Интеграция на уровне кластеров

Новицкий Сергей Григорьевич
Новицкий Сергей Григорьевич

В июне в Минске состоится третий белорусско-российский Форум регионов. Встреча представителей власти и деловых кругов двух стран станет одним из самых масштабных и значимых событий в жизни Союзного государства. Главная задача мероприятия такого формата – устранить барьеры на пути развития и совершенствования экономики. На каких вопросах сконцентрируют свое внимание участники Форума регионов? Чем выгодна странам-союзницам интеграция производств? И почему первостепенная роль среди совместных проектов отводится кластерам? На вопросы «МП» ответил заместитель председателя Постоянной комиссии по местному самоуправлению и региональному развитию Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Сергей Новицкий.

– Работа первого Форума регионов в Минске была акцентирована на развитии агропромышленных комплексов двух стран. В Сочи обсуждалась белорусско-российская промышленная политика. Важно, что нам удалось договориться и избежать конкуренции белорусских и российских товаров на внешних рынках, а также сблизить условия для работы предприятий. Так, российская сторона уже изменила правила субсидирования при закупке сельхозтехники и, таким образом, распространила преференции на белорусскую технику. Приравнять к российским товарам планируется все комплектующие из ЕАЭС. Кроме того, российские механизмы поддержки экспорта могут применяться к совместным белорусско-российским предприятиям.

В этом году повестка Форума регионов будет весьма обширной: от экономики до социальной сферы и молодежной политики.

– Успешное развитие интеграционных экономических связей требует и своевременного законодательного оформления. Как удается решать эту проблему?

– Действительно, сотрудничество развивается стремительно. К примеру, в аграрной политике Беларуси и России решено уделять повышенное внимание производству экологически чис­той (органической) продукции. Сегодня это мировой тренд. В 84 странах действуют законы об органическом земледелии. Но ни в Беларуси, ни в России законодательно это сельскохозяйственное направление не оформлено. Экопроизводители уязвимы с финансовой и юридической точки зрения, ведь нормы традиционного сельского хозяйства вступают в противоречие с требованиями органического производства. К примеру, в производстве экопродукции запрещено использовать ГМО, ядохимикаты, гормоны роста, антибиотики и пр.

Поэтому сегодня надо создавать как минимум концепцию законопроекта об органическом земледелии и не откладывать принятие самого закона. Также законодателям следует учитывать, что для притока сельского населения необходимы не только агрогородки, но и увеличение количества фермерских хозяйств. Для этого нужно реализовать комплекс мероприятий, которые касаются финансовой поддержки, налогообложения, приобретения техники и посадочного материала, решения вопроса собственности на землю. Именно для тех, кто доказал способность и эффективность своего производства.

– Сейчас в мире создаются промышленные кластеры, Россия не исключение. Могут ли белорусские предприятия участвовать в подобных формах взаимодействия?

– Сегодня в Российской Федерации работает 125 промышленных кластеров, которые объединяют почти 2 000 предприятий в 56 субъектах. Конечно, наиболее успешные и известные задействованы в развитии автомобилестроения. Все промкластеры получают государственную поддержку, особенно реализующие проекты по импортозамещению. Участвовать в кластере могут только российские резиденты. Но нам интересен опыт их организации. Ведь это выгодно в первую очередь из-за логистики.
Сейчас в России создается международный медицинский кластер. Его цель – содействовать разработке лекарственных препаратов, развивать медицинские технологии, образовательную деятельность и научные исследования. На июньском Форуме регионов как раз будут обсуждать вопросы белорусско-российского взаимодействия в социально-гуманитарной сфере. И, к слову, кластерные модели применимы также в сфере туризма и образования. 

Все интервью