09.12.2015

Четвертое заседание десятой сессии пятого созыва


Одобренные законопроекты, принятые к сведению Декреты
Постановления Совета Республики

Положения данного законопроекта направлены на дальнейшее развитие правового регулирования отношений в сфере, касающейся гражданства Республики Беларусьz.

Уточняются положения относительно непрерывности срока постоянного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих получить гражданство Республики Беларусь, на территории Республики Беларусь. Устанавливается, что срок проживания на территории Республики Беларусь считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Республики Беларусь не более чем на три месяца в течение каждого года на протяжении последних семи лет до обращения с заявлением о приеме в гражданство Республики Беларусь.

Корректируются нормы, регулирующие приобретение гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации. Так, для приобретения гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации не требуется обязательного нахождения лица в гражданстве бывшего СССР.

Совершенствуется порядок получения гражданства Республики Беларусь по рождению посредством предоставления его ребенку, родившемуся на территории Республики Беларусь, родители которого временно проживают в Республике Беларусь и являются лицами без гражданства.

Расширяются основания для отказа в рассмотрении заявления о приобретении гражданства Республики Беларусь посредством включения в их число случаев передачи лица иностранному государству в соответствии с международным договором Республики Беларусь о реадмиссии.

Уточняются положения, касающиеся выхода из гражданства Республики Беларусь. Определяется, что гражданам Республики Беларусь, достигшим 18-летнего возраста, над которыми установлена опека, может быть разрешен выход из гражданства Республики Беларусь по заявлению опекуна.

В новой редакции излагается глава 5 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», регламентирующая вопросы гражданства ребенка при изменении гражданства родителями, усыновителями (удочерителями), усыновлении (удочерении), установлении материнства (отцовства).

Кроме того, законопроектом конкретизируется порядок обжалования решений, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц по вопросам гражданства Республики Беларусь. Закрепляется, что решения по вопросам гражданства, принятые органами внутренних дел Республики Беларусь, могут быть обжалованы в областные суды, Минский городской суд, принятые органами дипломатической службы Республики Беларусь, — в Минский городской суд.

Данный законопроект предусматривает корректировку отдельных законов Республики Беларусь в целях приведения их в соответствие с Законом Республики Беларусь от 16 июня 2014 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении».

В частности, с учетом уточненной в данном Законе классификации видов медицинской помощи изменяются ряд положений Закона Республики Беларусь «Об оказании психиатрической помощи», а также нормы Закона Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах», определяющие государственные минимальные социальные стандарты в области здравоохранения, и Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь, регламентирующие условия оказания медицинской помощи осужденным.

Кроме того, законопроектом предлагается закрепить в Законе Республики Беларусь «О предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека» в качестве одного из направлений государственной политики в данной сфере развитие сотрудничества между организациями здравоохранения и общественными объединениями для проведения профилактических мероприятий по предупреждению распространения социально опасных заболеваний, ВИЧ и иных мероприятий. Данное дополнение направлено на обеспечение более широкого участия гражданского общества в решении соответствующих вопросов.

Законопроектом также предусматривается замена в ряде законов Республики Беларусь, среди которых — «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», терминов «первая медицинская помощь», «медицинская помощь» на термин «первая помощь».

Данный Декрет принят в целях стимулирования долгосрочных сбережений физических лиц в белорусских рублях.

Декретом предусмотрено изменение подходов к льготному налогообложению доходов, полученных физическими лицами в виде процентов по банковским счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях.

Кроме того, Декрет устанавливает, что договоры срочного и условного банковского вклада (депозита) подразделяются на безотзывные и отзывные.

Так, с 1 апреля 2016 г. освобождению от подоходного налога с физических лиц не будут подлежать процентные доходы, полученные при фактическом размещении денежных средств на текущих (расчетных) банковских счетах и во вкладах (депозитах) на срок менее 1 года — в белорусских рублях, и менее 2 лет — в иностранной валюте. При этом подоходный налог будет взиматься только с процентных доходов, а не со всей суммы вклада, и только в том случае, если процентная ставка, по которой получен этот доход, превышает размер действующей в банке процентной ставки по вкладу до востребования.

Договоры банковских вкладов, заключенные до 12 ноября 2015 г., будут исполняться на прежних условиях в течение всего срока действия. При продлении договора на новый срок его положения должны быть приведены в соответствие с требованиями Декрета.

Данный законопроект разработан в целях совершенствования законодательства в этой области с учетом правоприменительной практики, решений Главы государства и направлен на упорядочение отношений в строительной сфере, повышение ответственности участников процесса и качества выполняемых работ (оказываемых услуг).
Декретом предусмотрено внесение изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий». Изменения расширяют субъектный состав участников рынка табачных изделий путем отмены требования об обязательном наличии у юридических лиц, осуществляющих оптовую торговлю табачными изделиями, более 25 процентов акций (долей в уставных фондах) в собственности государства.

