономерный результат сближения гражданского, налогового, транспортного, внешнеторгового законодательства стран Содружества.

Но преимущества зоны свободной торговли СНГ, гармонизация законодательства, в том числе за счет работы межпарламентской ассамблеи, не сводятся только к наращиванию объемов реализации продукции и товарооборота. Создавая предприятие на территории любого государства СНГ, зарубежный инвестор учитывает, что общий рынок, на который он выходит, насчитываетболее 230 млн человек. Это существенный фактор инвестиционной привлекательности для наших стран.

Дорогие друзья!

К сожалению, сегодня Беларусь вынуждена противостоять беспрецедентному санкционному давлению, циничному вмешательству внешних сил в дела суверенного государства, дерзким попыткам дестабилизации обстановки.

Против нашей страны развернута масштабная и интенсивная гибридная война, мы находимся под серьезным ударом санкций, провокаций, информационного манипулирования.

Санкционная политика уже стала новой нормальностью в сфере международных отношений. Настойчиво девальвируется понятие партнерства между ведущими государствами, нарушены глобальные экономические, финансовые и социальные связи, практически утрачены возможности совместно решать проблемы сохранения мира и стабильности в Европе.

Неправомерные и противоречащие международному праву, в первую очередь Уставу ООН, санкции и иные ограничительные меры являются неприемлемыми инструментами внешней политики.

Санкции, в первую очередь, негативно сказываются на благосостоянии граждан всех стран — не только тех, на кого они нацелены, но и инициаторов.

Они ведут к росту инфляции, нарастанию проблем в энергетическом секторе, нарушению транспортно-логистических цепочек, замедлению темпов экономического роста во многих странах мира.

В Республике Беларусь проводится системная работа для того, чтобы в условиях санкций, граждане не ощутили их влияние.

В 2022 году Сенат Беларуси одобрил ряд законопроектов, ориентированных на укрепление безопасности в сфере экономики.

В частности, Закон «О вопросах передачи под временное внешнее управление» предусматривает возможность передачи под временное внешнее управление коммерческих организаций, собственниками которых являются иностранные граждане.

Закон «Об изъятии имущества» предоставляет право на конфискацию имущества в пользу Республики Беларусь, но исключительно как ответный шаг на недружественные действия в отношении нашего государства и его граждан. То есть соблюдается принцип объективности.

В настоящее время мы работаем над законопроектомо специальных ограничительных мерах, в котором планируется формализовать комплекс мер в отношении недружественных иностранных государств и организаций на основе принципов обоснованности, гласности, объективности и законности.

Уверена, что у коллег-парламентариев из других стран Содружества также накоплен богатый опыт работы в данной сфере, который требует дополнительного изучения. В связи с этим разработка модельного Закона «Об экономической безопасности стран СНГ» видится оправданным и своевременным шагом.

Уважаемые коллеги!

Устойчивое экономическое развитие во многом зависит от усиления промышленной кооперации, включая создание совместных импортозамещающих производств, расширения торгового взаимодействия с дружественными странами, их отдельными регионами.

Поскольку наш Форум проходит в Санкт-Петербурге, я не могу не сказать несколько слов о партнерстве Республики Беларусь с Северной столицей России.

Взаимная торговля бьет рекорд за рекордом. Даже в непростом пандемийном 2020‑м мы перешагнули отметку 1,5 миллиарда долларов США. В 2021 году вплотную приблизились к двум миллиардам долларов,а по итогам 2022‑го зафиксировали 2,2 миллиарда.

Более того, Беларусь занимает первое место по объему товарооборота с Санкт-Петербургом среди стран СНГ.

«Результаты сотрудничества Беларуси и Санкт-Петербурга впечатляют». Именно такую позитивную оценку нашей совместной работе дал Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко на состоявшейся 20 апреля текущего года встрече с губернатором Санкт-Петербурга — Александром Дмитриевичем Бегловым.

В рамках визита прошло заседание Совета делового сотрудничества Беларуси и Санкт-Петербурга, где подписана Дорожная карта по поддержке совместных научных и научно-технических проектов, состоялись дни культуры Санкт-Петербурга, двусторонние встречи с руководством Минска. Подписан большой пакет документов о перспективном сотрудничестве.

Взаимодействие Беларуси с семимиллионным Питером по праву можно назвать образцом кооперации на уровне регионов.

Санкт-Петербург — город белорусской техники: от автобусов и троллейбусов до коммунальных машин. Только за прошлый год большой автопарк пополнился почти на 3 тысячи белорусских машин. И сегодня уже обсуждается новая линейка оборудования, комплектующих, покупка электробусов и трамваев.

Еще один яркий пример двусторонней кооперации — сотрудничество Минского и Петербургского тракторных заводов, выпускающие знаменитые «Беларус» и «Кировец». Два гиганта нашли свою нишу на огромном рынке Союзного государства, отлично взаимодополняя друг друга.

С 2019 года в Санкт-Петербурге также работает совместное сборочное производство лифтов. Причем белорусские специалисты готовы работать с нестандартными шахтами и принимать инженерные решения, необходимые для исторических зданий.

А еще Санкт-Петербург стал одним из главных проводников белорусских продуктов в России. Этой весной в городе состоялся второй Белорусский продовольственный форум с участием более 400 компаний. Были заключены контракты на поставку продовольственной продукции из Беларуси на 14,6 млрд российских рублей. Это почти в три раза больше, чем в 2021‑м. И спрос продолжает расти.

Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь со своей стороны готов внести свой вклад в реализацию совместных экономических проектов, в том числе на площадке Форума регионов Беларуси и России.

Рассчитываем на активное участие руководства Санкт-Петербурга в юбилейном, десятом, форуме, который состоится 27 — 28 июня в Уфе.

Кроме того, выражаем готовность к установлению сотрудничества с законодательным собранием Санкт-Петербурга, взаимному обмену лучшими законодательными практиками и опытом.

Уважаемые коллеги!

Вся история межпарламентского сотрудничества убедительно свидетельствует, что наиболее эффективным способом укрепления взаимного доверия и наращивания всестороннего сотрудничества является равноправный и взаимоуважительный диалог.

Белорусские парламентарии всецело поддерживают продолжение такого диалога в рамках МПА СНГ и убеждены, что это позволит ответить на все актуальные вызовы в экономической сфере и будет способствовать выходу на траекторию устойчивого экономического роста.

Желаю всем участникам круглого стола плодотворной работы и интересных продуктивных дискуссий!

Благодарю за внимание!

Все интервью