19.02.2020

Парламентарии готовы к разработке нормативных правовых актов нового поколения

Цифровое будущее
Развитие современных цифровых технологий серьезно видоизменит правовую систему государства в ближайшем будущем. В этом убежден председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по законодательству и государственному строительству, член ученого совета Национального центра законодательства и правовых исследований, научно-технического совета Национального центра правовой информации кандидат юридических наук Сергей Сивец.





— Сергей Михайлович, в декабре 2019 года началась парламентская деятельность депутатов Палаты представителей и членов Совета Респуб­лики Национального собрания седьмого созыва. Каковы первые впечатления от работы в новом статусе?

— Начало работы седьмого созыва пришлось на период окончания осенней сессии, и на последнем ее заседании и депутаты Палаты представителей, и члены Совета Республики рассматривали в основном вопросы организационно-структурного характера. Вместе с тем именно в этот межсессионный период в фокусе внимания членов верхней палаты белорусского Парламента в первую очередь оказалась работа с населением: организация и проведение личных приемов граждан, встречи с трудовыми коллективами, рассмотрение письменных и электронных обращений. Словом, все то, что наполняет конституционное положение о человеке как высшей ценности и цели общества и государства реальным содержанием.

Наряду с законопроектной деятельностью работа с населением является одной из доминирующих форм парламентской деятельности и одновременно показателем эффективности представительной демократии в стране и развитости ее правовой системы.

Результаты уже первых приемов граждан позволили выявить ряд проблемных вопросов правоприменения в области земельных, жилищных, гражданских отношений, в том числе требующих корректировки действующего законодательства. Особенно порадовала высокая гражданская сознательность и активность многих наших граждан, которые, жертвуя личным временем, на встречах с сенаторами акцентировали их внимание на имеющихся в законодательстве и правоприменительной практике проблемах, носящих не только частноправовой, но и публично-правовой характер.

— Гражданская активность, направленная в созидательное русло, не может не радовать. А что можете сказать о личном восприятии этого еще короткого, но уже достаточно насыщенного нового этапа вашей профессиональной деятельности в статусе члена Совета Республики?

— Накопленный опыт законопроектной деятельности в качестве руководителя Института правовых исследований Национального центра законодательства и правовых исследований позволил мне прийти в Парламент с четким осознанием того, что наша страна сформировала единую систему законодательства, комплексно и эффективно регулирующую политическую, экономическую, социальную и духовную сферы жизни общества. Сегодня в Беларуси принято и действует более 8 тысяч законодательных актов. 

Это серьезный нормативный ресурс, позволяющий обеспечивать надлежащее правовое сопровождение социально-экономического развития государства, а также реализацию и защиту прав и свобод граждан. Однако динамика социальных трансформаций общественных отношений нарастает. Это вызвано процессами глобализации, цифровизации, развития нового технологического этапа. Отсюда и необходимость разработки и принятия нормативных правовых актов нового поколения. Такая работа в настоящее время уже ведется в рамках подготовки проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Респуб­лики Беларусь», в том числе в части имплементации положений Декрета Президента № 8 «О развитии цифровой экономики». 

Полагаю, что развитие современных цифровых технологий (а они развиваются очень быстро) серьезно видоизменит правовую систему государства в ближайшем будущем и парламентарии уже нынешнего созыва будут активно вовлечены в этот процесс. 

— Это требует наличия не только профессионального и жизненного опыта, широкого образовательного кругозора, но и соответствующих аналитических и научно-исследовательских способностей. Как можете оценить в связи с этим профессиональный уровень подготовки новых парламентариев?

— Если проанализировать персональный состав парламентариев нового созыва, то нетрудно убедиться, что в активе каждого из них есть своя история успеха, как профессионального, так и личного. Убежден, что никто не получил эту историю в подарок. Каждая из них — результат ежедневного кропотливого труда, постоянного повышения своей квалификации и компетенции. Многие парламентарии нынешнего созыва имеют ученые степени и звания. То есть в стране сформирован профессиональный Парламент, способный отвечать современным вызовам.

Мы не должны также забывать, что вместе с трансформацией общества меняются и поколения людей, формирующих его. И очень важно, чтобы в законотворческий процесс как можно больше были вовлечены представители молодежи. Те, кто и будет в самое ближайшее время формировать и развивать общественное и государственное устройство нашей страны. Эта задача определена председателем Совета Республики Натальей Ивановной Кочановой как одна из самых важных и приоритетных. В настоящее время завершается работа по формированию Молодежного парламента при Национальном собрании. 