Проект Закона подготовлен в целях обеспечения прав граждан и юридических лиц на участие в принятии государственными органами решений, оказывающих воздействие на окружающую среду и (или) связанных с использованием природных ресурсов, и необходимостью имплементации положений Орхусской конвенции.

Действующий Закон дополняется новой статьей, согласно которой гражданам и юридическим лицам предоставляется право принимать участие в общественных обсуждениях проектов экологически значимых решений. Данные обсуждения проектов экологически значимых решений организуются и проводятся государственным органом, принимающим такие решения, или определенной им организацией, либо субъектом нормотворческой инициативы, осуществившим подготовку проекта нормативного правового акта. Информация о результатах общественных обсуждений проектов экологически значимых решений подлежит обнародованию путем ее размещения в средствах массовой информации, на официальном сайте государственного органа, принявшего это решение (субъекта нормотворческой инициативы, осуществившего подготовку проекта нормативного правового акта), в глобальной компьютерной сети Интернет (при наличии такого сайта), и (или) иными общедоступными способами в соответствии с законодательством Республики Беларусь об информации, информатизации и защите информации.

Кроме того, в целях надлежащей организации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями работы по охране окружающей среды и осуществления производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, повышения ответственности специалистов, отвечающих за вопросы охраны окружающей среды, действующий Закон дополнен новой статьей об организации работы по охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. В частности, предусматривается создание службы охраны окружающей среды на предприятиях, осуществляющих деятельность, относящуюся к экологически опасной согласно критериям, установленным Президентом Республики Беларусь. Такое повышение требований к этим предприятиям вызвано необходимостью обеспечения безусловного выполнения экологических требований при планировании и осуществлении хозяйственной и иной экологически значимой деятельности, неукоснительного соблюдения требований в области охраны окружающей среды, нарушение которых приводит к причинению вреда окружающей среде и здоровью человека.

Проект Закона подготовлен в целях упорядочения содержания диких животных гражданами и юридическими лицами и обеспечения проведения систематического контроля за соблюдением ими условий содержания диких животных, недопущения жестокого обращения с животными. Так, предлагается ввести регистрацию диких животных, отлов которых в целях содержания и (или) разведения в неволе осуществляется на основании разрешения на изъятие диких животных из среды их обитания. Кроме того, законопроект предусматривает введение регистрации в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь объектов содержания и (или) разведения в неволе — охотничьих вольеров, вольеров для передержки, объектов, используемых для звероводства, животноводства, птицеводства, рыбоводства, на которых содержатся и (или) разводятся в целях дальнейшего использования в экономической деятельности дикие животные, относящиеся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, либо являющиеся образцами СИТЕС.

Данный проект разработан в целях совершенствования норм Лесного кодекса Республики Беларусь с учетом практики его применения и приведения в соответствие с законодательными актами Республики Беларусь, а также более рационального использования лесных ресурсов и ликвидации дисбалансов в распределении лесного фонда в зависимости от выполняемых лесами функций.

Проектом:

  • уточняются полномочия, права и обязанности субъектов отношений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
  • изменяется состав лесов, в том числе деление лесов по группам и категориям защитности в зависимости от выполняемых ими функций;
  • отдельные нормы Кодекса приводятся в соответствие с действующим законодательством.

Кроме того, проектом детализируются некоторые нормы, регулирующие особенности ведения лесного хозяйства в зависимости от функционального деления лесов (группы, категории защитности лесов и др.), уточняются требования в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Проект предусматривает четкое разграничение прав и обязанностей юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, и лесопользователей, а также установление защиты и гарантий прав, предоставленных субъектам отношений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Данное Соглашение подписано в Минске 10 мая 2015 г. Оно предусматривает расширение возможностей для обучения граждан в учреждениях образования обеих стран и определяет направления двустороннего сотрудничества в сфере образования: обмен студентами, аспирантами, докторантами, педагогическими и научными работниками; организация повышения квалификации, стажировок, переподготовки специалистов; установление и развитие прямого межвузовского сотрудничества; взаимное участие обучающихся, педагогических и научных работников в образовательных мероприятиях, научной и инновационной деятельности; возможность создания учреждений образования совместного ведения и др.
Дадзенае Пагадненне падпісана ў адпаведнасці з указамі Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь ад 30 ліпеня 2010 г. № 396 і ад 14 сакавіка 2011 г. № 105 у Беластоку 23 красавіка 2015 г. у мэтах юрыдычнага замацавання ўмоў супрацоўніцтва кампетэнтных органаў Беларусі і Польшчы. Пагадненне дазволіць актывізаваць беларуска-польскае ўзаемадзеянне ў галіне абароны насельніцтва і тэрыторый ад надзвычайных сітуацый, у прыватнасці, па наступных напрамках супрацоўніцтва: аказанне ўзаемнай дапамогi ў выпадку ўзнікнення надзвычайнай сітуацыі; удасканаленне сістэмы распазнавання і апавяшчэння аб катастрофах, стыхійных бедствах і іншых надзвычайных сітуацыях; падрыхтоўка і правядзенне сумесных вучэнняў; сумесная падрыхтоўка спецыялістаў; абмен інфармацыяй аб пагрозе і наступствах надзвычайных сітуацый і інш.
Данное Соглашение подписано в Исламабаде 29 мая 2015 г. в целях поддержания на постоянной основе взаимовыгодных отношений с Пакистаном в области военно-технического сотрудничества, способствующих осуществлению поставок в данную страну продукции военного назначения белорусского производства, обучению военнослужащих в военно-учебных заведениях сторон, обмену опытом по проведению научно-исследовательских работ, а также научно-технической и иной информацией.

