Главная / Пресс-центр / Главные события
30.04.2019

Выступление М.Мясниковича на заседании Совета по взаимодействию органов местного самоуправления с участием представителей Конгресса местных и региональных властей Совета Европы

Заседание Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики прошло 30 апреля 2019 г. под руководством Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Михаила Мясниковича.

Заседание состоялось с участием представителей Конгресса местных и региональных властей Совета Европы.

Стенограмма выступления Председателя Совета Республики Михаила Мясниковича

 Уважаемые участники заседания Совета по взаимодействию органов местного самоуправления, представители Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, приглашенные!

Уважаемый господин Кнапе!

Мы в Беларуси исходим из того, что реальное самоуправление является одним из базовых условий формирования современного гражданского общества и создает определенные предпосылки устойчивого социально-экономического развития и политической стабильности в государстве.

У нас есть соответствующее законодательство, знания, определенный опыт и политическая воля развивать это важное направление деятельности. При этом мы с уважением относимся к зарубежным успехам и заинтересованы в их заимствовании. Да, Беларусь не присоединилась к Европейской хартии местного самоуправления. Но, полагаю, что это дело времени. Мы разделяем фундаментальные принципы этого документа. Не декларативно, а практической деятельностью.

Вчера, 29 апреля 2019 года, вопросы местного самоуправления были очень конструктивно и заинтересованно обсуждены во время встречи Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко с Председателем Конгресса местных и региональных властей Совета Европы господином Кнапе. Глава государства по результатам обмена мнениями поручил Совету Республики проработать предложения по расширению и систематизации задач органов местного самоуправления и возможного их включения в проекты изменений  в Конституцию Республики Беларусь и Закон Республики Беларусь «О  местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

Глава государства отметил, что мы открыты для внедрения передового опыта, ценим готовность к диалогу с нашей страной, но оставляем за собой право принимать те решения, которые соответствуют нашим национальным интересам. Поэтому, чтобы реализовать намеченное, нам предстоит много работать, а времени мало. Настоящее заседание Совета по взаимодействию с органами местного самоуправления при Совете Республики может стать своего рода мозговым штурмом. Рассчитываем на системные идеи и предложения. Мы приветствуем заинтересованность и стремление Конгресса местных и региональных властей Совета Европы к взаимодействию с Республикой Беларусь по этим вопросам. 

Уважаемые коллеги!

Встречи по линии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь с руководством и представителями Конгресса уже стали регулярными. Это хорошо.

Полагаем, что и нынешний визит, уважаемый господин Кнапе, будет способствовать расширению сотрудничества Конгресса и Совета по взаимодействиюорганов местного самоуправления, позволит и представителям Конгресса, возможно, что-то позаимствовать у нас.

У местного управления и самоуправления на белорусской земле весьма глубокие исторические корни. Ранними историческими формами самоорганизации населения были вече, сходы, соймы и др. Активно и на системной основе, как свидетельствуют научные источники, эта форма организации белорусского общества получила развитие уже в ХІ веке (Полоцк, Витебск, Туров), в средние века формировались местные органы власти Великого княжества Литовского, Магдебургское право в XIV — XVII веках имели около 60 городов на территории современной Беларуси.

В годы СССР вопросы самоуправления не были утрачены. Хозяйствующие субъекты наряду с производственной деятельностью обеспечивали решение региональных и социальных задач. И, что надо отметить, труженики предприятий активно участвовали в выработке и принятии соответствующих решений. За счет средств компаний строилось жилье для своих работников. Имелись ведомственные детские дошкольные учреждения, поликлиники и медицинские центры. Персонал компаний и организаций мог отдыхать в санаториях и домах отдыха, их дети — в оздоровительных учреждениях. Не оставалась без внимания ни одна социальная группа — ни молодежь, ни пенсионеры, ни люди с ограниченными возможностями.

Основным документом, регулирующим эти вопросы, был коллективный договор — договор администрации компании  с профсоюзной организацией этой компании как структурой, уполномоченной работниками выражать их интересы. Да, предприятия имели непрофильные активы, но это была работоспособная система!

С принятием Конституции Республики Беларусь 1994 года    в стране начался новый этап совершенствования конституционного устройства, частью которого стали местное управление  и самоуправление, внедрялись рыночные экономические подходы.

При незрелости гражданского общества возникла вполне естественная необходимость в укреплении вертикали исполнительной власти в стране. И эта форма оправдала себя на практике. Никаких системных ошибок не было допущено.

По прошествии 25 лет мы можем с уверенностью констатировать, что Беларусь состоялась как независимое и суверенное демократическое государство во многом благодаря четко выстроенной вертикали власти.

Принятый в 2010 году Закон «О местном управлении  и самоуправлении в Республике Беларусь» обеспечил создание определенных условий для эффективного функционирования системы местного самоуправления. Закон определяет местное самоуправление как форму организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории, для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Сегодня система органов местного самоуправления включает в себя местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления. Их компетенция определена законом о местном управлении и самоуправлении. Полагаю, что положения названного закона, в том числе его статья 3 «Основные принципы местного управления и самоуправления» актуальны и, вместе с тем, нуждаются в практическом наполнении, я бы сказал, конкретизации.

