Главная / Пресс-центр / Главные события
29.06.2015

Состоялся круглый стол на тему «О практике применения Закона Республики Беларусь «О третейских судах»

29 июня 2015 года на базе Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь состоялся круглый стол на тему «О практике применения Закона Республики Беларусь «О третейских судах», организованный Постоянной комиссией Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по законодательству и государственному строительству совместно с Постоянной комиссией Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по законодательству, Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь и общественным объединением «Белорусский республиканский союз юристов». В мероприятии приняли участие члены Совета Республики, депутаты Палаты представителей, представители Верховного Суда Республики Беларусь, Экономического Суда Содружества Независимых Государств, Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, Министерства юстиции Республики Беларусь, общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов», бизнес-сообщества, председатели третейских судов и работники секретариатов палат Парламента.

Открывая заседание, председатель Постоянной комиссии Совета Республики по законодательству и государственному строительству Мороз Л.Ф. отметила, что тема круглого стола весьма актуальна. «Новый для нашей страны институт разрешения споров пустил свои корни в экономической жизни страны. Однако, несмотря на все свои преимущества, третейский суд пока не пользуется популярностью среди юристов-практиков, не говоря уже о предпринимателях и обычных гражданах, хотя мировой опыт показывает, что методы третейского разбирательства давно завоевали популярность. С тем, чтобы узнать, что тормозит развитие третейского разбирательства в нашей стране, мы решили провести мониторинг положений Закона Республики Беларусь «О третейских судах» и организовать обсуждение его положений в таком широком кругу», — сказала Л.Ф.Мороз.

В своем выступлении председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Михалькова Л.С. подчеркнула, что тема обсуждения выбрана не случайно. Закон прошел проверку временем, но стал ли он востребован, популярен, разгрузил ли он государственные суды и какие есть проблемы в правоприменительной практике — вот те вопросы, которые необходимо обсудить на круглом столе.

Теоретико-прикладным основам законодательства о третейском разбирательстве посвятил свое выступление директор Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь Ипатов В.Д. Он также отметил, что Советом Республики предложено включить в проект плана подготовки законопроектов на 2016 год корректировку Закона Республики Беларусь «О третейских судах».

Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь Демидович В.Н. осветил проблемные вопросы при применении Закона Республики Беларусь «О третейских судах», выявленные в ходе анализа судебной практики. Одна из целей принятия данного Закона — разгрузка государственных судов — не достигнута. Граждане не осведомлены в должной мере о компетенции третейских судов и порядком разрешения ими споров. Руководители же государственных предприятий побаиваются заключать третейские соглашения.

С докладом на тему «Состояние, особенности правового регулирования и перспективы третейского разбирательства в Республике Беларусь» выступил Председатель Международного арбитражного (третейского) Суда «Палата арбитров при Союзе юристов», председатель общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов», заведующий кафедрой финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности юридического факультета Белорусского государственного университета доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь Каменков В.С. Он подчеркнул, что государство заинтересовано в развитии третейского разбирательства. В США, например, только 5 % споров рассматривается государственными судами, а остальные — проходят процедуру альтернативного урегулирования. В Российской Федерации третейскими судами разрешается около 2 % от общего количества дел (их примерно 16 — 17 млн.). Закон «О третейских судах» нуждается в совершенствовании в части возможности применения аналогии закона и аналогии права, использования медиации в третейском разбирательстве и др.

О практических сложностях применения Закона Республики Беларусь «О третейских судах», об анализе пробелов и противоречий рассказала Председатель центра по координации деятельности третейских судов при общественном объединении «Белорусский республиканский союз юристов», председатель Третейского суда «Центр урегулирования споров» общества с ограниченной ответственностью «Умная техника» Качицкая Е.С. Она обратила внимание присутствующих на то, что проблемы в правоприменительной практике связаны как с незнанием Закона и его неправильным применением, так и с отдельными недостатками в законодательном регулировании.

На обзоре и анализе некоторых отмененных решений третейских судов, а также проблемах взаимодействия третейских и государственных судов остановился председатель третейского суда общественного объединения «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» Бородуля В.А.

