Пора уходить от простой торговли к более сложным и долгосрочным формам взаимодействия

Мясникович Михаил Владимирович 
Мясникович Михаил Владимирович 

– Михаил Владимирович, Президент Беларуси назвал Союзное государство «поистине уникальным интеграционным образованием на постсоветском пространстве». Вы хорошо знаете парламентскую составляющую Союзного государства и, что не менее важно, практическое взаимодействие регионов Беларуси и России. Насколько оно эффективно?

– Это на самом деле так. Союзное государство – уникальное объединение, которому удалось достичь многого. Сегодня стоит задача, чтобы проект не только сохранил лидерские позиции, но и дальше показывал пример углубления уровня и степени интеграции. Для этого есть всё необходимое – политическая воля президентов Беларуси и России, изложенная в базовых документах двустороннего сотрудничества. И нам – правительству, парламентам и местным властям – необходимо наполнить их конкретным содержанием. Один из резервов – региональное сотрудничество. Если вспомнить конец 90-х годов прошлого столетия, то стабильные экономические связи Беларусь имела только с несколькими российскими регионами, а в настоящее время в двустороннем экономическом сотрудничестве участвуют практически все российские и белорусские регионы: сегодня прямые торгово-экономические отношения поддерживаются с 80 регионами Российской Феде-рации. Наблюдающееся определённое снижение объёмов двусторонней торговли свидетельствует о том, что пора переходить к более активному, я бы даже сказал, более агрессивному сотрудничеству в сфере реализации совместных проектов по созданию высокотехнологичных производств и расширению кооперации. Речь идёт о производстве конечной продукции для собственных нужд и на экспорт. Всё это можно сделать, в том числе, и в рамках разработки стратегий территориального сотрудничества и реализации региональной инвестиционной политики. Таким образом, запуск совместных компаний (как двусторонних, так и с привлечением третьих стран) позволит сформировать своеобразную точку невозврата в наших отношениях.

– Приведите примеры наиболее масштабно и динамично сотрудничающих регионов двух наших стран.

– Думаю, что не «открою Америку», если скажу, что доля России во внешнеторговом обороте Беларуси составляет порядка 50 процентов. Все наши области активно сотрудничают с российскими регионами. Договорно-правовая база двухстороннего сотрудничества Беларуси и регионов России включает около 300 договоров, соглашений и протоколов. Например, Брестская, Гомельская и Могилёвская области взаимодействуют более чем с 70 субъектами Российской Федерации.

Ведущие позиции во взаимной торговле Республики Беларусь с регионами Российской Федерации занимают Центральный, Уральский, Приволжский и Северо-Западный федеральные округа. Наиболее плодотворно Беларусь взаимодействует с Москвой и Санкт-Петербургом, Тюменской, Московской, Смоленской, Оренбургской, Брянской, Нижегородской, Калужской областями, Республикой Татарстан. Объём внешней торговли с этими регионами превышает 70 процентов белорусско-российского товарооборота. Активно развивается сотрудничество с Архангельской, Владимирской, Липецкой, Мурманской, Ростовской, Саратовской, Самарской, Тамбовской, Ульяновской областями, Краснодарским краем. Приносит свои плоды и сотрудничество с районами крупных городов, в частности, с префектурами Москвы и административными районами Санкт-Петербурга. В этом году также активизировалось сотрудничество с Республикой Башкортостан.

С моей точки зрения, нам нужно усилить работу по внешнеторговому сотрудничеству за Уралом, активнее выходить на северные районы и Дальний Восток России.

Вместе с тем хотел снова подчеркнуть: мы должны уходить от простой географии и простой торговли к более сложным и, соответственно, более выгодным и долгосрочным формам взаимодействия. Сегодня, например, с Россией реализуются порядка 20 инвестиционных проектов. Таких проектов и программ должно быть значительно больше.

– Основное внимание на втором Форуме регионов будет уделено импортозамещению в промышленной сфере, промышленной политике Союзного государства в целом. Также будут обсуждаться вопросы нормативно-правового регулирования промышленной политики и пройдёт заседание Межпарламентской комиссии Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь и Совета Федерации. Не могли бы вы прокомментировать важнейшие моменты повестки дня Форума регионов и ожидания парламентариев: какой должна стать «отдача» от мероприятия в Сочи?

– Прежде всего хотел бы отметить, что подготовка ко второму Форуму регионов Беларуси и России началась в буквальном смысле на следующий день после того, как в Минске завершил работу первый Форум. Напомню, он прошёл 5 – 6 июня прошлого года и был посвящён вопросам эффективного развития агропромышленных комплексов Беларуси и России. Значимость мероприятия наглядно демонстрировал уровень российской региональной делегации: представители 19 субъектов Российской Федерации, в том числе 6 губернаторов и 7 вице-губернаторов. Руководители Совета Федерации и Совета Республики, губернаторы российских регионов были приняты Президентом Беларуси Александром Лукашенко.

