Бессмысленно строить будущее Беларуси и России, не учитывая мнение молодёжи

Дулова Екатерина Николаевна
Дулова Екатерина Николаевна

Как помочь молодому человеку сформировать чёткую гражданскую позицию, выбрать правильные ориентиры, реализовать себя в профессии и с какими проблемами сталкивается молодёжь Беларуси и России. Об этом и многом другом корреспондент портала Союзного государства побеседовала с ректором Белорусской государственной академии музыки, доктором искусствоведения, профессором, членом Совета Республики Екатериной Дуловой.

– Екатерина Николаевна, недавно в Могилёве прошел Форум регионов Беларуси и России, в котором вы принимали участие. Какие вопросы, проблемы, касающиеся молодёжи, вы обсуждали с российскими коллегами?

– Вопросам молодёжной политики на Форуме была посвящена секция, которая называлась «Социальная и гражданская активность молодёжи Беларуси и России: традиции и новации». Эта тема возникла не случайно. Если мы не будем учитывать мнение молодых людей, не будем иметь представления об их желаниях, ожиданиях – нам бессмысленно строить будущее. Поэтому и в Беларуси, и в России молодёжи уделяется особое внимание. Наша задача не только дать образование. Мы должны помочь молодому человеку раскрыть свой потенциал, реализовать себя в профессии, стать неотъемлемой частью общества, помочь сформировать гражданскую позицию.

К сожалению, сегодня молодёжь смущают и даже настораживают такие понятия, как «политика», «идеология», «гражданская позиция». А ведь для современной Беларуси и России важна гражданская позиция молодёжи, чтобы понимать – в каком направлении двигаться дальше.

Поэтому во время форума мы много говорили о формировании молодёжных органов, в том числе и о молодёжных парламентах. Они способствуют раннему вхождению молодых людей в политику, дают возможность понять, как работает управленческий механизм. И, как показала практика, молодёжь к этому относится с большим интересом, она готова учиться, вникать во все вопросы и предлагать новые идеи.

Во время форума мы много говорили и слушали о волонтёрском движении, о той помощи, которую ребята оказывают нуждающимся - детям, инвалидам, пожилым людям. Представители белорусских и российских вузов рассказывали о сотрудничестве, совместных проектах, организации образовательного процесса и работе с молодёжью в наших странах.

Безусловно, поднималась и тема взаимодействия Беларуси и России в культурном пространстве и спорте. В этом году прошло много совместных мероприятий, ярких, интересных. Это и молодёжный форум «Молодёжь – за Союзное государство», Слёт студенческих отрядов Беларуси и России, гастроли молодёжного симфонического оркестра Союзного государства и многое другое.

– Президент Беларуси во время пленарного заседания предложил посвятить следующий Форум регионов молодёжной тематике. На ваш взгляд, каким вопросам необходимо уделить особое внимание?

– Когда из уст Главы государства прозвучало такое предложение - это вызвало бурную реакцию в зале. Молодёжь уже сформировалась в новых независимых государствах Беларуси и России. У неё есть потенциал, и, в то же время, свой взгляд на жизнь, свои интересы. И мы прекрасно понимаем, насколько велика роль молодого поколения в развитии наших стран.

Поэтому следующий Форум регионов Беларуси и России, который пройдёт в Санкт-Петербурге будет посвящён молодёжной политике и культурному взаимодействию.

Безусловно, важно обсудить вопросы формирования гражданской позиции молодёжи. Сегодня в большом потоке разнообразной информации молодым людям зачастую сложно не стать жертвой информационных войн. Чтобы этого избежать, необходимо иметь чёткие ориентиры, уметь анализировать события, происходящие в стране, не стремиться достичь чего-то эфемерного. И мы должны помочь, научить этому нашу молодёжь.

