Мы помним, и в этом наша сила

Серафинович Екатерина Адамовна
Серафинович Екатерина Адамовна

Член Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности, главный редактор ГУ “Лідская газета” Екатерина Серафинович опубликовала эссе на сайте “Лідскай газеты”, в котором выразила свою позицию в отношении приверженцев нацистской идеологии.

О народной памяти, из которой не стереть огненные страницы Второй мировой войны, о генетической памяти белорусов – нашем национальном иммунитете от нацизма – сказал Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко во время проведения митинга-реквиема в «Хатыни».

Хатынь… Символ боли и памяти белорусского народа. 22 марта — очередная, 78-я годовщина трагедии… Трагедии, которая оставила неизгладимый след в истории нашей страны. Трагедии, которая набатом звучит в сердцах белорусов как напоминание о зверствах нацистов…


Накануне этой даты на одном из интернет-ресурсов появился сюжет, в котором, судя по всему, потомки полицаев вспоминают, что в белорусских деревнях хлебом-солью встречали оккупантов и воспринимали их лишь как врагов советской власти… На мой взгляд, в этом сюжете не хватает одной важной детали: встречать-то встречали, а КАК ПРОВОЖАЛ БЕЛОРУССКИЙ НАРОД незваных гостей? И ПОЧЕМУ? Упоминание о том, что в единичных случаях предатели народа подобострастно встречали фашистов, не дает полной картины. Из нее вычеркнуты самые важные страницы борьбы белорусского народа за свою свободу и независимость в годы Великой Отечественной войны.

В сюжете отсутствует даже упоминание о тех зверствах, которые творили нацисты на оккупированных территориях. У героев опуса избирательная память или его авторы страдают склерозом и отсутствием какого-либо желания знать историческую правду? А иначе чем объяснить тот факт, что о брутальности фашистов как носителей «цивилизации» говорится с наслаждением, а молчанием обойдены более 9 000 белорусских деревень, сожженных нацистами и их приспешниками. Вдумайтесь: 5200 селений уничтожены вместе с жителями, 186 деревень так и не возродились, они, как и Хатынь, были стерты с лица земли вместе с людьми. На их месте — мемориальные доски с именами невинных жертв — сожженных, убитых, замученных… Это места памяти и поклонения для наших современников и наших потомков.

У Хатыни есть сестра в каждом районе Беларуси. На Лидчине это деревня Лесники. Она была сожжена 6 августа 1942 г. Погиб 81 житель деревни. Еще живы свидетели этой трагедии! И они не молчат! Стефания Корней рассказывает: годовалого ребенка на глазах у матери закололи штыками и бросили в кострище. Раненая, истекающая кровью молодая женщина просила у своего малолетнего сына: «Мишенька, принеси воды, очень пить хочется…». Отпив немного, умерла на глазах у своего ребенка…

Есть и другие свидетельства зверств, которые творили нелюди на оккупированных территориях, от которых стынет кровь в жилах. Напомнить Озаричи, Тростенец?.. Всего в Беларуси было свыше 260 лагерей смерти, их филиалов и отделений… Люди умирали на своей земле! Нацисты и их пособники топили детей в колодцах, пытали и убивали беременных женщин, стариков, ставили бесчеловечные эксперименты над людьми… А сегодня нам цинично говорят: ну и что тут такого? Мы видим попытку за попыткой (нагло, бесцеремонно предпринимаемые из соседних стран и поддерживаемые пусть единицами, но нашими соотечественниками) переписать историю Великой Отечественной, героизировать нацизм…

Я не взываю к совести авторов этого сюжета и подобных им по одной простой причине: нельзя взывать к тому, чего нет. Я обращаюсь к землякам: не позволяйте собой манипулировать, помните свою историю, рассказывайте детям и внукам о самых трагических днях своей Родины.

Есть глубокий смысл в известном изречении: «Кто забывает уроки истории, обречен на их повторение». Для чего делаются такие информационные вбросы. Чтобы люди забыли историю, и тогда… Этого не будет. История родной страны не забудется ни современниками, ни последующими поколениями: мы помним… Беларусь помнит…

Все интервью