О воинской обязанности и альтернативной службе

Кралевич Ирина Николаевна
Кралевич Ирина Николаевна

– В первую очередь, следует отметить, что альтернативная служба не связана со службой в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, а представляет собой общественно-полезную деятельность, осуществление которой возлагается на граждан Республики Беларусь взамен воинской службы.

Законопроектом предусмотрено, что граждане будут проходить альтернативную службу в организациях здравоохранения, социальной сферы, жилищно-коммунального, сельского и лесного хозяйства, в организациях, занимающихся благоустройством территорий, строительством и ремонтом дорог и железнодорожных путей. Причем местные исполнительные и распорядительные органы на период прохождения альтернативной службы размещают граждан в пригодных для проживания помещениях, соответствующих требованиям, установленным Советом Министров Республики Беларусь.

Для того чтобы быть призванным на альтернативную службу, гражданин не позднее 10 календарных дней до окончания мероприятий по призыву на срочную военную службу, службу в резерве может обратиться с письменным заявлением о замене воинской службы на альтернативную в районную (городскую) призывную комиссию по месту жительства. В заявлении должны быть изложены причины, побудившие гражданина заявить о замене воинской службы на альтернативную. К заявлению нужно приложить автобиографию и иные материалы, которые могут служить подтверждением информации, изложенной в заявлении. Заявителям следует знать, что заявления рассматриваются на заседании призывной комиссии в их присутствии.

Хочу заметить, что гражданин, в отношении которого было принято решение о замене воинской службы на альтернативную службу, вправе до дня убытия к месту прохождения альтернативной службы заявить о своем желании пройти военную службу.

Установлены следующие сроки альтернативной службы: для лиц, не имеющих высшего образования, – 36 месяцев, имеющих высшее образование – 24 месяца.

Гражданам, проходящим альтернативную службу, предусмотрен отпуск продолжительностью 30 календарных дней – за 36 месяцев и 20 календарных дней – за 24 месяца альтернативной службы. Исчисление идет за весь срок прохождения альтернативной службы. Причем отпуск предоставляется в течение каждых 12 месяцев прохождения альтернативной службы по 10 календарных дней. Продолжительность отпуска может быть увеличена в виде поощрения: при сроке альтернативной службы 36 месяцев – на срок до 10 календарных дней; при сроке альтернативной службы 24 месяца – на срок до 5 календарных дней.

В законопроекте также регламентированы вопросы медицинского обслуживания и страхования граждан, проходящих альтернативную службу, закреплены гарантии в области жилищных отношений для проходящих ее граждан, а также в сферах трудовых отношений и образования для уволенных с нее. Так, гражданам, уволенным с альтернативной службы, гарантируется: сохранение в течение 3 месяцев со дня, следующего за днем увольнения с альтернативной службы, права поступления на работу к тому же нанимателю на должность, равноценную занимаемой до направления на альтернативную службу, а в случае заболевания в период прохождения альтернативной службы, не препятствующего поступлению на работу к тому же нанимателю на должность, равноценную занимаемой до направления на альтернативную службу; предоставление уволенным после прохождения альтернативной службы и принятым на прежнее место работы единовременной материальной помощи в размере не менее одной минимальной заработной платы; предоставление уволенным после прохождения альтернативной службы первого рабочего места в соответствии с законодательными актами.

Кроме того, гражданам после увольнения с альтернативной службы гарантируется продолжение обучения на прежних условиях в учреждениях образования, в которых они обучались до направления на альтернативную службу, а время прохождения гражданами альтернативной службы засчитывается в стаж работы.

Предусматриваются и меры взыскания, которые могут налагаться за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возлагаемых на граждан, проходящих альтернативную службу, либо за несоблюдение ограничений, связанных с ее прохождением.

Думаю, многим будет также интересна информация о том, что в предыдущие годы альтернативную службу по религиозным убеждениям проходили: в 2012 г. – 21, в 2013 г. – 12, в 2014 г. – 28 граждан нашей страны.

Все интервью