Студентов-медиков нужно сначала научить следить за своим здоровьем, чтобы они смогли помогать другим

Щастный Анатолий Тадеушевич
Щастный Анатолий Тадеушевич

Кто сегодня приходит учиться в медицинские вузы Беларуси? Что постигают студенты в первую очередь — новые технологии, профессиональные знания или все же азы общения с пациентами? Каковы сильные и слабы стороны будущих медиков? Какова роль научных школ медицинского вуза в развитии отрасли и совершенствовании подготовки кадров? На эти и другие вопросы в беседе с обозревателем портала www.interfax.by ответил ректор учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» Анатолий ЩАСТНЫЙ.

Справка IF.by

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет — одно из крупнейших высших учреждений образования в Республике Беларусь. В настоящее время в его стенах проходят обучение более 6 тыс. студентов и слушателей. Структуру вуза образуют 7 факультетов, 63 кафедры, научно-исследовательская лаборатория, научно-исследовательский отдел, информационный центр, библиотека, редакционно-издательский полиграфический центр. Университет располагает ботаническим садом, учебно-производственной аптекой, которые используются для подготовки специалистов по фармации. При вузе работают клиника ВГМУ, клиника стоматологического факультета, 2 аптеки, контрольно-аналитическая лаборатория. Университет также оказывает широкий спектр платных медицинских услуг по государственным расценкам. 

Студенты сильны в получении информации, но медленно адаптируются к работе с пациентами

— Анатолий Тадеушевич, медицинским вузам в современной Беларуси приходится одновременно решать ряд задач — с одной стороны, обеспечивать квалифицированными кадрами различные учреждения здравоохранения — от небольших поликлиник до крупных стационаров, научно-практических центров. С другой стороны, в медицине активно внедряются высокотехнологичные методы диагностики и лечения. Получается ли успевать «на всех фронтах»?

—Медицинское образование специфично: мы готовим кадры как для практического здравоохранения, так и для самого университета. Причем во втором случае это должны быть, с одной стороны, педагоги, а с другой — практикующие врачи, особенно это касается клинических кафедр. Не стоит забывать, что современная медицина — это высокие технологии, которые постоянно совершенствуются и требуют новых подходов в подготовке кадров. В то же время очень важно адаптировать студентов, уже с первых курсов, в практику. Поэтому, наверное, приоритетное направление для нашего вуза сейчас — это практико-ориентированное обучение.

— Иными словами, студенты ВГМУ уже с первого курса знают, что такое клиника?

— Да, причем знают, что называется, «с изнанки» — начиная с приемного покоя, где студенты знакомятся с работой санитарок, медсестер, врачей, и заканчивая стационаром. Курс за курсом студент постигает, что такое медицина, куда он, собственно, попал. Кое-кто, возможно, уже на первых этапах делает для себя выводы — та ли это профессия, которой стоит посвятить всю оставшуюся жизнь.

Кстати, в этом году, по решению министерства здравоохранения мы пересмотрели качественное содержание программы обучения в сторону более глубокого освоения студентами практических навыков. Несколько уменьшили количество часов химии, физики — общеобразовательных наук, но при этом внимательно изучили, насколько они перекликаются с программой средней школы.

— На протяжении десятилетий в республике практиковалась система профориентации, когда преподаватели вузов вместе со школами подбирали будущих студентов из числа выпускников средних учебных заведений. Сохраняется ли подобная практика сегодня?

— Такая работа ведется и сейчас. У нас очень тесные связи с другими учреждениями образования. Яркий пример — сотрудничество с гимназией №1 города Витебска, где создаются классы с профильными предметами «биология» и «химия», а учащихся готовят к поступлению в медицинский вуз. Подобные учреждения образования есть и в районах области. К примеру, я не так давно посещал гимназию в Бешенковичах — дети изъявили желание поступать в медицинские вузы. Мы стараемся, чтобы эти дети посещали наш университет, причем не только в дни открытых дверей. Мы рассматриваем варианты сотрудничества, когда наши преподаватели могут прочитать школьникам лекции, провести занятия, причем как на базе нашего университета, так и с выездом в учебные заведения.

— Насколько подготовленными приходят в медицинский вуз абитуриенты?

— Я бы отметил два момента. Первое. Если нам когда-то для получения информации надо было приложить много усилий — сходить в библиотеку, прочитать журналы, учебное пособие, то сейчас у студента благодаря информационным технологиям все необходимые сведения, можно сказать, на дому. Поэтому молодые люди сейчас достаточно эрудированы, прекрасно ориентируются в информационных потоках. И они очень прагматичны: если перед ними поставили какую-то задачу, то они четко понимают, как ее реализовать оптимальным способом.