Следует уделить внимание инновационным технологиям, а также вопросам, связанным с волонтёрским движением. Надеюсь, должное внимание участники форума уделят и художественному творчеству. Эта сфера, которая кому-то может показаться незначительной. На самом деле без художественного творчества жизнь теряет краски. Ведь духовность и история, культура и традиции – это фундамент жизни любого общества, страны. Постараюсь, чтобы работу форума украсило выступление Молодёжного белорусско-российского симфонического оркестра.

Более того, я надеюсь, что во время следующего Форума регионов Беларуси и России мы проведем Форум творческой интеллигенции Союзного государства. На пленарном заседании я предложила эту идею и многие меня поддержали. Ведь мероприятие такого формата ещё никогда не проводилось. Нам есть что обсудить – и проблемы, и достижения в музыке, кинематографе, театре. Искусство не стоит на месте, всё вокруг динамично развивается, меняется.

– Екатерина Николаевна, помимо основной работы вы ещё и сенатор. Вам приходится решать много вопросов, к тому же ежемесячно проводить личный приём граждан. С какими проблемами к вам приходят люди? Многим ли удалось помочь?

– Вы знаете, я как ректор давно провожу личный приём граждан. Но раньше ко мне приходили мои сотрудники с рабочими вопросами. Когда же начались приёмы граждан в Совете Республики, то проблематика расширилась многократно. Записываясь ко мне на приём, люди знают, какие вопросы я курирую. Поэтому ко мне приходят деятели культуры, музыканты, актеры, художники. Вопросы у них, как и у других граждан жизненные. Например, ко мне недавно пришел Заслуженный артист Беларуси, у которого больше полугода в доме сломано крыльцо. А у него маленький ребенок, за которого он переживает. Я вмешалась, и через три недели всё починили. В первый год работы я не переставала изумляться, почему, чтобы устранить какие-то недостатки, решить проблемы людям приходиться обращаться в высшие инстанции? А почему эти вопросы не могут решить местные органы власти или организации?

Как правило, люди обеспокоены состоянием жилищно-коммунального хозяйства. Ко мне приходят граждане, которые, например, хотят обустроить дворовую территорию или установить шлагбаум. Многие обеспокоены тем, что на первых этажах жилых домов открываются кафе, бары и рестораны, которые нарушают систему вентиляции, а их посетители устраивают беспорядок. Люди идут за справедливостью, некоторые хотят просто послушать моё мнение по каким-либо вопросам. В ряде случаев люди понимают, что сенатор обладает правом законодательной инициативы, поэтому они приходят с готовыми предложениями о внесении изменений в какой-либо закон. Я вникаю в каждый вопрос, не могу быть равнодушной. Потому что равнодушие в любой сфере жизни убивает.

Для меня это новая, настоящая гражданская ступень. Решения, которые принимаются - они судьбоносные. Я понимаю, что могу что-то изменить, повлиять на развитие культуры, искусства, образования.

– Президент Беларуси в рамках своего рабочего графика уделяет большое внимание встречам с молодёжью. В своих выступлениях он подчеркивает, что необходимо совершенствовать систему образования, адаптируя её к современным условиям. Как развивается белорусское образование сегодня?

– Образование должно быть практико-ориентированным. Придя на рабочее место, выпускники либо студенты должны применять свои знания на практике, а не пребывать в некой абстракции. Я убеждена, если со студенческой скамьи молодой человек будет проходить практику на каком-то крупном производстве или в организации, то к моменту выпуска он будет многое знать о своей профессии.

В технических вузах сегодня создаются так называемые кластеры, которые объединены с крупными производствами. В лабораториях студенты формируют, разрабатывают собственные научные идеи, которые дальше могут реализовывать на практике. Согласитесь, если это ваш личный проект, то вы заинтересованы, чтобы его продвигать.

Мы поощряем желание студентов изучать зарубежный опыт. Мир сегодня для них открыт. В Академию музыки, например, постоянно приглашаются иностранные специалисты. К нам приезжают выдающиеся музыканты-исполнители, преподаватели из Голландии, Франции, Италии, России, Украины и других стран. Проведение мастер-классов в Академии музыки стало еженедельной практикой.

