Главная / Пресс-центр / Главные события
27.02.2019

М.Мясникович: «Потенциал депутатов местных Советов надо умело использовать в интересах государства»

Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Михаил Мясникович 27 февраля 2019 г. принял участие в заседание Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики и Совета Академии управления при Президенте Республики Беларусь на тему «Формирование основных направлений устойчивого развития территорий в целях проведения эффективной региональной политики, направленной на повышение качества жизни населения».

Совершенствование региональной политики — это актуальная задача, которая предусмотрена положениями Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 — 2020 годы, а также Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года, отметил Михаил Мясникович.

Он напомнил, что выборы в местные Советы депутатов, которые состоялись в феврале 2018 года, продемонстрировали политическую стабильность в стране и высокую гражданскую позицию населения. Депутатами избраны наиболее инициативные и активные люди, способные и умеющие эффективно работать с учетом современных требований. Основной план действий для местных Советов депутатов — обеспечение выполнения параметров социально-экономического развития регионов; принятие сбалансированных бюджетов; создание новых рабочих мест и новых производств; активизация деятельности по раскрепощению деловой инициативы граждан и развитию малого и среднего бизнеса, вовлечению его в экспортную деятельность, содействие организации производства с высокой долей добавленной стоимости, а также привлечение инвестиций и импортозамещение. В Беларуси сформировано 1309 местных Советов депутатов. Депутатами всех уровней избраны 18 110 человек, в том числе 13 565 — депутаты первичного территориального уровня. В состав депутатского корпуса вошли достойные и неравнодушные люди, пользующиеся доверием населения, знающие ожидания своих избирателей. 

Работа органов местного самоуправления является прекрасной управленческой школой, которая должна растить кадры для органов власти всех уровней, заявил председатель Совета Республики. Нынешний состав депутатского корпуса в большинстве своем состоит из тех, кто проявил себя в трудовой деятельности, умеет вести разговор с людьми, дискутировать с различной аудиторией, убеждать, слушать и руководить. «Потенциал депутатов местных Советов надо умело использовать в интересах государства, это своеобразный резерв кадров. С ними надо организовать собеседования. Кому-то помочь в реализации планов, кого-то взять на заметку как перспективного человека для последующей работы на должностях более высокого уровня. Всем руководителям Советов депутатов предметно рассмотреть этот вопрос с учетом рекомендаций, которые были даны Советом Республики»,— заявил он.

Главной особенностью избирательной кампании 2018 года стало изменение электоральных настроений и предвыборных ожиданий граждан. Сегодня избиратели постепенно меняют требования к народным избранникам. У белорусов начал формироваться «новый запрос к профессиональному портрету депутатов. По их оценкам, это должны быть лидеры общественного мнения, готовые не только выражать, но и отстаивать права своих избирателей», — продолжил Михаил Мясникович. Общество видит в народных избранниках главным образом людей, способных выстроить результативный диалог с местной исполнительной властью, настойчиво доводить до нее позицию рядовых граждан. Работа представительных органов власти, организованная «по старинке», сегодня избирателей уже не удовлетворит. Депутаты призваны быть первыми, к кому могут обратиться люди со своими затруднениями. Председателям Советов депутатов поручено учесть данные тенденции при подготовке к предстоящим парламентским выборам.

Михаил Мясникович напомнил, что Президентом поставлена общая для всех задача — достичь ВВП 100 млрд долларов в эквиваленте к 2025 году и за счет этого повысить жизненный уровень населения. Главное для всех управленцев и депутатов — это создание новых предприятий, рост объемов производства. Декрет Президента № 7 надо наполнять быстрее, с момента его принятия прошло достаточно много времени, а предпринимательского бума нет, особенно в Витебской и Могилевской областях, констатировал он.

Фактически выполнение в 2016 — 2018 годах Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 — 2020 гг. по росту ВВП, ВРП в Витебской и Могилевской областях не достигло уровня 2015 года. 31 район нашей страны является территорией, отстающей по уровню социально-экономического развития, — более четверти районов страны. Михаил Мясникович предложил заслушать доклады председателей местных Советов этих районов.

Он указал на необходимость наполнить Декрет Президента № 7 конкретными мерами, в том числе за счет усиления спроса с должностных лиц и лояльности к товаропроизводителям. Привлекать инвесторов под гарантию Президента, как единственно реальную и к которой имеется доверие. Основную массу республиканских предприятий передать в коммунальную собственность и, если надо, реформировать. В регионах есть хоть какие-то инструменты поддержки. У министров их нет. «Дать людям землю под строительство жилья, дать кредиты молодым семьям с детьми. Дать также землю под строительство объектов сферы услуг и производства. Отменить административный жим по отношению к инвесторам»,— продолжил Михаил Мясникович.