В то же время, и это второй момент, поскольку информационные технологии позволяют получать сведения без постоянного живого общения, то будущие врачи несколько медленно адаптируются к работе непосредственно с пациентами. Пациента ведь обязательно надо выслушать, задать ему вопросы, где-то побыть психологом, чтобы помочь справиться с хворью. Кроме того, надо уметь общаться не только с больным человеком, но и с его родственниками. Да и больные сейчас разные: одному достаточно обычного человеческого участия, а другие, информационно подкованные, требуют буквально по пунктам то лечение, о котором они вычитали, допустим, в Интернете.

Требования к врачам высокие, и они постоянно возрастают. Наша задача — направить мысли даже вполне подготовленных теоретически студентов в практическое русло. 

Наука и лечебная работа идут бок о бок

— Медицинская наука не стоит на месте. Какой вклад в ее развитие вносит ВГМУ?

— Работа современного медицинского вуза держится на трех «китах» — образовании, науке и лечебной работе. У нас 14 кафедр только на базе Витебской областной клинической больницы. Сотрудники кафедр принимают участие в лечебном процессе и при этом постоянно развивают свои направления. Научная работа у нас представлена более чем 10 традиционными научными школами, которые создавались десятилетиями. Принцип таков: есть лидер — генератор идей — и ученики. К примеру, высоко зарекомендовала себя в Беларуси и за рубежом школа инфекционистов, кардиологов и паразитологов. Десятки докторов наук подготовлены в школе акушеров-гинекологов. Эти школы олицетворяют приоритетные направления развития вузовской науки, но они будут развиваться, только если молодежь захочет участвовать в научных проектах.

Кстати, в этом году мы создали Союз молодых ученых университета — они сами решают организационные вопросы, разрабатывают проекты. Позже университет рассмотрит эти предложения, и молодежь сможет получить грант на свои пилотные проекты.

— Почему тогда существует проблема набора молодежи в аспирантуру?

— Я считаю, что в нашем университете дела с аспирантурой обстоят вполне нормально. Ведь мы рассматриваем аспирантуру как подготовку кадров для работы в нашем вузе: четко формируем заявки. Поэтому есть и конкурс. А если брать проблему в целом, то я думаю, что для аспиранта три года заниматься наукой, преподавательской деятельностью, при этом писать работу трудновато не только с физической точки зрения, но и в материальном плане. Поэтому мы молодым ученым-аспирантам стараемся помочь с работой непосредственно в вузе.

— Раньше в ВГМУ готовили стоматологов, однако в последнее время ничего об этом не слышно…

— У нас есть стоматологический факультет, и в нынешнем году состоится выпуск белорусских учащихся. Но несколько лет назад набор белорусских абитуриентов был прекращен. Причины в основном кроются в необходимости совершенствования материально-технической базы. В Минздраве мы эту проблему озвучивали, и я думаю, что в ближайшее время отечественные студенты вновь начнут обучение на стоматологическом факультете. Параллельно мы вместе с управлением здравоохранения Витебской области проводим реорганизацию и реконструкцию наших стоматологических «баз», подготовили и новые кадры.

— Как обстоят дела с подготовкой медицинских специалистов из числа иностранных граждан?

— В свое время ВГМУ одним из первых начал подготовку специалистов из числа иностранных студентов. Отмечу, что орден Дружбы народов, которым награжден наш университет, — как раз за международное сотрудничество. Сейчас у нас учится более 1000 иностранных граждан — в этом году мы впервые перешагнули эту планку. В основном это представители стран Азиатского региона: Индии, Шри-Ланки, Ирака, Ирана и др. Но в целом мы придерживаемся многовекторной политики в сфере образования и стремимся, чтобы к нам поступали представители самых различных регионов мира. Преподавание для них ведется на английском языке. Стараемся расширять круг сотрудников, способных осуществлять подобное преподавание: создаем образовательные курсы, активно сотрудничаем с БГПУ.

Иностранные студенты получают в Витебске достаточно знаний для дальнейшей работы по специальности: 98,6% выпускников ежегодно подтверждают свой диплом по приезде на родину или в другую страну. То есть наши специалисты востребованы и конкурентоспособны.

Экспорт образовательных услуг приносит нам определенный заработок, который позволяет нам, в частности, совершенствовать материально-техническую базу.

— И какие же планы по данному совершенствованию стоят перед вузом на ближайшую перспективу?

