Белорусы должны на равных участвовать в госзакупках в России

Мартынов Николай Васильевич 
Мартынов Николай Васильевич 
– Николай Васильевич, в Парламентском Собрании есть добрая традиция: проводить выездные мероприятия по проблемам союзного строительства в регионах. Вот и в Великом Новгороде на семинаре рассматривали различные аспекты межрегионального сотрудничества. Каких результатов ожидаете?

– Результатов в ближайшее время ожидать не стоит, слишком серьезные вопросы поднимались – о создании совместных предприятий и нормативно-правовых актов для законодательного обеспечения новых форм и моделей межрегионального и приграничного сотрудничества, о привлечении к нашей интеграции молодых бизнесменов, от которых можно ожидать свежих идей и неординарных проектов, со-здании всевозможных кластеров – сельскохозяйственных, промышленных, научных. Давно назрела необходимость внедрять в жизнь элементы единой промышленной политики. Решение этих задач требует времени, участия бизнеса, власти всех уровней, союзных законодателей. Несмотря на их многолетний скрупулезный труд, сложно унифицировать то, что развивалось самостоятельно и независимо друг от друга практически 25 лет. Я имею в виду национальные законодательства. Мы порой даже одни и те же термины трактуем по-разному.
 

– Как подобные мероприятия помогают решать назревшие проблемы?

– Выездные семинары очень полезны. Во-первых, встречи и дискуссии профессионалов обогащают их участников новыми знаниями и идеями. Во-вторых, на них всесторонне обсуждается проблема региона, на земле которого проходит встреча, интересная Союзному государству, предлагаются пути ее решения. Рождаются предложения для новых союзных программ.

Семинар в Великом Новгороде был посвящен одному из самых замечательных научных достижений Союзного государства – программам «БелРосТрансген» и «Бел­РосТрансген-2». Их реализация позволила достичь научных и практических результатов, превышающих мировой уровень. Но полученный продукт так и не был запущен в промышленное производство. Цех по его производству два года назад был законсервирован. Произведенное молоко – несколько тонн – заморожено. Проблему с запуском лактоферрина в промышленное производство мы и пытались решить в Новгородской области.

Резюмируя, скажу, что тематические семинары, посвященные всестороннему обсуждению актуальной проблемы, позволяют нам координировать усилия, направлять их в нужное русло и экономить средства союзного бюджета. И за это большое спасибо специалистам Секретариата Парламентского Собрания. Основная тяжесть подготовки таких форумов ложится на их плечи.

– Разговаривала с производственниками. Они сетовали на то, что нигде не могут найти информацию о белорусском хайтековском производстве. А его продукции российским предприятиям ой как не хватает.

– Есть такая проблема. Российские производственники нередко закупают за границей то, что производит Беларусь. Бывает, когда два предприятия, расположенные недалеко друг от друга, выпускают одну и ту же продукцию. Мощности предприятий задействованы наполовину. Они теряют немалые деньги и время, «изобретая велосипед», конкурируют между собой, тогда как, объединив усилия, можно было бы создавать совместный продукт или построить не аналог соседского, а новое предприятие, продукция которого тоже пользуется спросом. Такие накладки, на мой взгляд, – следствие несогласованности действий профильных министерств и руководителей предприятий и отсутствия единой промышленной политики Союзного государства.

Кстати, региональные встречи помогают решить и эти проблемы, вовлекая в круг все большее число специалистов. Подрастает и молодое поколение бизнесменов и ученых, которым тоже интересно поучаствовать в реализации союзных программ.

– Вы сказали о несогласованности действий. Как на практике можно усовершенствовать взаимодействие управленческих структур – региона, предприятия?

– На мой взгляд, совместная работа над программами и позволит повысить качество работы управленческих структур. Участие в семинарах представителей местной власти дает им возможность ознакомиться с нужным объемом информации, изучить принятые документы и руководствоваться ими на практике. Понятно, что не всегда власть на местах имеет возможность изучать нормативно-правовые акты Союзного государства.

– Я обратила внимание на то, что на этой встрече говорится не столько о межрегиональных отношениях двух стран, сколько об отношениях и сотрудничестве управленческих структур и предприятий напрямую – как это происходит в одном государстве. То есть сближение двух стран осязаемо.

– Вы правы. Мы уже созрели для подобных отношений, они развиваются не только вширь, но и вглубь. И это становится очевидным. Договоры между администрациями и предприятиями упрощают и ускоряют принятие решений. А семинары позволяют отбраковывать местнические предложения, оставляя только те, которые действительно имеют большое значение для развития интеграции.

– Что вы можете сказать о соблюдении прав белорусских бизнесменов в России?

– Эта тема звучит на семинарах постоянно. Например, белорусы имеют право участвовать в тендерах наравне с россиянами. Однако при их проведении на местах в документах найдется какой-нибудь подпункт, который белорусским участникам обойти невозможно.

Хотелось бы, чтобы таких подпунктов не было и белорусы участвовали в госзакупках в России на равных. Думаю, если мы будем поднимать эти вопросы на совместных встречах в регионах чаще, результат не заставит себя ждать.

Пора разморозить проект

Совершить научное открытие мирового уровня и создать лактоферрин удалось благодаря совместной работе. О возникших проблемах его производства рассказал член Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике, сенатор Александр Коровников:

– Все признают, что у нас очень силен институт союзных программ.

– Одна из них реализована на новгородском предприятии «Лактис». Там налажено опытно-промышленное производство лактоферрина – стопроцентного заменителя грудного женского молока. Это – научное достижение Союзного государства, к которому мы шли десять лет. Российская сторона вложила в этот проект более 290 миллионов долларов, примерно столько же и белорусская. Продукту, который создали НИИ России и Беларуси, нет равноценных в мире. Сертифицирован, прошел доклинические испытания.

Его можно использовать как в лечебных целях, так и в профилактических. Если матерям, у которых не хватает грудного молока, давать лактоферрин даже в минимальных дозах – дети перестанут болеть, забудут о простудах. У военных и спортсменов повысится выносливость и активность.

Для спорта этот препарат особенно важен в свете последних событий. Это не допинг, а натуральный белок из молока трансгенных коз. Попадая в организм, перерабатывается, не оставляя следов.

– Сейчас вопрос стоит о его выпуске в промышленном масштабе.

– Необходимы деньги для запуска производства. Думаем привлечь к решению этой задачи средства из союзного бюджета. Мы пока впереди планеты всей, обогнали и Европу, и Америку. Запустив его производство, получим серьезные поступления. По предварительным подсчетам, продажи лактоферрина могут составить шесть миллиардов долларов в год.

– Лактоферрин – собственность Союзного государства. Значит, доходы от его продажи должны идти в общий бюджет?

– Безусловно. Вопрос в том, как это сделать. Его продажей должна заниматься совместная российско-белорусская компания, которую нужно срочно создавать. Либо на платформе нашего «Лактиса», где была произведена пробная партия. Либо на базе аналогичного белорусского предприятия. Тогда можно будет привлекать инвесторов. Проблема, как законодательно оформить процесс передачи СП прав на этот продукт. У нас нет нормативно-правового акта, который бы разрешил это сделать.

Каждый год проволочки с его запуском – упущенные шансы лечения и профилактики детей и взрослых. Если мы хотим сохранить здоровье нации, необходимо в кратчайшие сроки реализовать третий этап союзной программы. Иначе эту нишу займут те, кто окажется расторопнее нас. А средства союзного бюджета, вложенные в первые две программы, и колоссальные усилия наших ученых уйдут вникуда.

Наталья ДОЛГУШИНА
Все интервью