Отдельно он остановился на вопросах эффективности работы ЕАЭС. «Евразийский экономический союз за три с половиной года работы не до конца раскрыл весь свой потенциал. Приходится констатировать, что в ЕАЭС вопросы согласованной промышленной политики проработаны слабо. А промышленность — главный драйвер развития.Практически не создаются совместные акционерные общества и другие компании, которые во всем мире являются основным звеном интеграционных проектов и инновационной глобальной экономики. Сегодня из 6,3 тыс. совместных компаний в Беларуси 2,5 тыс. субъектов хозяйствования с российским капиталом. Но это, как правило, небольшие организации и не существенно влияют на производственную сферу», — сказал он.

А с капиталом из других стран ЕАЭС крайне мало вообще. С Арменией — 58, Казахстаном — 45, Киргизией — только 3 предприятия. Не лучше положение дел и с дальним зарубежьем. С немецким капиталом — 306, польским — 339, литовским — 615. Задача для всех управленцев привлечение прямых иностранных инвестиций, особенно в малые населенные пункты, города-спутники. «Возможно, городам-спутникам и предприятиям с ПИИ дать особый статус, особый налоговый льготный режим, снять давление контрольных органов, ввести особый режим закупок и продаж. ПИИ и накопления стартового капитала это вещи взаимосвязанные», — подчеркнул Михаил Мясникович. Он также попросил дополнительно проработать вопрос заключения соглашений о сотрудничестве не только между областями Беларуси и регионами России, но и на уровне районов и городов, а также Советов депутатов.

Отдельным блоком в докладе выделены вопросы трудовых ресурсов, демографической ситуации. За два года (по предварительным данным) численность населения республики сократилась на 29,1 тыс. человек и на 1 января 2019 г. составила 9475,6 тыс. человек.Основное влияние на демографическую ситуацию продолжают оказывать снижение уровня рождаемости и низкий миграционный прирост, который не может восполнить естественные потери населения. По предварительным данным в 2018 г. в республике родилось 94,4 тыс. детей, что на 23,4 тыс. детей (на 20 процентов) меньше, чемв 2016 году. Уровень рождаемости снизился с 12,4 до 10 на 1000 человек населения. И является самым низким в ЕАЭС. Нельзя Советам депутатов самоустраняться от текущих вопросов, отметил Председатель Совета Республики.

Он также проинформировал, что на 1 января этого года в 83 организациях республики имелась задолженность по заработной плате (в Витебской области — 70 организаций; в Гомельской — 2; в Гродненской — 1; в г. Минске — 6; в Минской — 3; в Могилевской — 1). За 2018 года выявлено 2618 фактов нарушения нанимателями сроков выплаты заработной платы. «А где в этот момент находились депутаты, которые представляют интересы своих избирателей, профсоюзы? Местные Советы пока к работе подключились слабо. А ведь избиратели, когда отдавали свой голос за того или иного кандидата в депутаты, верили, что депутатами будет сделано все возможное для улучшения жизни населения»,— подчеркнул он.

Особое внимание Михаил Мясникович уделил вопросам союзного строительства. «Актуальным и постоянно обсуждаемым является вопрос Союзного договора. Вы должны владеть этой темой, разъяснять людям. Рекомендую каждому лично почитать сам Договор 1999 года», — сказал он.

На что необходимо обратить внимание?

1. Договор 1999 года является актуальным и сегодня, и его положения должны оставаться незыблемыми и не подлежащими ревизии и корректировке. Иначе рухнет все инструкция.

2. Союзнические отношения необходимо развивать на основе закрепленного в ст. 6 Договора принципа сохранения каждым из государств-участников суверенитета, независимости и территориальной целостности, Конституции и других атрибутов государственности. Охрана внешней границы Союзного государства должна осуществляться в порядке, установленном его участниками на момент подписания Договора, т.е. самостоятельно.

3. Решения о продвижении по пути союзного строительства следует принимать в соответствии с принципами и порядком, закрепленными в ст. 2, т.е. согласовано. Односторонние решения недопустимы.

4. Направления развития интеграции сторонами следует вырабатывать в соответствии со статьями 17 и 18. Там все перечислено. Если не учитывать эти подходы, то взаимодействие осложнится. Сегодня и так у нас на общем рынке самые серьезные конкуренты — это российские товары. Почему? Качество и цены близки между собой, а экономические условия у российских производителей более комфортные, особенно по энергоносителям и другим сырьевым товарам.

5. Этапность интеграции. Тема изучена и опробована в мире, и не следует ее ломать.

а) Преференции. Они сегодня не гармонизированы.

б) Зона свободной торговли. Можно сказать, что тарифных и нетарифных ограничений нет, хотя есть различные косвенные барьеры.

в) Таможенный союз. Создан.

г) Общий рынок. Изъятия и ограничения, избирательные преференции имеют место.