Данное Соглашение подписано главами правительств Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в Бурабае (Республика Казахстан) 29 мая 2015 г. и регулирует отношения, связанные с перемещением по таможенной территории Евразийского экономического союза озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции. 

Ратификация Соглашения будет содействовать развитию торговых связей, созданию благоприятных условий для эффективного функционирования Евразийского экономического союза, а также необходима для выполнения международных обязательств, предусмотренных Венской конвенцией об охране озонового слоя от 22 марта 1985 года, обеспечения выполнения обязательств, вытекающих из Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, от 16 сентября 1987 года, и для обеспечения национальных интересов и безопасности государств, подписавших Соглашение.

Данное Соглашение подписано в Москве 3 марта 2015 г. и предусматривает исполнение судебных постановлений по делам о взыскании алиментов судов одного государства на территории другого государства без прохождения специальной процедуры их признания компетентными судами другого государства, что позволит оперативно исполнять решения по делам о взыскании алиментов как на территории Республики Беларусь, так и на территории Российской Федерации.
Данный Договор подписан в Исламабаде 29 мая 2015 г. в целях развития и укрепления отношений между Республикой Беларусь и Исламской Республикой Пакистан в рамках оказания взаимной правовой помощи. Он позволит компетентным органам государств, ответственным за выполнение обязательств по Договору, решать вопросы оказания правовой помощи по гражданским и экономическим делам путем выполнения просьб, в том числе о равном доступе к правосудию, передаче и вручении документов, получении доказательств и выполнении иных процессуальных действий.

Данное Соглашение подписано в Тбилиси 23 апреля 2015 г. в целях актуализации и развития двусторонней договорно-правовой базы сотрудничества в сфере борьбы с преступностью, а также для укрепления дружественных и партнерских межгосударственных взаимоотношений.

Среди основных форм сотрудничества компетентных органов государств — участников Соглашения — исполнение запросов об оказании содействия; планирование и осуществление скоординированных оперативно-розыскных и профилактических мероприятий; выявление организованных преступных групп и отдельных лиц, занимающихся преступной деятельностью; обмен оперативной, справочной, криминалистической и иной информацией, представляющей взаимный интерес, и др.