И если Советы депутатов  — это представительные государственные органы, создаваемые в установленном законодательством порядке на территории соответствующих административно-территориальных единиц, то основная цель территориального общественного самоуправления — развитие и реализация  на соответствующей части административно-территориальной единицы как инициатив граждан, так и локальных задач по вопросам местного значения. Эти органы не дублируют функции и не подменяют друг друга, а взаимно дополняют друг друга. Реально работающие органы территориального общественного самоуправления в Беларуси — будь то они единоличные (старосты, старейшины) либо коллегиальные (советы, комитеты), созданные на территории микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, агрогородков, поселков, деревень — востребованы людьми. Ведь именно территориальное общественное самоуправление способствует воспитанию гражданского самосознания, организации активного сотрудничества власти и народа, возрождению  и сохранению культурных ценностей, национальных обычаеви традиций, развитию творчества, а в целом — преодолению пассивности населения. С учетом этого государственные органы должны создавать необходимые условия для формирования и деятельности органов территориального общественного самоуправления. Существенную помощь здесь могут и должны оказать депутаты.

Следует отметить и роль Советов депутатов. Согласно статье 121 Конституции Республики Беларусь к исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:

утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

установление в соответствии с законом местных налогов  и сборов;

определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

назначение местных референдумов.

У депутатов и местных Советов депутатов достаточно широкая компетенция для решения вопросов местной жизни, и она реализуется на практике. Вместе с тем, есть необходимость усилить их роль при разрешении локальных задач на местах, чтобы предоставленные законодательством права и полномочия использовались в полной мере. Нужно эффективнее решать острые проблемы, а главное — работать над их упреждением, более ощутимо влиять на управление экономическим и социальным развитием подведомственных территорий, что значительно укрепит доверие людей к органам местного управления и самоуправления. Будут решаться пусть даже локальные задачи, будет и доверие.

В настоящее время имеются условия для эволюционной децентрализации и передачи определенных полномочий на места непосредственно органам местного самоуправления. Конечно, эти структуры надо укреплять и совершенствовать их деятельность в том числе с учетом передового международного опыта.

Это не голословное заявление. Как люди относятся к институту местного самоуправления? Социологический опрос, проведенный Национальной академией наук Беларуси, свидетельствует, что население видит необходимость совершенствования системы местного управления и самоуправления. Больше всего сторонников такой трансформации среди жителей Минска: ее поддержали 3/4 минчан-респондентов. Около 2/3 опрошенных в Брестской и Минской областях выступают за совершенствование работы органов местного самоуправления.

Уважаемые коллеги!

В качестве очередного практического шага считаем необходимым разработку проекта Концепции совершенствования системы местного самоуправления в Республике Беларусь, которая будет предусматривать проведение организационных мероприятий и принятие необходимых законодательных актов в развитие действующего законодательства в этой сфере. Статья 124 Конституции Республики Беларусь, поручения Президента страны, о чем я говорил, позволяют решать эти задачи.

Вам предложен план мероприятий — дорожная карта — по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы местного управления и самоуправления, в целях устойчивого развития территорий. Надеюсь, все присутствующие и белорусские, и зарубежные участники выскажут свое мнение об этом проекте документа и внесут свои предложения.

Спасибо за внимание!

Фото БелТА

x
Все новости
Территориальное представительство
Могилевская область

Могилевская область – самый восточный регион Беларуси - граничит с Российской Федерацией. Протяженность региона с севера на юг - 150 км, а с запада на восток более чем 300 км. Площадь области 29,1 тыс. кв. км.

Могилевский областной Совет депутатов

Брестская область

Брестская область является одной из шести областей Республики Беларусь. Расположена на юго-западе государства и занимает территорию площадью 32,7 тыс. квадратных километров. Численность населения – 1,388 млн. человек, в Бресте проживает около 300 тыс. человек.

Брестский областной Совет депутатов

Витебская область

Витебская область — один из живописных уголков Европы. По красоте, уникальности фауны и флоры, по богатству заповедных мест трудно найти ей равных. Вековые хвойные леса занимают 60% всей лесопокрытой территории. Наиболее высокой лесистостью отличаются Россонский, Полоцкий, Лепельский, Докшицкий, Городокский районы.

Витебский областной Совет депутатов

Гродненская область

Центр области - г. Гродно (население 309 тыс. человек). В составе области 17 районов, 194 сельских Советов, 12 городов, в том числе 6 областного подчинения, 21 поселок городского типа. Здесь проживает 11,7% населения страны.

Область образована 20 сентября 1944 года. Площадь ее составляет 25,1 тыс. км., население 1 млн. 184 тыс. человек.

Наибольшая протяженность с запада на восток – 213 км, с севера на юг – 247 км. Поверхность области преимущественно равнинная, в центральной ее части находится Неманская низина. Имеются маренные возвышенности – Гродненская, Волковысская, Слонимская, Новогрудская и Ошмянская.

Гродненский областной Совет депутатов

Гомельская область

Гомельская область расположена на юго-востоке Беларуси и граничит с Брянской областью России, а также с Киевской, Черниговской и Житомирской областями Украины.

Площадь территории – 40,4 тыс. кв. километров, что составляет пятую часть территории республики. В состав области входит 21 район и 4 района в г. Гомеле, 17 городов, 18 поселков городского типа, 2608 сельских населенных пунктов.

Гомельский областной Совет депутатов

Минск

Минск – город с почти тысячелетней историей, столица и самый крупный город Республики Беларусь, место официального пребывания межгосударственных органов Содружества Независимых Государств. Минск разбит на 9 городских районов. Город имеет свой устав, герб и гимн.

Минский городской Совет депутатов

Минская область

Минская область – центральная, самая большая по территории область Республики Беларусь, граничит со всеми областями республики. Площадь – 39,9 тыс. квадратных километров, наибольшая протяженность с севера на юг – 315 км, с востока на запад – 240 км. Занимаемая площадь (с Минском) составляет 19,4% площади Беларуси.

Минский областной Совет депутатов

Назначенные Президентом Республики Беларусь
Назначенные Президентом Республики Беларусь

Брест Витебск Гомель Гроднo Минск Могилев
Интернет-ресурсы