Татьяна Рунец: война с символами — признание собственной ущербности

Рунец Татьяна Аркадьевна
Рунец Татьяна Аркадьевна

В последнее время мы видим, как в странах постсоветского пространства активно ведется борьба с историческим наследием, оскверняются и сносятся памятники и мемориалы советским воинам-освободителям. Такие варварские акции можно увидеть в Литве, Латвии, Украине. При этом в этих странах широко продвигаются идеи нацизма, устраиваются парады ветеранов СС, а именами гитлеровских пособников называются улицы городов.

Особенно в вопросе уничтожения исторической памяти выделяется Польша, которая поставила процесс сноса памятников едва ли не на промышленный уровень. Если в 1997 году на ее территории было около 600 памятников, то сейчас их осталось чуть более 100, и снос продолжается. Польские власти утверждают, что все межгосударственные соглашения касаются только кладбищ и воинских захоронений, а памятники, находящиеся вне погостов, называют символами, напоминающими о временах советской оккупации страны. При этом замалчивается тот факт, что сотни тысяч советских солдат отдали свои жизни, освобождая ту же Польшу от гитлеровского национал-социализма. Таким образом, мы становимся свидетелями того, как Варшава, а заодно и Вильнюс, Рига, Киев старательно переписывают историю, вымарывая из нее решающую роль советского солдата в уничтожении нацизма и насаждают свое вывернутое видение истории.

Но больше всего националистам не нравится, что 9 Мая — это День Победы. Крайне демонстративно в Риге латвийские власти рано утром сгребали бульдозером у памятника Освободителям все букеты, которые накануне возложили жители столицы.

Поэтому можно с уверенностью утверждать: то, что мы сегодня видим по ту сторону границы — снос памятников воинам-освободителям, осквернение советских монументов в Польше и Прибалтике, Украине и Чехии, — не что иное, как признание и констатация инициаторами этого варварства собственной беспомощности и ущербности. Ведь воевать таким образом с мертвыми совершенно безопасно, модно и в контексте возрождающегося европейского нацизма.

Все интервью