21.05.2019

Работа на результат

Мясникович: совершенствование системы местного самоуправления позволит эффективнее решать насущные проблемы граждан



В Беларуси планируют усилить роль местного самоуправления. По поручению Президента соответствующие предложения должны подготовить парламентарии совместно с учеными и экспертами. Главная задача — оценить, какие меры необходимы для более эффективного решения проблем на местах. Стоит ли ожидать перехода к новой модели местного самоуправления и опыт каких стран будет учитываться при ее трансформации, в интервью «СБ» рассказал председатель Совета Республики Михаил Мясникович.

— Михаил Владимирович, почему в последнее время все чаще обсуждают вопрос о большей самостоятельности органов местного самоуправления? Какова их реальная роль в решении проблем людей на местах?


— За годы существования суверенной Беларуси вертикаль власти окрепла, и сегодня можно говорить о поэтапной децентрализации, передаче определенных полномочий на места. Глава государства поручил Совету Республики как палате территориального представительства совместно с заинтересованными органами детально изучить этот вопрос. Подготовить возможные изменения и дополнения в закон о местном управлении и самоуправлении. Положения действующего закона, в том числе его статья 3 «Основные принципы местного управления и самоуправления», актуальны и вместе с тем нуждаются в дополнительном практическом наполнении. В какой-то степени конкретизации. Объясню почему.

Сегодня система органов местного самоуправления включает в себя местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления. У местных Советов депутатов, на мой взгляд, достаточно широкая компетенция для решения вопросов местной жизни, и она реализуется на практике. В этой части произошло немало положительных изменений: укрепились кадровый потенциал и материально-техническая база, улучшилось качество работы с людьми, выстроилась обратная связь. 

Например, если сегодня одиноким старикам в деревне нужно привезти дрова, покосить траву возле дома или почистить колодец, куда им обратиться? В сельсовет. Туда же они идут, чтобы убрать яму на дороге, заменить перегоревшую лампу на фонарном столбе, снять вопросы с автолавкой и так далее. 

Однако не везде председатель сельсовета может решать насущные проблемы. Поэтому необходимо создать такие условия, чтобы предоставленные ему законодательством права и полномочия использовались в полной мере. Кроме того, важно и добросовестное, небезразличное отношение к делу с его стороны, чтобы председатель был инициативным, заинтересованным действительно разобраться, довести дело до конца, а не сделать что-то для галочки. 

Если сложить все эти составляющие, будет и доверие людей, сможем эффективнее решать их повседневные проблемы. Это самая главная задача, которую ставит перед нами Президент. 

— Социологический опрос, проведенный Национальной академией наук Беларуси, показал, что население видит необходимость совершенствования системы местного управления и самоуправления. Больше всего сторонников такой трансформации среди жителей Минска: ее поддержали 3/4 минчан-респондентов. Около 2/3 опрошенных в Брестской и Минской областях выступают за совершенствование работы органов местного самоуправления. 

— Хорошо, что люди дают оценку работе органов местного самоуправления. Выступают с предложениями и инициативами, как ее улучшить. Это свидетельствует о том, что система работает. Дает результаты. Быть может, не всегда те, которые нам бы хотелось, но отзывы людей во многом помогают нам определять слабые места, устранять недостатки. 

Однако люди и сами во многих случаях могут многое сделать для решения важных для них вопросов, а не ждать соответствующих действий власти. В этом ключе нам крайне важно развивать территориальное общественное самоуправление. Ведь это хороший инструмент воспитания гражданского самосознания. Организации активного сотрудничества власти и народа. Возрождения и сохранения культурных ценностей, национальных обычаев и традиций, развития творчества. А в целом — преодоления пассивности населения. Реально работающие органы территориального общественного самоуправления — будь то единоличные (старосты, старейшины) либо коллегиальные (советы, комитеты), созданные на территории микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, агрогородков, поселков, деревень, — востребованы людьми. Государственные органы должны создавать условия для их деятельности, делегировать им некоторые функции. Существенную помощь здесь могут и должны оказать депутаты и соответствующие местные исполкомы.

Ведь сегодня многие вопросы, например, по благоустройству не требуют больших трат, участия органов власти. Их могут решить сами люди. Главное — поддерживать такие инициативы.

— Здесь может быть полезен и зарубежный опыт. Он изучался?

— Улучшать качество работы органов местного управления и местного самоуправления будем с учетом передового международного опыта. Хороший инструмент для этого — Совет по взаимодействию с органами местного самоуправления при Совете Республики. Здесь аккумулируются все предложения и инициативы. Советом уже подготовлена «дорожная карта» по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы местного управления и самоуправления. Это комплекс конкретных мероприятий, важным элементом которых является международное сотрудничество. 

Совет наладил хорошие контакты с Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы. Недавно прошел визит его председателя Андерса Кнапе в Минск, состоялась встреча с Главой государства. Такие связи — очень полезный опыт, который позволит нам позаимствовать лучшее у наших европейских партнеров и в то же время поделиться чем-то своим.