Мне особо приятно отметить, что второй Форум проходит под эгидой президентов наших стран. Уже этим много сказано, и это ко многому обязывает, подчёркивает огромное значение, которое придаётся региональному сотрудничеству Беларуси и России, с которым мы связываем большие надежды. За этими словами стоят многочисленные конкретные примеры такого сотрудничества. Взять, например, отношения между приграничными областями наших стран. Иначе как братскими их не назовёшь: если надо, и урожай друг другу помогут убрать, и дорогу вместе отремонтируют, и праздник вместе отметят. А как может быть иначе, если связи между регионами, между людьми складывались столетиями? Например, наш Президент иногда в шутку называет ваш Калининград «белорусским городом», так как в нём каждый третий житель – белорус. Так что, сотрудничая с Калининградом, мы, считайте, помогаем своим землякам.

Возвращаясь к подготовке второго Форума регионов, хотел бы отметить наше очень конструктивное сотрудничество в этом вопросе с Председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко, заместителем Председателя СоветаФедерации Юрием Воробьёвым. Благодаря их огромной энергии и настойчивости все вопросы решались оперативно и чётко.

Хочу также подчеркнуть, что при подготовке Форума и с белорусской, и с российской стороны проделана огромная работа, за которой стоит труд сотен людей. Поэтому убеждён, что это знаковое для двух стран мероприятие пройдёт на высоком уровне. У нас большие ожидания от него.

Отрадно и то, что Форум регионов – это уже традиция. Ещё несколько лет назад никто не думал о проведении такого мероприятия. Но парламентарии наших стран вышли с инициативой, нас поддержали главыгосударств, и в белорусско-российских отношениях появилась площадка для подведения своего рода итогов регионального сотрудничества. Замечательно, что на Форуме руководители регионов, министерств, ведомств Беларуси и России, представители директорского корпуса, предприниматели двух стран имеют прекрасную возможность для «сверки часов», обмена мнениями и заключения новых соглашений и контрактов.

Выбор темы второго Форума «Промышленная политика Союзного государства: общие подходы и региональные аспекты» не случаен. Создание единого экономического пространства, предусмотренное Договором о создании Союзного государства и подразумевающее, в том числе, и проведение единой промышленной политики, остаётся одной из актуальных тем белорусскороссийского сотрудни чества, поскольку это определено и решением, которое приняли президенты наших стран в марте этого года на заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства.

К сожалению, в данном вопросе мы находимся, пожалуй, в самом начале нашего пути. На нынешнем этапе имеется определённая обеспокоенность слабо проработанной позицией единой промышленной политики. Это касается не только формата Союзного государства, но и Евразийского экономического сообщества. И это несмотря на то, что промышленный комплекс является основой развития экономик его государств-членов.

В условиях нестабильности на мировых рынках нам особенно важным представляется усиление промышленной кооперации, взаимной поддержки друг друга, а это возможно путем согласованных и взаимовыгодных действий.

В связи с этим задача Форума – выработать согласованные решения и первоочередные задачи развития промышленной кооперации, объединения промышленного, финансового и маркетингового потенциалов Беларуси и России. Общий девиз Форума я бы назвал: «Демонстрация потенциала двустороннего взаимодействия в сфере промышленной кооперации».

На достижение этой цели направлен и формат проведения мероприятия: пленарное заседание на тему «Промышленная политика Союзного государства: общие подходы и региональные аспекты» и заседания трёх секций, проведение широкомасштабной выставки техники и научно-технических достижений, ярмарки-продажи промышленных и продовольственных товаров, а также подписание договоров, соглашений, контрактов.

Мы планируем акцентировать внимание российских коллег на обсуждении вопросов гармонизации законодательства двух стран в указанной сфере, устранения барьеров во взаимной торговле, создания равных условий субъектам хозяйствования Союзного государства, развития производственной кооперации, в том числе по импортозамещению, а также активизации межрегионального взаимодействия в данной области.

Например, устранение барьеров во взаимной торговле является сегодня одной из первоочередных задач. Это мешает созданию общего рынка, если мы создаём центр силы. 3 марта 2015 года на заседании ВГС принят План мероприятий Правительства Республики Беларусь и Российской Федерации по созданию дополнительных условий для развития торгово-экономического сотрудничества. К сожалению, работа по его выполнению идёт несколько медленно. Считаю, настало время более эффективного и конкретного решения стоящих перед Союзным государством проблем. Все эти барьеры надо снимать, формировать единую промышленную политику и единый рынок. Это в наших общих интересах и очень важно для развития интеграционных проектов.

