Вопрос/Ответ


Вопрос

В Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь поступили многочисленные электронные обращения граждан, содержащие предложение о разработке и принятии Закона Республики Беларусь «Об обращении с животными».

Ответ

В соответствии с частью второй подпункта 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» размещаем ответ Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по региональной политике и местному самоуправлению по данному вопросу. >>>


Вопрос

Гражданин Б. в своем обращении просит проинформировать его о принятом Законе Республики Беларусь, касающемся вопросов совершенствования правового механизма пересмотра судебных постановлений, а также о времени вступления его в силу и возможности ознакомления с его содержанием.

Ответ

Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования правового механизма пересмотра судебных постановлений» (далее — Закон) усовершенствован порядок гражданского и уголовного судопроизводства посредством введения института надзорной проверки законности и обоснованности постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь путем их пересмотра Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь. Исключительным правом на принесение протеста в порядке надзора в Пленум Верховного Суда наделены Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и Генеральный прокурор Республики Беларусь. При этом внимание заявителя обращено на то, что процессуальное законодательство предусматривает возможность пересмотра в указанном порядке тех судебных дел, которые ранее были рассмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Республики Беларусь.

Согласно статье 4 Закона, он вступает в силу через десять дней после официального опубликования (опубликован 25 июля 2011 г. в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, № 83).


Вопрос

Гражданин Л. направил в Совет Республики жалобу о ненадлежащем исполнении одним из частных унитарных предприятий обязательств по договору купли-продажи межкомнатных дверей и комплектующих деталей к ним. Заявитель сообщил о нарушении сроков изготовления заказа, наличии брака, высказал свои замечания по качеству и срокам монтажа, а также обратился с просьбой направить в эту организацию соответствующие службы с целью проведения «внеплановой полной проверки деятельности фирмы».

Ответ

Совет Республики, как и другие государственные органы, действует в пределах компетенции, определенной законодательными актами Республики Беларусь. Его полномочия закреплены в статье 98 Конституции Республики Беларусь, в главах 2, 3 и 5 Закона Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь». Нормы названных законодательных актов не предоставляют Совету Республики права осуществлять оценку качества исполнения обязательств сторон по гражданско-правовым договорам. Споры, вытекающие из гражданско-правовых отношений, разрешаются судом в соответствии с гражданским законодательством и законодательством о защите прав потребителей.

В связи с этим заявителю было рекомендовано обратиться с соответствующим исковым заявлением в суд. 


Вопрос

Трое жителей Минска обратились в Совет Республики с просьбой проверить обоснованность и законность судебного решения по гражданскому делу. Заявители сообщили о том, что не могут окончательно разрешить спор по разделу домовладения, перешедшего к ним после смерти родителей в порядке наследования (между дочерью и невестками). Гражданский спор рассматривался судами первой, кассационной и надзорной инстанций. Авторы обращения, являющиеся ответчиками по делу, полагают, что вынесенные не в их пользу судебные постановления незаконны.

Ответ

Совет Республики не обладает контрольными полномочиями в отношении судов. Согласно статье 110 Конституции Республики Беларусь, какое-либо вмешательство в деятельность судей недопустимо и влечет за собой ответственность по закону. В соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь оценку обоснованности и законности принятых судьями решений осуществляют суды вышестоящей инстанции и органы прокуратуры. В связи с этим вопросы, затронутые в данном обращении, подлежат рассмотрению только в порядке гражданского судопроизводства.

На основании изложенного и с учетом абзаца пятого части первой пункта 5 Указа Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» обращение по вопросу об обжаловании судебных постановлений оставлено без рассмотрения по существу.


Вопрос

Гражданин Б. предлагал Совету Республики внести в Конституционный Суд Республики Беларусь предложение о проверке конституционности судебного решения по гражданскому делу о взыскании с него суммы денежной компенсации в возмещение морального вреда, причиненного распространением сведений, порочащих честь и достоинство, и деловую репутацию одного из руководителей ветеранских организаций.

Ответ

В соответствии с частью первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь и частью первой статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных правовых актов в государстве. Согласно абзацу тринадцатому статьи 1 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», нормативный правовой акт — это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с  соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Виды нормативных правовых актов, которые могут являться предметом проверки на соответствие их Конституции, перечислены в статье 2 данного Закона. Исходя из положений указанных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд не дает заключения о соответствии судебных постановлений по конкретным судебным делам Конституции, кодексам и другим законам. С учетом изложенного оснований для внесения предложения о рассмотрении Советом Республики вопроса об обращении в Конституционный Суд о проверке конституционности судебного решения по гражданскому делу о защите чести, достоинства и деловой репутации и взыскании денежной компенсации в возмещение морального вреда не имеется.

Заявителю также было разъяснено, что при несогласии с состоявшимися по делу судебными постановлениями их можно обжаловать в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.


Территориальное представительство
Гомельская область

Гомельская область расположена на юго-востоке Беларуси и граничит с Брянской областью России, а также с Киевской, Черниговской и Житомирской областями Украины.

Площадь территории – 40,4 тыс. кв. километров, что составляет пятую часть территории республики. В состав области входит 21 район и 4 района в г. Гомеле, 17 городов, 18 поселков городского типа, 2608 сельских населенных пунктов.

Гомельский областной Совет депутатов

Могилевская область

Могилевская область – самый восточный регион Беларуси - граничит с Российской Федерацией. Протяженность региона с севера на юг - 150 км, а с запада на восток более чем 300 км. Площадь области 29,1 тыс. кв. км.

Могилевский областной Совет депутатов

Гродненская область

Центр области - г. Гродно (население 309 тыс. человек). В составе области 17 районов, 194 сельских Советов, 12 городов, в том числе 6 областного подчинения, 21 поселок городского типа. Здесь проживает 11,7% населения страны.

Область образована 20 сентября 1944 года. Площадь ее составляет 25,1 тыс. км., население 1 млн. 184 тыс. человек.

Наибольшая протяженность с запада на восток – 213 км, с севера на юг – 247 км. Поверхность области преимущественно равнинная, в центральной ее части находится Неманская низина. Имеются маренные возвышенности – Гродненская, Волковысская, Слонимская, Новогрудская и Ошмянская.

Гродненский областной Совет депутатов

Минская область

Минская область – центральная, самая большая по территории область Республики Беларусь, граничит со всеми областями республики. Площадь – 39,9 тыс. квадратных километров, наибольшая протяженность с севера на юг – 315 км, с востока на запад – 240 км. Занимаемая площадь (с Минском) составляет 19,4% площади Беларуси.

Минский областной Совет депутатов

Витебская область

Витебская область — один из живописных уголков Европы. По красоте, уникальности фауны и флоры, по богатству заповедных мест трудно найти ей равных. Вековые хвойные леса занимают 60% всей лесопокрытой территории. Наиболее высокой лесистостью отличаются Россонский, Полоцкий, Лепельский, Докшицкий, Городокский районы.

Витебский областной Совет депутатов

Минск

Минск – город с почти тысячелетней историей, столица и самый крупный город Республики Беларусь, место официального пребывания межгосударственных органов Содружества Независимых Государств. Минск разбит на 9 городских районов. Город имеет свой устав, герб и гимн.

Минский городской Совет депутатов

Назначенные Президентом Республики Беларусь
Брестская область

Брестская область является одной из шести областей Республики Беларусь. Расположена на юго-западе государства и занимает территорию площадью 32,7 тыс. квадратных километров. Численность населения – 1,388 млн. человек, в Бресте проживает около 300 тыс. человек.

Брестский областной Совет депутатов

Брест Витебск Гомель Гроднo Минск Могилев
Интернет-ресурсы