Однако важно понимать, что структура органов местной власти в Беларуси отличается от зарубежных стран. В ряде государств действует принцип максимальной децентрализации. Органы местного самоуправления практически автономны от центральной власти, как, например, в Великобритании, США, Австралии. Их полномочия подкреплены самостоятельной финансовой базой. Если рассматривать, например, как решаются эти задачи в Великобритании, то законодательство этой страны определяет компетенцию органов местного самоуправления каждого уровня административно-территориального деления. Советы графств занимаются вопросами транспортного развития, дорожного движения, охраны порядка, образования, социального обслуживания и пожарной безопасности. Советы округов — здравоохранением, местным планированием, жилищным строительством. Советы приходов решают те вопросы, которые не входят в компетенцию вышестоящих органов. Во Франции и некоторых странах Ближнего Востока тип устройства схож с белорусским. Базируется на сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления. Эта модель зародилась во Франции. Речь идет о иерархической структуре, где сверху происходит передача различных директив и на государственные органы работают представители на местах. Так, во Франции назначаются префекты, субпрефекты, главная задача которых — проводить на территории региона политику правительства, прежде всего в вопросах экономического и социального развития.

В Беларуси выстроена четкая вертикаль исполнительной власти. При этом задача власти — оптимальное распределение ресурсов для получения максимального экономического эффекта и удовлетворения социальных потребностей людей. Эта модель полностью себя оправдала. Сейчас мы должны взвешенно оценить перспективы возможных преобразований на базе собственного опыта с учетом международной практики. 

В ближайшее время в Совете Республики совместно с заинтересованными органами начнется разработка Концепции совершенствования системы местного самоуправления, которая будет предусматривать принятие необходимых законодательных актов в развитие действующего законодательства в этой сфере. Будем рады конструктивным предложениям.
Все интервью
Территориальное представительство
Могилевская область

Могилевская область – самый восточный регион Беларуси - граничит с Российской Федерацией. Протяженность региона с севера на юг - 150 км, а с запада на восток более чем 300 км. Площадь области 29,1 тыс. кв. км.

Могилевский областной Совет депутатов

Брестская область

Брестская область является одной из шести областей Республики Беларусь. Расположена на юго-западе государства и занимает территорию площадью 32,7 тыс. квадратных километров. Численность населения – 1,388 млн. человек, в Бресте проживает около 300 тыс. человек.

Брестский областной Совет депутатов

Витебская область

Витебская область — один из живописных уголков Европы. По красоте, уникальности фауны и флоры, по богатству заповедных мест трудно найти ей равных. Вековые хвойные леса занимают 60% всей лесопокрытой территории. Наиболее высокой лесистостью отличаются Россонский, Полоцкий, Лепельский, Докшицкий, Городокский районы.

Витебский областной Совет депутатов

Гродненская область

Центр области - г. Гродно (население 309 тыс. человек). В составе области 17 районов, 194 сельских Советов, 12 городов, в том числе 6 областного подчинения, 21 поселок городского типа. Здесь проживает 11,7% населения страны.

Область образована 20 сентября 1944 года. Площадь ее составляет 25,1 тыс. км., население 1 млн. 184 тыс. человек.

Наибольшая протяженность с запада на восток – 213 км, с севера на юг – 247 км. Поверхность области преимущественно равнинная, в центральной ее части находится Неманская низина. Имеются маренные возвышенности – Гродненская, Волковысская, Слонимская, Новогрудская и Ошмянская.

Гродненский областной Совет депутатов

Гомельская область

Гомельская область расположена на юго-востоке Беларуси и граничит с Брянской областью России, а также с Киевской, Черниговской и Житомирской областями Украины.

Площадь территории – 40,4 тыс. кв. километров, что составляет пятую часть территории республики. В состав области входит 21 район и 4 района в г. Гомеле, 17 городов, 18 поселков городского типа, 2608 сельских населенных пунктов.

Гомельский областной Совет депутатов

Минск

Минск – город с почти тысячелетней историей, столица и самый крупный город Республики Беларусь, место официального пребывания межгосударственных органов Содружества Независимых Государств. Минск разбит на 9 городских районов. Город имеет свой устав, герб и гимн.

Минский городской Совет депутатов

Минская область

Минская область – центральная, самая большая по территории область Республики Беларусь, граничит со всеми областями республики. Площадь – 39,9 тыс. квадратных километров, наибольшая протяженность с севера на юг – 315 км, с востока на запад – 240 км. Занимаемая площадь (с Минском) составляет 19,4% площади Беларуси.

Минский областной Совет депутатов

Назначенные Президентом Республики Беларусь
Назначенные Президентом Республики Беларусь

Брест Витебск Гомель Гроднo Минск Могилев
Интернет-ресурсы