Председатель третейского суда филиала общества с дополнительной ответственностью «Первая юридическая компания», директор общества с дополнительной ответственностью «Первая юридическая компания» Тарас Г.Р. обратил внимание присутствующих на вопросы привлечения субъектов хозяйствования к заключению третейского соглашения и некоторые проблемы, связанные с принудительным исполнением решения третейского суда. Г.Р.Тарас считает, что для развития третейского разбирательства нужно повышать правовую культуру населения и предлагает законодательно закрепить обязанность субъектов хозяйствования по ряду споров пройти третейскую процедуру. Он также обратил внимание участников круглого стола на высокий размер государственной пошлины за выдачу исполнительного документа на принудительное исполнение решения третейского суда и длительные сроки этой процедуры.

Пробелам в Законе Республики Беларусь «О третейских судах», связанным с порядком формирования состава судей в постоянно действующем третейском суде, посвятила свое выступление председатель постоянно действующего Третейского суда при Ассоциации белорусских банков, член Президиума Международного арбитражного (третейского) Суда «Палата арбитров при Союзе юристов» доцент кафедры гражданского права и процесса частного учреждения образования «БИП — Институт правоведения», заслуженный юрист Республики Беларусь Китаева Т.Б.

В ходе мероприятия состоялся заинтересованный обмен мнениями. С учетом состоявшегося обсуждения будут подготовлены соответствующие предложения по совершенствованию норм Закона Республики Беларусь «О третейских судах».

Список членов Совета Республики: Мороз Лилия Францевна
Все новости
Территориальное представительство
Гомельская область

Гомельская область расположена на юго-востоке Беларуси и граничит с Брянской областью России, а также с Киевской, Черниговской и Житомирской областями Украины.

Площадь территории – 40,4 тыс. кв. километров, что составляет пятую часть территории республики. В состав области входит 21 район и 4 района в г. Гомеле, 17 городов, 18 поселков городского типа, 2608 сельских населенных пунктов.

Гомельский областной Совет депутатов

Могилевская область

Могилевская область – самый восточный регион Беларуси - граничит с Российской Федерацией. Протяженность региона с севера на юг - 150 км, а с запада на восток более чем 300 км. Площадь области 29,1 тыс. кв. км.

Могилевский областной Совет депутатов

Гродненская область

Центр области - г. Гродно (население 309 тыс. человек). В составе области 17 районов, 194 сельских Советов, 12 городов, в том числе 6 областного подчинения, 21 поселок городского типа. Здесь проживает 11,7% населения страны.

Область образована 20 сентября 1944 года. Площадь ее составляет 25,1 тыс. км., население 1 млн. 184 тыс. человек.

Наибольшая протяженность с запада на восток – 213 км, с севера на юг – 247 км. Поверхность области преимущественно равнинная, в центральной ее части находится Неманская низина. Имеются маренные возвышенности – Гродненская, Волковысская, Слонимская, Новогрудская и Ошмянская.

Гродненский областной Совет депутатов

Минская область

Минская область – центральная, самая большая по территории область Республики Беларусь, граничит со всеми областями республики. Площадь – 39,9 тыс. квадратных километров, наибольшая протяженность с севера на юг – 315 км, с востока на запад – 240 км. Занимаемая площадь (с Минском) составляет 19,4% площади Беларуси.

Минский областной Совет депутатов

Витебская область

Витебская область — один из живописных уголков Европы. По красоте, уникальности фауны и флоры, по богатству заповедных мест трудно найти ей равных. Вековые хвойные леса занимают 60% всей лесопокрытой территории. Наиболее высокой лесистостью отличаются Россонский, Полоцкий, Лепельский, Докшицкий, Городокский районы.

Витебский областной Совет депутатов

Минск

Минск – город с почти тысячелетней историей, столица и самый крупный город Республики Беларусь, место официального пребывания межгосударственных органов Содружества Независимых Государств. Минск разбит на 9 городских районов. Город имеет свой устав, герб и гимн.

Минский городской Совет депутатов

Назначенные Президентом Республики Беларусь
Брестская область

Брестская область является одной из шести областей Республики Беларусь. Расположена на юго-западе государства и занимает территорию площадью 32,7 тыс. квадратных километров. Численность населения – 1,388 млн. человек, в Бресте проживает около 300 тыс. человек.

Брестский областной Совет депутатов

Брест Витебск Гомель Гроднo Минск Могилев
Интернет-ресурсы