Банкротство - это не всегда точка в бизнесе

Пантюхов Владимир Иванович 
Пантюхов Владимир Иванович 

– Финансовые аналитики считают, что экономическая система, в которой не бывает банкротства, обязательно обанкротится. Банкротство – это естественное состояние для любой рыночной среды, где изначально заложен принцип состязательности и, как в любом соревновании, побеждает наиболее решительный, умелый и предприимчивый, – считает Владимир Иванович. – Как правило, банкротство в обществе воспринимается как негативное явление. Однако кому-то это может показаться странным, но иногда банкротство для должника – это благо, единственное цивилизованное решение хозяйственных проблем. Задача государства состоит в том, чтобы определить такие правила осуществления этой процедуры, которые бы позволили обеспечить максимальный баланс интересов участвующих в нем сторон. С одной стороны хозяйствующих субъектов, с другой – государства и людей наемного труда.

– Президент нашей страны неоднократно в своих выступлениях обращал внимание на необходимость совершенствования института банкротства и недопустимость переноса в республику негативного опыта в этой сфере.

– Парламент не остался в стороне от обозначенной главой государства проблемы. В 2015 году Постоянная комиссия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по экономике, бюджету и финансам провела мониторинг практики применения Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 года «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». Наверное, немногие знают, что БССР первой в Советском Союзе во времена плановой экономики 30 мая 1991 года приняла Закон «Об экономической несостоятельности и банкротстве». Количество дел о банкротстве тогда было на уровне всего нескольких десятков в год. В настоящее время в производстве экономических судов Республики Беларусь находится более 60 дел социально значимых для государства организаций. Из них 12 – в суде Могилевской области, среди которых ОАО «Чаусский льнозавод». Общее же количество незавершенных дел приближается к 2,5 тысячам. Такова наша реальность.

– Владимир Иванович, почему так происходит? В чем причины?

– Причиной банкротства крупных предприятий служат не только ошибки управления или уголовно наказуемые действия, но и общая кризисная ситуация в экономике ряда стран-партнеров, прежде всего Российской Федерации, негативно сказывающаяся на объеме продаж, свое-временности расчетов, выполнении иных договорных условий. С таким набором проблем сталкиваются во всем мире. В 2003 году обанкротилась крупная американская телекоммуникационная компания WorldCom, обеспечивающая более половины интернет-трафика в США, в 2005 году – немецкий производитель мобильных устройств Siemens Mobile, в 2008 году – американский инвестиционный банк Lehman Brothers. Однако, банкротство – это не всегда точка в бизнесе. Так, 28 февраля 2003 года ОАО «Могилевдрев» было признано судом экономически несостоятельным. Сумма долгов предприятия составила более 12 миллиардов рублей. Основные причины – падение объемов производства, выпуск нерентабельных и низкорентабельных изделий, большая дебиторская задолженность, а также низкий профессиональный уровень руководителей структурных подразделений и отсутствие маркетинговой стратегии. В течение пяти лет шла санация предприятия, но восстановить платеже-способность никак не удавалось. В 2007 году на помощь пришло государство. Акционерному обществу была оказана поддержка в виде реструктуризации задолженности по платежам в бюджет и выделения субсидии, предоставлена отсрочка погашения задолженности в фонд социальной защиты населения, принято ряд других мер. Летом 2008 года хозяйственным судом прекращено производство по данному делу в связи с восстановлением платежеспособности. Государство вложило немалые деньги в предприятие. Но без господдержки его банкротство нанесло бы экономике значительно больший ущерб.

– На что, прежде всего, должны обращать внимания органы власти при решении проблем с предприятиями- банкротами?

– Экономика нашего государства имеет социальную направленность, поэтому первейшей обязанностью органов государственного управления в ходе контроля за процессом банкротства является принятие всех возможных мер, направленных на минимизацию возникающих при этом социальных издержек.

– Всегда ли и всё в рамках своей компетенции делают органы власти для выполнения этой задачи?

– В ходе мониторинга мы убедились, что не всегда и не везде созданные при органах власти комиссии по предупреждению экономической несостоятельности работают должным образом. В этой связи заслуживает внимания и поддержки инициатива экономического суда Могилев-ской области, предлагающего закрепить на законодательном уровне обязательное досудебное оздоровление предприятий, попавших в сложное экономическое положение. Практика показывает, что зачастую оно не применяется и планы санации не разрабатываются, примером тому ОАО «Холдинг «Могилевобл-пищепром», ОАО «Рыбный ряд», УКПП «Бобруйский завод напитков». В итоге в стране количество дел, прекращенных в связи с полным расчетом по обязательствам должников, ничтожно мало. По данным Министерства экономики, в декабре 2015 г. в процедуре санации находилось 16 предприятий (из них 5 – в Могилевской области). Возникает вопрос – что мешает своевременно «поставить диагноз» и предоставить возможность санации, чтобы сохранить рабочие места и налогоплательщика для будущих поступлений? С другой стороны угроза банкротства должна заставлять собственника вкладывать средства в наиболее эффективные сферы. Ему необходимо как можно быстрее реагировать на изменившиеся условия, искать новое направление бизнеса и развивать его на своем же предприятии, сохранив при этом трудовой коллектив.

– На что еще обратила внимание мониторинговая комиссия?

– Нами было обращено внимание на отсутствие в стране механизма защиты права работников несостоятельных предприятий на заработную плату. Трудовые коллективы не должны нанимать адвокатов, чтобы разбираться в причинах ее невыплаты. Эту проблему надо решать на уровне государства. «Иначе наш лозунг о социальном государстве так и останется лозунгом!» (А.Г. Лукашенко). Создание данного механизма позволит снизить нагрузку на судебную систему, а участие бизнеса в формировании гарантийных фондов будет являться примером социальной ответственности и партнерства. Несомненно, изменение экономических реалий требует адекватной законодательной реакции, поэтому в нынешнем году нам предстоит работа над новой редакцией Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», и мы постараемся максимально использовать наработанный опыт. Будем благодарны всем заинтересованным и неравнодушным людям за предложения, касающиеся данного законопроекта.

Все интервью