Приветствие на Международной научно-практической конференции «Теория и практика избирательного процесса»

Кочанова Наталья Ивановна
Кочанова Наталья Ивановна

 

Уважаемый Владимир Павлович!
Уважаемый Игорь Васильевич!
Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

 

Искренне рада приветствовать всех участников и гостей международной научно-практической конференции «Теория и практика избирательного процесса».

Формат, когда Национальное собрание Республики Беларусь выступает соорганизатором открытой дискуссии с участием ведущих экспертов из разных стран мира по самым актуальным и сложным темам, становится уже традиционным.

Это свидетельствует не только о нашей заинтересованности в правильности принимаемых законодательных решений, но и об укреплении взаимного доверия и стратегического партнерства представляемых государств.

Символично, что наша конференция проходит в год 75-летия принятия Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека (10 декабря 1948 г.). Именно этот документ впервые закрепил завоеванное в борьбе с фашизмом право всех членов человеческой семьи на «участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей» (статья 21). Ведь это — одно из базовых условий обеспечения свободы, справедливости и всеобщего мира.

Еще совсем недавно сложно было даже представить, что за столь незначительный по историческим меркам период человечество вновь окажется на грани глобального конфликта.

К сожалению, история по сути повторяется — возомнившие себя властителями мира Соединенные Штаты Америки и так называемый коллективный Запад пытаются вершить судьбу всех стран и народов, уничтожая неугодных, расчищают себе жизненное пространство.

На современном этапе в качестве триггера используются избирательные процессы. Кризисы, происходящие в ряде регионов мира, включая и постсоветское пространство, — прямое следствие внешнего вмешательства во внутренние дела суверенных государств.

Неприкрытое зомбирование избирателей технологиями цветных революций, истерия в социальных сетях и мессенджерах, приступы социальной агрессии, беспрецедентное нелегитимное санкционное давление, попытки терактов …

Это всего лишь поверхностное описание реальных событий того, что всего за несколько последних лет уже испытали многие страны Содружества Независимых Государств.

Технологии с каждым разом становятся все более агрессивными и изощренными, а последствия — все более разрушительными и трудно обратимыми, как это происходит в соседней Украине.

Итоги буквально любого голосования по своей значимости выходят за пределы сугубо национальной повестки и без преувеличения влияют на будущее мироустройства. Поэтому успешные выборы в любой стране — это, безусловно, интернациональная победа, вклад в укрепление единой неделимой безопасности, стабильности и всеобщего мира.

Позвольте от имени всех присутствующих поздравить представителей Казахстана с недавно состоявшимися выборами депутатов Мажили́са и маслиха́тов (19 марта 2023 г.) и Узбекистана со значительными результатами конституционного референдума (30 апреля 2023 г.). Белорусские парламентарии со всей ответственностью участников наблюдательных миссий констатируют полное соответствие результатов обеих избирательных кампаний воле народов этих стран.

Уважаемые коллеги!

В нынешних реалиях исключительно важна роль глав государств, которые действительно способны сплотить вокруг себя конструктивные общественные силы и повести за собой.

Белорусам безмерно повезло, что судьба подарила нам именно такого Президента, национального лидера, глубокоуважаемого Александра Григорьевича Лукашенко, благодаря политической воле, мудрости и дальновидности которого Беларусь вопреки всем испытаниям выстояла. Причем не просто выстояла, но и эффективно развивается.

В ходе Послания белорусскому народу и Парламенту (31 марта 2023 г.) Глава нашего государства очень точно отметил: «Если бы не было 2020 года, его надо было бы придумать». Преодоление тех вызовов придало нам силы, в какой-то мере стимулировало на ускоренное решение назревших и планомерно готовящихся общественно-политических преобразований.

VI Всебелорусским народным собранием (11 февраля 2021 г.) единогласно было принято решение — разработать поистине народный проект изменений и дополнений в Основной Закон страны. Над его подготовкой работала специально созданная Конституционная комиссия из представителей различных сфер, и дорабатывала проект рабочая группа с участием высококвалифицированных юристов.

В обсуждение предлагаемых конституционных новаций было вовлечено все общество. На диалоговых площадках, встречах с трудовыми коллективами, в общественных приемных (такую приемную мы создавали и у нас в Совете Республики) каждый желающий мог высказать свое мнение и быть услышанным.

В общей сложности Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь зафиксировано более 9 000 предложений.

По инициативе Совета Республики в том числе введен единый день голосования по выборам депутатов всех уровней. Впервые мы проведем его 25 февраля 2024 года.

В настоящее время осуществляется интенсивная работа по приведению законов в соответствие с конституционными новациями. Корректировке подлежит порядка 90 нормативных правовых актов, регламентирующих полномочия органов государственной власти, а также правовые основы практически всех сфер деятельности — экономики, здравоохранения, образования, социального обеспечения и других.

Внесены изменения в ключевые законы, о которых уже сказал Игорь Васильевич (Карпенко. – Прим.), и приняты два абсолютно новых очень важных закона, которые работают в нашей стране. В этих законах, в частности за Всебелорусским народным собранием, закреплена роль высшего представительного органа народовластия Республики Беларусь, определяющего стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающего незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие.

Поствыборные события 2020 года, когда все было четко выстроено на развал нашей страны, показали необходимость оперативного совершенствования законодательства в сфере защиты персональных данных, информационной безопасности, проведения массовых мероприятий. В целях защиты прав и свобод граждан, обеспечения общественного порядка и безопасности был разработан ряд соответствующих законопроектов.

Сейчас проходит общественное обсуждение проекта новой Концепции национальной безопасности Республики Беларусь.