— Об этом мы думаем постоянно. Яркий тому пример — строительство общежития на 1000 мест. Это очень важно: у нас более 1000 студентов в очереди на проживание. Я уверен, что мы построим самое современное общежитие: там запроектирован и компьютерный класс, и тренажерный зал…

Еще один важный момент. У нас более 5000 студентов, но катастрофически не хватает спортивных площадей. Причем не только для проведения занятий, но и для занятий в свободное время. Поэтому в планах — строительство спортивного городка: современного фитнес-зала на базе одного из общежитий, а также футбольного поля с искусственным покрытием. Я думаю, не за горами и реализация проекта строительства бассейна.

Есть необходимость и в модернизации научно-исследовательской лаборатории. В регионе создан фармацевтический кластер, куда входят ВГМУ, как головное учреждение, и производители фармпрепаратов. Прежде чем выпускать эти препараты, необходим комплекс доклинических и клинических исследований. Поэтому нужна реконструкция вивария (экспериментально-биологической клиники, в которой содержатся лабораторные животные – ИФ), чтобы он соответствовал современным требованиям. Нужна также современная лаборатория для апробации лекарственных средств. Все это требует больших материально-технических затрат. 

Научить белорусов самостоятельно следить за своим здоровьем непросто

— Стало ли у жителей Беларуси больше понимания, что здоровье каждого человека — это важная составляющая экономики? Или по-прежнему эгоистический принцип «больничный — это наше все» преобладает в общении населения с медиками?

— Позволю себе небольшой исторический экскурс. Я свою жизнь в профессии посвятил практической хирургии, начинал работать в районной больнице. В моей биографии было два этапа. Первый — 1980-1990-е годы, когда практикующий врач имел определенные проблемы как в информационной, так и в технологической сфере. Не хватало оборудования, инструментария. Но позже, когда была реализована государственная программа модернизации операционных блоков районных и областных больниц, анестезиологической помощи, перед практиками открылся новый этап: мы увидели современнейшее оборудование, начали его использовать в работе. Тогда многие медицинские кадры прошли обучение для работы на этой технике. И с тех пор эта технологическая и профессиональная планка не опускалась, что очень важно. Мы работаем сейчас — как хирург могу сказать — на уровне международных стандартов. Поэтому что касается развития медицины, ее доступности, то я считаю, что государство прекрасно понимает нужды нашего населения. А вот насколько общество и каждый человек в частности готовы бороться за свое здоровье — тут есть над чем работать. Не зря эта проблема была озвучена в 2016 году на V Всебелорусском народном собрании.

Кстати, в нашем университете в текущем году был открыт факультет здоровьесбережения. Это нужно для того, чтобы мы могли помогать и своим студентам, и населению региона понять: в первую очередь от самого человека зависит, будут у него болячки или нет. Кстати, мы ежегодно проводим осмотр наших первокурсников. Результаты неутешительные: индекс здоровья равен 30%, то есть 30 здоровых молодых людей из 100. У остальных — различные проблемы: с опорно-двигательным аппаратом, зрением и так далее.

На мой взгляд, сегодня важно не только повышать доступность медицины, но и создавать условия для занятия физкультурой и спортом: сделать более доступными тренажерные залы, бассейны, площадки возле дома. Если все это будет реализовано, то, думаю, мы получим результаты, которые нас будут устраивать.

— Сегодня вы, помимо руководства вузом, являетесь еще и сенатором Совета Республики. Законопроектам какой направленности намерены уделить наиболее пристальное внимание в своей парламентской деятельности?

— Опыт мой в законотворчестве еще невелик, но, безусловно, то, что наиболее близко, — это вопросы образования, медицины, науки. Законотворческая деятельность в этих сферах меня интересует в первую очередь. Кроме того, сегодня назрела необходимость пересмотреть Кодекс об образовании. Документ уже прошел многие этапы согласования. Он должен стать руководством к действию на многие последующие годы, поэтому я намерен уделить данной теме самое пристальное внимание. 

Справка IF.by

Анатолий Щастный родился 1 марта 1961 года в городе Клецке Минской области. Окончил Витебский государственный медицинский институт. Доктор медицинских наук, доцент. Работал врачом-интерном Витебской областной клинической больницы, врачом-хирургом Оршанской центральной районной больницы, клиническим ординатором кафедры общей хирургии ВГМУ, ассистентом кафедры хирургии, доцентом кафедры хирургии факультета повышения квалификации и переподготовки кадров ВГМУ, главным хирургом управления здравоохранения Витебского облисполкома, доцентом кафедры хирургии факультета повышения квалификации и переподготовки кадров ВГМУ, профессором кафедры хирургии факультета повышения квалификации и переподготовки кадров ВГМУ. Ректор учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет». В 2016 году избран членом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва от Витебской области.

Все интервью