Разговор о будущем нации. Как ведущие юристы страны видят реформу Конституции?

Сивец Сергей Михайлович
Сивец Сергей Михайлович

Разговор о нашем завтра

Набирает обороты национальный диалог по актуальным вопросам развития страны и регионов. На диалоговых площадках будут обсуждаться, а затем претворяться в жизнь ВСЕ вопросы, даже если они напрямую не касаются Конституции. К участию активно подключаются все созидательные силы общества. Его задача — услышать каждое мнение, проанализировать их и составить общую картину целей и устремлений нации. Такие площадки уже организованы во многих городах. Обсуждаются разные вопросы: партийное строительство, повышение роли местного самоуправления, молодежная политика, социальная сфера, экономика. Одна из тем, которые поднимаются на дискуссиях, — реформирование Конституции.

 

О важности диалога

Слушать и слышать друг друга важно всегда, а сейчас особенно. Создание диалоговых площадок может стать прекрасным способом для обсуждения назревших наболевших вопросов. Важно, чтобы в разговоре принимали участие представители различных слоев населения.

О роли и значении процесса

Конституция влияет на все компоненты социальной системы общества и государства, а она, в свою очередь, на Основной Закон. В конечном счете мера их взаимовлияния и взаимодействия определяет уровень эффективности политической, экономической и социальной системы государства, уровень актуальности и эффективности конституционно-правовых норм как регуляторов общественных отношений, степень адаптированности конституционно-правовых институтов к реалиям повседневной действительности. Конституция — не застывший во времени документ. Как и все остальное законодательство, она существует для того, чтобы оперативно и адекватно отражать окружающую нас действительность, то есть те общественные отношения, которые сформировались и которые будут актуальны в будущем. Общество и общественные отношения постоянно развиваются, они нестатичны. Развитие социума вкупе с современными достижениями научно-технического прогресса чрезвычайно увеличило скорость общественного развития: государства, которые сегодня «быстро идут» по дороге развития, фактически стоят на месте. В настоящее время для того, чтобы не отстать от достижений нового социокультурного и технологического устройства мира, уже необходимо «быстро бежать». Соответственно, быстро и эффективно должны меняться базовые институциональные элементы государства, его экономическая, политическая, социальная, правовая, идеологическая системы.

Мы не сможем говорить о полноценном и качественном переформатировании своего общественного и государственного устройства без соответствующей правовой формализации этого процесса посредством изменения действующего общественного договора либо даже принятия его новой редакции.

Какие изменения можно было бы внести в Основной Закон страны?

На мой исключительно субъективный взгляд, современный уровень развития общественных отношений вызывает необходимость корректировки всех без исключения структурных частей действующего Основного Закона, начиная от преамбулы и заканчивая заключительными и переходными положениями. Для иллюстрации этого утверждения приведу лишь несколько практических примеров. Преамбула Основного Закона в концентрированной форме включает в себя цели и задачи данного акта. На момент принятия Конституции Республика Беларусь только начинала формировать свою государственность, что и выразилось в соответствующих нормах-декларациях. В настоящее время наша страна является уже сформировавшимся суверенным государством со всеми атрибутами государственности (территорией, населением, государственным аппаратом, Вооруженными Силами, правовой, правоохранительной, судебной и пенитенциарной системами, финансово-кредитной системой, обладает международной правосубъектностью). В данной ситуации преамбула Конституции должна уже закреплять иные целевые установки.

Цифровые права так или иначе затрагивают уже всю нашу жизнь: от естественных прав — на жизнь, на неприкосновенность частной жизни и до социально-экономических — того же права на труд, на дистанционное образование. Сегодня в ряде стран уже ведется речь о создании цифровой Конституции.

Пока это фрагментарные изменения в национальных законодательствах, связанные со сбором, обработкой, распространением, предоставлением и защитой персональных данных, но границы этих норм расширяются с учетом развития и интегрирования цифровых технологий в повседневную жизнь людей, экономику, бизнес, управление обществом и государством. Новые технологии пронизывают буквально все стороны человеческой жизни, и государство, применяя их, фактически переформатирует при этом свою работу, свои государственные и общественные институты. Достаточно вспомнить, что в Беларуси продолжается работа по созданию электронного правительства. Соответственно, все это должно найти свое отражение и в Основном Законе страны. Чтобы Конституция на протяжении десятилетий сохраняла актуальность и была по своей сути прогрессивным и эффективным нормативно-правовым актом, закладывающим направления будущего цивилизационного развития общества и государства.

isaenok@sb.by

Все интервью