д) Экономический союз. К нему, где и общая валюта, еще надо идти, устраняя проблемы предыдущих этапов.

«Кстати в Договоре указано, что общая валюта — это не российский рубль. И банк – эмитент должен быть общим, а не российским», — напомнил Михаил Мясникович.

В заключении он добавил, сто перспективным направлением работы является деятельность ассоциаций местных самоуправлений.Законом о местном управлении и самоуправлении предусмотрена возможность создания таких ассоциаций местных Советов депутатов. В настоящее время созданы Гродненская областная и Могилевская областная ассоциации местных Советов депутатов. Но их работа не получила должного развития в других областях.

Сегодня созданы уникальные предпосылки для активизации отношений Беларуси и Совета Европы, а также вовлечения белорусской стороны в общеевропейские политические процессы. Эксперты Конгресса местных и региональных властей Совета Европы предоставляют нам информацию и знакомят с лучшими примерами развития местного самоуправления в странах — членах Совета Европы. «Надеюсь, проведение в апреле 2019 года Международной научно-практической конференции на тему «Местное самоуправление. Современные этапы развития» с участием представителей Конгресса местных и региональных властей Совета Европы поможет нам активизировать эту работу», — сказал он.

«Сегодня как никогда жизненно необходимо активное участие депутатского корпуса в реализации принятых программных документов региона, осуществлении контроля за их реализацией, формировании валового регионального продукта, внесении предложений по решению актуальных вопросов социально-экономического развития, в том числе с учетом мнения населения. Все полномочия для этого вам предоставлены законом, — подчеркнул Председатель Совета Республики. — Все то, от чего зависит решение вопросов социально-экономического развития, благополучие и настроение людей, должно стать ключевым направлением деятельности представительных государственных органов. Депутатам необходимо самим инициировать предложения по решению местных проблем, активнее работать в трудовых коллективах и с населением».

БТ >>>
СТВ >>>

x
Все новости
Территориальное представительство
Могилевская область

Могилевская область – самый восточный регион Беларуси - граничит с Российской Федерацией. Протяженность региона с севера на юг - 150 км, а с запада на восток более чем 300 км. Площадь области 29,1 тыс. кв. км.

Могилевский областной Совет депутатов

Брестская область

Брестская область является одной из шести областей Республики Беларусь. Расположена на юго-западе государства и занимает территорию площадью 32,7 тыс. квадратных километров. Численность населения – 1,388 млн. человек, в Бресте проживает около 300 тыс. человек.

Брестский областной Совет депутатов

Витебская область

Витебская область — один из живописных уголков Европы. По красоте, уникальности фауны и флоры, по богатству заповедных мест трудно найти ей равных. Вековые хвойные леса занимают 60% всей лесопокрытой территории. Наиболее высокой лесистостью отличаются Россонский, Полоцкий, Лепельский, Докшицкий, Городокский районы.

Витебский областной Совет депутатов

Гродненская область

Центр области - г. Гродно (население 309 тыс. человек). В составе области 17 районов, 194 сельских Советов, 12 городов, в том числе 6 областного подчинения, 21 поселок городского типа. Здесь проживает 11,7% населения страны.

Область образована 20 сентября 1944 года. Площадь ее составляет 25,1 тыс. км., население 1 млн. 184 тыс. человек.

Наибольшая протяженность с запада на восток – 213 км, с севера на юг – 247 км. Поверхность области преимущественно равнинная, в центральной ее части находится Неманская низина. Имеются маренные возвышенности – Гродненская, Волковысская, Слонимская, Новогрудская и Ошмянская.

Гродненский областной Совет депутатов

Гомельская область

Гомельская область расположена на юго-востоке Беларуси и граничит с Брянской областью России, а также с Киевской, Черниговской и Житомирской областями Украины.

Площадь территории – 40,4 тыс. кв. километров, что составляет пятую часть территории республики. В состав области входит 21 район и 4 района в г. Гомеле, 17 городов, 18 поселков городского типа, 2608 сельских населенных пунктов.

Гомельский областной Совет депутатов

Минск

Минск – город с почти тысячелетней историей, столица и самый крупный город Республики Беларусь, место официального пребывания межгосударственных органов Содружества Независимых Государств. Минск разбит на 9 городских районов. Город имеет свой устав, герб и гимн.

Минский городской Совет депутатов

Минская область

Минская область – центральная, самая большая по территории область Республики Беларусь, граничит со всеми областями республики. Площадь – 39,9 тыс. квадратных километров, наибольшая протяженность с севера на юг – 315 км, с востока на запад – 240 км. Занимаемая площадь (с Минском) составляет 19,4% площади Беларуси.

Минский областной Совет депутатов

Назначенные Президентом Республики Беларусь
Назначенные Президентом Республики Беларусь

Брест Витебск Гомель Гроднo Минск Могилев
Интернет-ресурсы