Также мы сегодня работаем по программам академической мобильности, направляем наших студентов на обучение в другие вузы. Никто не препятствует ребятам во время обучения получить зарубежный опыт, на любой ступени образования такая возможность есть. К тому же некоторые студенты из Академии музыки во время летних каникул играют в зарубежных симфонических оркестрах. Они видят, что там происходит. Многие из них понимают, что в зарубежных оркестрах вакансий для иностранцев нет, потому что предпочтение отдается гражданам своей страны. Конечно, таланты востребованы везде. Но, если ты невероятно талантлив, то можешь работать и у себя на родине, и получать опыт где-то за рубежом. Тем самым прославляя свою страну, но, не убегая из неё.

– Сегодня молодые люди подходят к выбору профессии прагматично, выбирая наиболее «прибыльные» специальности. Как к этому относятся ваши студенты, не угасает ли у молодёжи интерес к академическому музыкальному образованию?

– Это вечная тема. Я не идеалист и не стану говорить о том, что деньги не важны. И прекрасно понимаю, что многим нужно содержать семью. Однако считаю, что талантливый человек со здоровыми амбициями в любой сфере сможет добиться хороших материальных благ. Потому что работодатели оценивают по достоинству таких сотрудников.

Если исходить из позиции, что творческие специальности не прибыльные, тогда нам стоит повесить амбарный замок на двери Академии музыки и других творческих вузов. Да, возможно наши выпускники не смогут зарабатывать такие деньги, как специалисты IT-сферы. Что же нам теперь, бросить заниматься музыкой? Но к нам приходят талантливые дети, которые живут музыкой, хотят творить, оттачивать своё мастерство. Они остаются в творческой профессии, невзирая ни на что.

Наверное, как и в любой другой сфере, разрыв в оплате труда в творческих профессиях иногда значительный. Если мы говорим о музыкальных педагогах, соглашусь, зачастую их доход невелик. Однако есть известные педагоги, которые проводят мастер-классы по всему миру, и это уже другой уровень оплаты – высокий. Это касается и музыкантов: кто-то скромно работает в оркестре, а кто-то становится солистом. Только собственный труд, талант и хорошее образование помогут обрести достойную работу. Стартовать нужно с большого желания стать хорошим специалистом.

– Екатерина Николаевна, вы на протяжении нескольких лет возглавляете Белорусскую государственную академию музыки. О каких достижениях уже можно говорить, и над какими идеями и проектами работаете сегодня?

– Первое и самое главное – в творческом вузе мы должны творить. Всегда. Мне кажется, что сегодня нам удалось этого достичь. Я считаю, что люди должны быть увлечены своим делом.

Сегодня важно показать студенческое академическое искусство на самом высоком уровне. Те, кто думает, что это легко – глубоко заблуждаются. Мы занимаемся не ремеслом, а творчеством. Хотелось бы, чтобы наши студенты смогли профессионально реализовывать себя в Беларуси и их имена были вписаны в историю нашей страны. Для меня это главное.

Если говорить о других серьезных инициативах, то они связаны с тенденцией развития вуза. Он самый маленький в стране. Мне бы хотелось расширить границы Академии музыки. Нам сегодня стало тесно.

Планируем, что в декабре завершится ремонт общежития. И затем получится сделать пристройку к зданию, где могла бы размещаться оперная студия. Мы мечтаем ставить спектакли в здании Академии музыки, но у нас нет соответствующей сцены, хореографических классов. Сегодня мы арендуем помещения в театрах. Ведь, когда создавалась Академия музыки, мы не занимались так углубленно музыкально-театральным направлением. А сегодня оно востребовано. И наши выпускники становятся солистами, музыкантами в оркестрах белорусских театров. Поэтому моя мечта, сделать всё возможное, чтобы творчество свободно дышало в стенах Академии музыки.

Все интервью