Итоги первого Форума регионов Беларуси и России подтвердили, что Совет Республики и Совет Федерации могут и должны значительно содействовать сближению регионов двух стран. Достигнута договорённость о том, что мероприятие будет носить ежегодный характер, то есть нашу совместную работу по созданию условий для развития регионального сотрудничества мы ставим на плановые рельсы.

Рассчитываем, что по итогам Форума нам удастся продвинуться в решении данных вопросов.

– 70-летие Победы, которое две страны отмечают в этом году, ещё теснее сблизило дванарода. Вы – сын фронтовика, что лично для вас значит Год Великой Победы? Какие ещё духовные, исторические, человеческие скрепы вы считаете важнейшими для укрепления «гуманитарного измерения» Союзного государства?

– Каждую белорусскую семью, каждый дом задело чёрное крыло войны. Воевал мой отец, и я храню его военные документы и медали. Показываю их детям и внукам. Уверен, такая традиция есть и в других семьях. Очень важно, что молодёжь, наши дети и внуки бережно и с любовью относятся к героическому подвигу людей того поколения, которые самой высокой ценой – своей жизнью – заплатили за свободу и независимость Родины.

Как отметил Президент Республики Беларусь, 70-летие Победы – это момент истины. Оглядываясь на прошлое, мы объективно оцениваем настоящее. События, происходящие у наших соседей, позволяют нам по-другому ценить мир и стабильность.

Великая Победа является выдающимся историческим событием, которое навсегда объединило не только судьбу народов Беларуси и России, но и народы всех бывших республик Советского Союза, какие бы сегодня ни предпринимались попытки переписать историю Великой Отечественной войны.

Все мероприятия, которые проводит Беларусь, закрепляя Память о Великом Подвиге, – несомненный вклад в единение белорусской нации, народов бывшего Советского Союза, борьбу всех людей доброй воли за мир и взаимопонимание.

Самым важным в укреплении не только гуманитарного измерения Союзного государства, а в целом союзного строительства является сохранение этой духовной и исторической общности среди молодого поколения, которое воспитывается совершенно в других исторических и политических реалиях.

– ЕАЭС, ЕЭП, Таможенный союз... Как сделать так, чтобы Союзное государство оставалось «альфапроектом», ориентиром для других интеграционных объединений?

– На этот вопрос могу ответить так: необходимо всем заинтересованным качественно работать над выполнением базовых документов Союзного строительства. Все ориентиры прописаны в Договоре о его создании.

– Как развиваются межпарламентские связи и о перспективах их укрепления между Беларусью и Россией?

– Я бы сказал, что белорусско-российское межпарламентское сотрудничество является проекцией межгосударственного взаимодействия. В частности, что касается Совета Республики – достигнута высокая динамика взаимодействия с Верхней палатой Российского Парламента. Это относится как к руководству палат, так и к их рабочим органам. Налажено тесное сотрудничество, найдено полное взаимопонимание по ключевым вопросам. Работает Межпарламентская комиссия по межрегиональному сотрудничеству, деятельность которой показывает на практике её востребованность.

Достигнутый уровень доверия и сотрудничества способствует эффективной работе наших парламентариев в рамках Межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ, Парламентской Ассамблеи ОДКБ, Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, Межпарламентского союза и других.

Ведётся активная работа в рамках Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. В приоритете – продолжение гармонизации и унификации законодательства, совершенствования нормативного регулирования и принятия конкретных нормативных правовых актов.

Как известно, 3 марта 2015 года на заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства были утверждены Приоритетные направления и первоочередные задачи дальнейшего развития Союзного государства на среднесрочную перспективу (2014 – 2017 годы), в июне рассмотрены на сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Сегодня мы проводим соответствующий анализ для их учёта в нашей законотворческой деятельности.

Договор о ЕАЭС позволяет по-новому взглянуть на правовые основы Союзного государства и на то, каким образом они соотносятся с создаваемой нормативно-правовой базой Единого экономического пространства и Таможенного союза. В связи с этим представляется, что нам следует сформировать согласованные национальные планы по гармонизации наших законодательств.

Важными, на мой взгляд, являются вопросы молодёжной политики. У нас замечательная молодёжь: умная, инициативная, грамотная. Кстати, именно на развитие инициатив и талантов молодых людей в нашей стране направлена деятельность Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодёжи и Специального фонда Президента по социальной поддержке одарённых учащихся и студентов. Вклад в молодёжь – инвестиции в будущее. Если мы заинтересованы в укреплении Союзного государства, тодолжны подумать и о том, как поддержать союзную молодёжь, как привлечь её потенциал к союзному строительству.