Аккумуляция инициатив и предложений молодежи с опытом и профессионализмом действующих депутатов и сенаторов, получившая свою правовую формализацию в действующем законодательстве, станет серьезным драйвером общественного развития. И в конечном итоге будет способствовать генерации из молодежной среды новых лидеров и управленцев.

— Не могу не спросить и о вашем отношении к необходимости изменения Основного Закона страны. Президент неоднократно отмечал, что в обществе созрел запрос на изменение Конституции…

— Абсолютно согласен. Более того, думаю, не ошибусь, если скажу, что этот запрос возник не сегодня и не вчера. Он формировался параллельно с развитием независимой Беларуси. Но сегодня Беларусь является состоявшимся суверенным государством со своей территорией, населением, государственным аппаратом, Вооруженными Силами, правовой, правоохранительной, судебной и пенитенциарной системами, обладает международной правосубъектностью.

Соответственно, названные выше институты должны принимать все более активное участие в дальнейшем развитии и укреплении страны и, конечно же, нести солидарную ответственность за полученные результаты. И это должно быть отражено в Конституции через соответствующие полномочия и компетенцию всех ветвей власти, являться своего рода дорожной картой общественного развития на десятилетия вперед.

На момент принятия Конституции вряд ли разработчики могли предположить, что стремительное развитие новых цифровых технологий повлечет за собой появление соответствующих цифровых объектов, которым потребуются принципиально иные правовые формы охраны, в том числе и на конституционном уровне. Ведь те же права третьего поколения — цифровые права — не являются по своей природе автономными. Они напрямую затрагивают такие фундаментальные конституционные права и свободы человека, как право на жизнь, на труд, право собственности, избирательные права и многие другие. Соответственно, и вызывают необходимость конституционно-правовой регламентации. Конституция — это не застывший во времени артефакт правовой и общественной мысли, а такой же живой организм, как и ее автор — общество.
Все интервью
Территориальное представительство
Гомельская область

Гомельская область расположена на юго-востоке Беларуси и граничит с Брянской областью России, а также с Киевской, Черниговской и Житомирской областями Украины.

Площадь территории – 40,4 тыс. кв. километров, что составляет пятую часть территории республики. В состав области входит 21 район и 4 района в г. Гомеле, 17 городов, 18 поселков городского типа, 2608 сельских населенных пунктов.

Гомельский областной Совет депутатов

Могилевская область

Могилевская область – самый восточный регион Беларуси - граничит с Российской Федерацией. Протяженность региона с севера на юг - 150 км, а с запада на восток более чем 300 км. Площадь области 29,1 тыс. кв. км.

Могилевский областной Совет депутатов

Гродненская область

Центр области - г. Гродно (население 309 тыс. человек). В составе области 17 районов, 194 сельских Советов, 12 городов, в том числе 6 областного подчинения, 21 поселок городского типа. Здесь проживает 11,7% населения страны.

Область образована 20 сентября 1944 года. Площадь ее составляет 25,1 тыс. км., население 1 млн. 184 тыс. человек.

Наибольшая протяженность с запада на восток – 213 км, с севера на юг – 247 км. Поверхность области преимущественно равнинная, в центральной ее части находится Неманская низина. Имеются маренные возвышенности – Гродненская, Волковысская, Слонимская, Новогрудская и Ошмянская.

Гродненский областной Совет депутатов

Минская область

Минская область – центральная, самая большая по территории область Республики Беларусь, граничит со всеми областями республики. Площадь – 39,9 тыс. квадратных километров, наибольшая протяженность с севера на юг – 315 км, с востока на запад – 240 км. Занимаемая площадь (с Минском) составляет 19,4% площади Беларуси.

Минский областной Совет депутатов

Витебская область

Витебская область — один из живописных уголков Европы. По красоте, уникальности фауны и флоры, по богатству заповедных мест трудно найти ей равных. Вековые хвойные леса занимают 60% всей лесопокрытой территории. Наиболее высокой лесистостью отличаются Россонский, Полоцкий, Лепельский, Докшицкий, Городокский районы.

Витебский областной Совет депутатов

Минск

Минск – город с почти тысячелетней историей, столица и самый крупный город Республики Беларусь, место официального пребывания межгосударственных органов Содружества Независимых Государств. Минск разбит на 9 городских районов. Город имеет свой устав, герб и гимн.

Минский городской Совет депутатов

Назначенные Президентом Республики Беларусь
Брестская область

Брестская область является одной из шести областей Республики Беларусь. Расположена на юго-западе государства и занимает территорию площадью 32,7 тыс. квадратных километров. Численность населения – 1,388 млн. человек, в Бресте проживает около 300 тыс. человек.

Брестский областной Совет депутатов

Брест Витебск Гомель Гроднo Минск Могилев
Интернет-ресурсы