Данное Соглашение подписано в г. Тбилиси 23 апреля 2015 г. в целях совершенствования договорно-правовой базы и укрепления двустороннего сотрудничества между таможенными органами Республики Беларусь и Грузии. Положениями Соглашения определяются основные принципы и формы такого сотрудничества, порядок оказания взаимной помощи в таможенных делах и обмена информацией между таможенными службами двух государств, в том числе для обеспечения надлежащего применения таможенного законодательства, точного исчисления и взимания таможенных пошлин, налогов и др.
№ 493-СР5/Х от 09.12.2015
О проекте Закона Республики Беларусь «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Исламской Республики Пакистан о военно-техническом сотрудничестве»
№ 492-СР5/Х от 09.12.2015
О проекте Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь»
№ 491-СР5/X от 09.12.2015
О проекте Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О животном мире»
№ 490-СР5/Х от 09.12.2015
О проекте Закона Республики Беларусь «О ратификации Соглашения о перемещении озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции и учете озоноразрушающих веществ при осуществлении взаимной торговли государств –– членов Евразийского экономического союза»
№ 489-СР5/X от 09.12.2015
О проекте Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам охраны окружающей среды и участия общественности в принятии экологически значимых решений»
№ 488-СР5/Х от 09.12.2015
О проекте Закона Республики Беларусь «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Грузии о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах»
№ 487-СР5/Х от 09.12.2015
О проекте Закона Республики Беларусь «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Грузии о сотрудничестве в сфере борьбы с преступностью»
№ 486-СР5/X от 09.12.2015
О проекте Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь»
№ 485-СР5/Х от 09.12.2015
О проекте Закона Республики Беларусь «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере образования»
№ 484-СР5/Х от 09.12.2015
Аб праекце Закона Рэспублiкi Беларусь «Аб ратыфікацыі Пагаднення паміж Урадам Рэспублікі Беларусь і Урадам Рэспублікі Польшча аб супрацоўніцтве ў галіне папярэджвання катастроф, стыхійных бедстваў, іншых надзвычайных сітуацый, а таксама ліквідацыі іх вынікаў»
№ 483-СР5/Х от 09.12.2015
О проекте Закона Республики Беларусь «О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о порядке взаимного исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов»
№ 482-СР5/Х от 09.12.2015
О проекте Закона Республики Беларусь «О ратификации Договора между Республикой Беларусь и Исламской Республикой Пакистан о взаимной правовой помощи по гражданским и экономическим делам»
№ 481-СР5/X от 09.12.2015
О проекте Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования архитектурной, градостроительной и строительной деятельности»
№ 480-СР5/X от 09.12.2015
О проекте Лесного кодекса Республики Беларусь
№ 479-СР5/X от 09.12.2015
О Декрете Президента Республики Беларусь от 11 ноября 2015 г. № 7 «О привлечении денежных средств во вклады (депозиты)»
№ 478-СР5/X от 09.12.2015
О Декрете Президента Республики Беларусь от 6 октября 2015 г. № 6 «О внесении изменений в Декрет Президента Республики Беларусь»
№ 477-СР5/X от 09.12.2015
О внесении дополнений в повестку дня десятой сессии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь пятого созыва
К информации о сессии К информации о созыве К списку созывов
Территориальное представительство
Гомельская область

Гомельская область расположена на юго-востоке Беларуси и граничит с Брянской областью России, а также с Киевской, Черниговской и Житомирской областями Украины.

Площадь территории – 40,4 тыс. кв. километров, что составляет пятую часть территории республики. В состав области входит 21 район и 4 района в г. Гомеле, 17 городов, 18 поселков городского типа, 2608 сельских населенных пунктов.

Гомельский областной Совет депутатов

Могилевская область

Могилевская область – самый восточный регион Беларуси - граничит с Российской Федерацией. Протяженность региона с севера на юг - 150 км, а с запада на восток более чем 300 км. Площадь области 29,1 тыс. кв. км.

Могилевский областной Совет депутатов

Гродненская область

Центр области - г. Гродно (население 309 тыс. человек). В составе области 17 районов, 194 сельских Советов, 12 городов, в том числе 6 областного подчинения, 21 поселок городского типа. Здесь проживает 11,7% населения страны.

Область образована 20 сентября 1944 года. Площадь ее составляет 25,1 тыс. км., население 1 млн. 184 тыс. человек.

Наибольшая протяженность с запада на восток – 213 км, с севера на юг – 247 км. Поверхность области преимущественно равнинная, в центральной ее части находится Неманская низина. Имеются маренные возвышенности – Гродненская, Волковысская, Слонимская, Новогрудская и Ошмянская.

Гродненский областной Совет депутатов

Минская область

Минская область – центральная, самая большая по территории область Республики Беларусь, граничит со всеми областями республики. Площадь – 39,9 тыс. квадратных километров, наибольшая протяженность с севера на юг – 315 км, с востока на запад – 240 км. Занимаемая площадь (с Минском) составляет 19,4% площади Беларуси.

Минский областной Совет депутатов

Витебская область

Витебская область — один из живописных уголков Европы. По красоте, уникальности фауны и флоры, по богатству заповедных мест трудно найти ей равных. Вековые хвойные леса занимают 60% всей лесопокрытой территории. Наиболее высокой лесистостью отличаются Россонский, Полоцкий, Лепельский, Докшицкий, Городокский районы.

Витебский областной Совет депутатов

Минск

Минск – город с почти тысячелетней историей, столица и самый крупный город Республики Беларусь, место официального пребывания межгосударственных органов Содружества Независимых Государств. Минск разбит на 9 городских районов. Город имеет свой устав, герб и гимн.

Минский городской Совет депутатов

Назначенные Президентом Республики Беларусь
Брестская область

Брестская область является одной из шести областей Республики Беларусь. Расположена на юго-западе государства и занимает территорию площадью 32,7 тыс. квадратных километров. Численность населения – 1,388 млн. человек, в Бресте проживает около 300 тыс. человек.

Брестский областной Совет депутатов

Брест Витебск Гомель Гроднo Минск Могилев
Интернет-ресурсы