07.09.2017

Тяга к знаниям

Республиканский педсовет, прошедший на прошлой на прошлой неделе в Минске, расставил все точки над «і» в сфере образования. Грядут изменения. Новые учебники, дополненные школьные программы, ставка на профессиональную ориентацию – это лишь начало большой работы по совершенствованию системы. О некоторых ее направлениях мы говорим с председателем Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по образованию, науке, культуре и социальному развитию Ириной СТАРОВОЙТОВОЙ.

Информацию нужно фильтровать

— Изменения коснулись части системы образования, но ее основы остаются стабильными и неизменными. Совершенствование системы образования – непрерывный процесс. Залог его качества -- системное видение проблем, понимание стратегии дальнейшего развития образования и своевременные меры по решению возникающих вопросов. Давно назрела проблема качественного содержания образования как целостного процесса. Например, стало ясно, что часть учебных пособий неэффективна. Некоторые из них были перенасыщены ненужной информацией. Издание к началу нового учебного года 39 учебников и учебных пособий, в том числе 30 новых, -- это своеобразная экзаменационная сессия для их разработчиков. О ее результатах мы узнаем позже. Работа в этом направлении будет продолжаться. Ведь задача не только исправить ошибки, но и создать максимальные условия для развития личности, обладающей функциональной и элементарной грамотностью, необходимыми моральными и нравственными качествами, патриота и гражданина своей страны.

Еще момент. Современная школа — это педагогические информационный технологии, развитая информационная инфраструктура,  учебная информационная среда, техническое оснащение. Информатизация системы образования способствует её открытости и прозрачности. Мы привыкли к электронным школам и дневникам учащихся, к возможности посещать сайт любого учебного учреждения в любой момент. Но обратная сторона медали — неконтролируемый выход в интернет наших учеников. Современные дети легко ориентируются в виртуальном пространстве, самостоятельно находят информацию. И к сожалению, не всегда конструктивную. Они не всегда могут ее проанализировать, выделить главное, сформировать свою точку зрения на основе достоверных фактов. Мы должны научить ребенка «фильтровать» знания, полученные в интернете. Необходимо формировать информационную культуру учащихся и педагогов, организовывать учебную деятельность в информационном пространстве.

Педагог должен стать тонким психологом

— Образование — это не только обучение. Это еще и воспитание, и развитие ребенка. И только объединив эти три составляющие, мы добьемся успехов. Когда студент педагогического Вуза или молодой учитель спрашивает, какая часть урока самая важная, я отвечу: воспитательная. Думаю, со мной согласятся и профессионалы, и родители учеников. Педагоги и родители должны работать в одной связке. Каждый ребенок — это личность, которую по шаблону не воспитаешь. Педагог должен стать тонким психологом, понимать, что с его учеником происходит в семье.

Окунуться в профессию с головой

-- Профильное образование сориентировано на возможности, способности, интересы каждого ребенка. Но здесь возникает очень серьезный вопрос профессионального ориентирования учеников. В педагогической среде постоянно обсуждают: когда его нужно начинать, когда ребенок сможет осознанно выбрать профессию. К единому мнению так и не пришли. Потому что здесь нет абсолютной даты, возраста или образовательного уровня.

Особую значимость приобретает трудовое воспитание, которое не только процесс получения общеобразовательной подготовки или освоение предмета «Технология». Это внеклассная и внешкольная работа, знакомство с профессиями не столько из книг и рассказов, а из собственного опыта. Прежде чем понять суть профессии, нужно в нее окунуться. Ребенок должен понять, каким он должен быть, чтобы стать профессионалам. Нам предстоит еще серьезная работа в системе образования, чтобы профориентация ученика перестала быть формальной.

Качество оценит независимая система

-- На Республиканском педагогическом совете речь шла об изменении подходов в оценке качества обучения учащегося. Она должна быть независимой. Но как определить качество? Что такое качественное образование? Это, пожалуй, и глубина, динамичность и востребованность полученных знаний это касается любого уровня.