Предлагается ввести понятие электорального суверенитета как «неотъемлемого и исключительного права государства самостоятельно и независимо организовывать и проводить выборы, референдумы в целях обеспечения реализации полновластия народа и свободы его выбора при верховенстве Конституции Республики Беларусь и национального законодательства, недопущения вмешательства в избирательный процесс».

Для подготовки законопроектов и иных важных решений активно используется потенциал созданного по инициативе Главы государства экспертного совета при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Всестороннее рассмотрение на его площадке предлагаемых новаций обеспечивает углубленное изучение отраслевых вопросов, способствующих повышению качества и системному совершенствованию нормативной правовой базы, упреждению рисков негативных последствий принимаемых решений.

Всего в суверенной истории нашей страны состоялось шесть избирательных кампаний по выборам Президента Республики Беларусь (1994, 2001, 2006, 2010, 2015, 2020), одна — по выборам депутатов Верховного Совета Республики Беларусь, шесть — по выборам депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, пять — по выборам депутатов местных Советов, а также четыре республиканских референдума (1995, 1996, 2004, 2022).

Ключевое место во всех электоральных кампаниях неизменно занимает Центральная избирательная комиссия, которая продолжает вносить весомый вклад в оптимизацию избирательного процесса, повышение уровня правосознания наших граждан и их правовой культуры.

Полагаю, что уникальный белорусский путь обновления Основного Закона и создания политико-правовых механизмов по воплощению конституционных новаций в жизнь, а также в целом конструирования системы государственной власти и управления может быть полезен и другим государствам. Не исключено, что и тем, кто еще и сейчас пытается критиковать Беларусь, придется брать с нашей страны пример, чтобы сохранить мир и спокойствие на своей земле.

Уважаемые участники конференции!

Сегодня недостаточно просто делиться опытом и обогащать национальное избирательное законодательство и правоприменительную практику наработками друг друга. Странам, которые смотрят в одну сторону — в сторону мира и глобальной безопасности, созидательного развития во имя нынешнего и последующих поколений, жизненно важно вырабатывать общую стратегию по недопущению вмешательства извне во внутренние дела.

Первое, что необходимо определить с учетом общего видения будущего глобального развития — это современные принципы взаимодействия заинтересованных стран в контексте избирательных процессов. Не нарушая электоральный суверенитет, требуется выработка общепризнанных позиций и подходов, своего рода стандартов, как минимум регионального уровня.

Второе. В числе ключевых направлений приложения наших сил должна быть работа по поддержанию в актуальном состоянии избирательного законодательства, уделяя особое внимание электоральной безопасности, включая ее эпидемиологические аспекты. Идеологическим ориентиром призваны служить Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств, а также модельные акты Межпарламентской Ассамблеи СНГ.

Третье. Необходимо выработать конкретные совместные шаги по решительному противодействию деструктивному внешнему влиянию на национальные избирательные процессы.

С учетом накопленного опыта возникает резонный вопрос о целесообразности приглашения международных наблюдательных миссий, вроде Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, шаблонный сугубо негативный отчет которых всем заведомо известен. Аналогичная ситуация и с аккредитацией зарубежных средств массовой информации. Давно пора разрушить монополию таких ангажированных организаций, претендующих на роль истины в последней инстанции.

Уверена, что этому будет способствовать дальнейшее усиление роли и авторитета Миссии наблюдателей СНГ, группы международного наблюдения от ОДКБ и других наблюдателей, которые оценивают выборы исходя из фактического соответствия принятым стандартам, без «подгонки» отчетов под политическую позицию центров принятия решений.

Возможно, пришло время подумать над учреждением особой международной инстанции по защите национальных избирательных процессов, которая была бы сродни созданному после Второй мировой войны антифашистскому комитету.

Ведь и тогда, и сейчас речь идет об одном и том же — равном праве всех народов на самоопределение, самостоятельный выбор национального пути развития, а подрыв электорального суверенитета является не чем иным, как элементом террористической диктатуры.

Четвертое. Очень важно готовить электоральный резерв — молодежь — к участию в выборах и референдумах в разных статусах: члена избирательной комиссии, наблюдателя, волонтера. Молодые люди хотят видеть перспективы своего участия в выборах. Решению этой задачи могут быть посвящены специально создаваемые электоральные школы, в рядах обучающихся которых были бы и члены Молодежных парламентов, в том числе международных и межгосударственных объединений.

Пятое. Безусловно, надо развивать электоральную культуру как неотъемлемую часть политико-правовой культуры общества. Надо учить людей отличать правду от фейков, соблюдать инфогигиену, формировать массовый иммунитет к деструктивным полит- и пиар-технологиям. Политическая информированность и просвещенность — главное оружие в противодействии внешнему вмешательству во внутренние дела страны.

Очевидно, что перечисленные задачи не могут быть решены только силами избирательных органов. Требуется консолидация всех заинтересованных государственных и межгосударственных структур, научных и экспертных сообществ, патриотической общественности, средств массовой информации.

Наша общая стратегическая цель — обеспечить условия для свободного, независимого определения гражданами будущего своей страны.

Дорогие друзья!

Уверена, что дальнейшее укрепление стратегического партнерства наших стран, совместная слаженная работа парламентариев, ученых и специалистов-практиков будут способствовать выработке цивилизованных подходов к решению актуальных вопросов избирательного процесса, а совместно принимаемые решения внесут весомый вклад в формирование крепкого фундамента нового, более сбалансированного и справедливого многополярного мироустройства.

Желаю всем участникам конференции плодотворной и успешной работы!

Благодарю за внимание.

Все интервью