– Успех интеграции Беларуси и России простой человек оценивает по социальным завоеваниям. Они велики, но это итог прошедших 15 лет. Что, на ваш взгляд, нужно сделать для граждан двух стран, чтобы обеспечить равенство и гармонизацию социальных прав граждан Беларуси и России? Возможно, решить вопрос о единой медицинской страховке? Ведь роль парламентов наших стран в этом процессе – ведущая.

– Существующие базовые документы в сфере обеспечения равных прав граждан создали правовые основы в данной области, однако полностью, к сожалению, эту задачу не решили. Основной проблемой в том, что какие-то договорённости или нормы в рамках Союзного государства реализуются не в полной мере, является отсутствие экспертизы принимаемых на национальном уровне нормативно-правовых актов на их соответствие положениям документов Союзного государства. Эта проблема сейчас активно обсуждается на парламентском уровне, и я надеюсь, что мы в скором времени выйдем на согласованные решения.

– Идёт процесс гармонизации законодательств двух стран. Каковы приоритеты деятельности в рамках межпарламентского сотрудничества?

– Основной проблемой реализации достигнутых договорённостей является несогласованность национального законодательства и международных договорённостей. Совету Республики предстоит вести активную и, я бы сказал, напористую работу по гармонизации (сопоставимости) и унификации (идентичности) национального законодательства с учётом членства Беларуси в Союзном государстве и ЕАЭС. Это касается, в первую очередь, устранения многочисленных барьеров во взаимной торговле. Условия хозяйствования неравные, и порой наши предприятия сталкиваются из-за этого на едином экономическом пространстве с жёсткой и недобросовестной конкуренцией. Не останутся без нашего внимания и вопросы взаимодействия в сфере формирования единого миграционного пространства и общего рынка труда, обеспечения социальной защиты граждан, развития сотрудничества в сфере здравоохранения и других областях.

– Как вы оцениваете работу Постоянного Комитета и Парламентского Собрания Союза Беларуси и России? Насколько эффективно развивается взаимодействие с ними законодательной ветви власти Беларуси?

– Деятельность и Постоянного Комитета, и Парламентского Собрания направлена на достижение общей цели – углубление и расширение двусторонней интеграции. Более того, без тесного взаимодействия органов Союзного государства и национальных институтов невозможно решение каких-то задач. Поэтому я думаю, что самой справедливой оценкой эффективности нашего взаимодействия является тот уровень союзного строительства, которого мы на сегодня достигли.

– Позвольте личный вопрос. Какие три места в Беларуси вы порекомендовали бы обязательно посетить россиянам, и наоборот: три адреса в России, которые особенно дороги вам?

– Беларусь интересна для россиян (и не только) во всех отношениях и всеми своими регионами. И природными заказниками, и парками, старинной и современной архитектурой, самобытностью деревень. У нас можно отдохнуть и подлечиться в наших здравницах. Услуги эти недорогие. Для деловых людей предоставляется возможность реализовать в Беларуси выгодные бизнес-проекты. Уже сегодня в Беларуси почти 3 тысячи компаний с российским капиталом. А если конкретно о местах, то это Полесье, Ви-тебск, Минск…

Россия – интереснейшая страна. Замечательно, что последние годы в электронных СМИ, научных трудах много уделяется внимания русской истории, современному российскому обществу. Мир должен знать о мощи России, в ней такая неописуемая сила! Восхищаюсь Санкт-Петербургом и его окрестностями, мне нравится Москва. Конечно, субъективная точка зрения, но русскость – это Сибирь, Урал, Крайний Север. Здесь всё русское – налицо, без прикрас. Впечатляет.

– Сочи, когда-то Всесоюзная здравница, теперь – суперсовременный город, где есть всё необходимое для работы и отдыха. Вам довелось в нём побывать после Олимпиады? Если да, то поделитесь, пожалуйста, впечатлениями.

– Самые приятные. Думаю, Сочи ещё не освоили по-настоящему россияне, белорусы, да и иностранцы. России как супердержаве надо иметь такой шикарный курорт.

– Что пожелаете нашим народам, живущим в двух странах, но в одном государстве – Союзном?

– В первую очередь желаю нашим народам мирного неба над головой. Мы видим, как неспокойно стало в мире в последние годы. И то, что в наших странах люди могут спокойно ходить по улицам, жить, учиться, работать, – всё это, безусловно, большая заслуга лидеров наших государств.

Желаю нашим братским народам процветания и благополучия!

Сергей ГАВРИЛОВ

Все интервью