Вопрос повышенной нагрузки выпускников учреждений общего среднего образования может решить создание системы независимой оценки качества образования. Такой совершенно новый подход к оцениванию эффективности обучения требует серьезной проработки и должен вводится постепенно и адаптировано.

Участие нашей страны в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), а по сути в тестировании, оценивающим грамотность 15-летних школьников и умение применять знания на практике, позволит нам проанализировать возможности национальной системы общего среднего образования по сравнению с иными странами. Речь идет о функциональной грамотности – о знаниях, умениях и навыках, которые обеспечивают социализацию личности, способность решать жизненные задачи.

Необходимо повысить престиж национальной системы высшего образования на международном рынке. Существующая, в большинстве случаев слабая, взаимосвязь учреждений высшего образования с субъектами хозяйствования, местными бизнес-сообществами значительно сужает возможности массовой коммерциализации созданной научно-технической продукции. В результате в регионах ограничивается возможность реализации инновационных проектов, предусматривающих создание новых производств, либо выпуск в значительных масштабах инновационной продукции.

Елена МИСНИК

Все интервью
Территориальное представительство
Могилевская область

Могилевская область – самый восточный регион Беларуси - граничит с Российской Федерацией. Протяженность региона с севера на юг - 150 км, а с запада на восток более чем 300 км. Площадь области 29,1 тыс. кв. км.

Могилевский областной Совет депутатов

Брестская область

Брестская область является одной из шести областей Республики Беларусь. Расположена на юго-западе государства и занимает территорию площадью 32,7 тыс. квадратных километров. Численность населения – 1,388 млн. человек, в Бресте проживает около 300 тыс. человек.

Брестский областной Совет депутатов

Витебская область

Витебская область — один из живописных уголков Европы. По красоте, уникальности фауны и флоры, по богатству заповедных мест трудно найти ей равных. Вековые хвойные леса занимают 60% всей лесопокрытой территории. Наиболее высокой лесистостью отличаются Россонский, Полоцкий, Лепельский, Докшицкий, Городокский районы.

Витебский областной Совет депутатов

Гродненская область

Центр области - г. Гродно (население 309 тыс. человек). В составе области 17 районов, 194 сельских Советов, 12 городов, в том числе 6 областного подчинения, 21 поселок городского типа. Здесь проживает 11,7% населения страны.

Область образована 20 сентября 1944 года. Площадь ее составляет 25,1 тыс. км., население 1 млн. 184 тыс. человек.

Наибольшая протяженность с запада на восток – 213 км, с севера на юг – 247 км. Поверхность области преимущественно равнинная, в центральной ее части находится Неманская низина. Имеются маренные возвышенности – Гродненская, Волковысская, Слонимская, Новогрудская и Ошмянская.

Гродненский областной Совет депутатов

Гомельская область

Гомельская область расположена на юго-востоке Беларуси и граничит с Брянской областью России, а также с Киевской, Черниговской и Житомирской областями Украины.

Площадь территории – 40,4 тыс. кв. километров, что составляет пятую часть территории республики. В состав области входит 21 район и 4 района в г. Гомеле, 17 городов, 18 поселков городского типа, 2608 сельских населенных пунктов.

Гомельский областной Совет депутатов

Минск

Минск – город с почти тысячелетней историей, столица и самый крупный город Республики Беларусь, место официального пребывания межгосударственных органов Содружества Независимых Государств. Минск разбит на 9 городских районов. Город имеет свой устав, герб и гимн.

Минский городской Совет депутатов

Минская область

Минская область – центральная, самая большая по территории область Республики Беларусь, граничит со всеми областями республики. Площадь – 39,9 тыс. квадратных километров, наибольшая протяженность с севера на юг – 315 км, с востока на запад – 240 км. Занимаемая площадь (с Минском) составляет 19,4% площади Беларуси.

Минский областной Совет депутатов

Назначенные Президентом Республики Беларусь
Назначенные Президентом Республики Беларусь

Брест Витебск Гомель Гроднo Минск Могилев
Интернет-ресурсы