16.11.2017

Надо уметь считать

Настоящий хозяин, опытный руководитель, грамотный хозяйственник, профессионал в своем деле – такие характеристики не раз и не два доводилось слышать о заслуженном работнике сельского хозяйства Республики Беларусь, генеральном директоре ОАО «Птицефабрика «Дружба» Барановичского района Василии Маркевиче.

В его трудовой книжке за 37 лет работы в записях менялись только должности, а место работы оставалось неизменным. Поразительная профессиональная верность одному предприятию! Последние 15 лет Василий Петрович этим предприятием успешно руководит. К тому же в настоящее время он представляет наш регион в Национальном собрании Республики Беларусь шестого созыва – является членом Постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам. 

О том, почему для развития экономики страны важна деятельность Совета Республики белорусского парламента, каковы перспективы развития птицеводства в Беларуси, задачах «на завтра» наша беседа с человеком дела и парламентарием Василием Маркевичем.

- Василий Петрович, несколько лет назад вы как-то сказали в интервью «Заре»: «Надо учиться считать деньги, считать на всех этапах производственной цепочки, снижать затраты, применяя современное оборудование и технологии, общаться с наукой. И, конечно, быть гибким, расчетливым и в то же время открытым на самом важном этапе товарного производства – при реализации произведенной продукции покупателю». Научились считать? Или в этом высказывании вы сегодня что-то поменяли бы?

- И четверть века тому, и 10 лет назад, и сейчас надо уметь считать. Прибыль, затраты, себестоимость, потери... Просить финансовую поддержку сельскохозяйственной отрасли и, получив, разбазаривать ее либо элементарно неэффективно использовать – такого аграрии, труженики перерабатывающей отрасли позволить себе не могут. Правильно говорил наш Президент Александр Григорьевич Лукашенко: на своей земле мы должны быть настоящими хозяевами. А хозяин, как известно, только упорным трудом добивается результата. И итог, например, в отраслях по производству и переработке продовольствия в нашей стране обнадеживает. Беларусь экспортирует продукты питания более чем в 60 стран мира, в том числе в 18 – поставляется мясная продукция. 

К слову, в этом году планируется экспортировать молочной продукции на общую сумму 2 миллиарда долларов, мясной – более чем на 800 миллионов долларов. Например, птицефабрика «Дружба» отправляет свой вкусный и качественный товар не только в Россию, но и в Украину, Казахстан, Армению, Таджикистан. В июле этого года сертифицировали предприятие на соответствие стандарту Халяль. Это позволило осуществить первые отгрузки в Киргизию, Узбекистан и дало возможность вести переговоры о перспективе поставок на рынки Ирака и в Африку. А еще мы работаем с Китаем. У нас недавно были специалисты из Поднебесной, изучали наше производство. Остались очень довольны. Подчеркивали, что у нас есть замечательный бренд «Сделано в Беларуси» - в нем наша гарантия качества. Надеемся на успешное сотрудничество с китайскими партнерами, тем более что китайский вектор в экспорте рассматривается в Беларуси как один из перспективных на ближайшее время. Об этом, кстати, много говорилось и на прошедшем недавно в Минске II Экспортном форуме «Беларусь мясная». Китайские коллеги отметили, что наш бренд нужно развивать. Для этого следует обеспечить идентификацию мясной продукции и увеличить сроки ее хранения.

- Какова перспектива развития птицеводства?

- Отрасль птицеводства в Беларуси, да и в мире, весьма перспективна. Потребление мяса на душу населения растет, причем на человека приходится больше мяса птицы, чем свинины или говядины. Соответственно, ежегодный темп роста производства увеличивается. Кстати, по прогнозам авторитетных международных продовольственных организаций, говядины и свинины в последующие годы будет производиться меньше, а мяса птицы – больше. Мы это наблюдаем и в Беларуси, где разработана стратегия развития АПК на 2016 – 2020 годы. 

В государственной программе «Развитие аграрного бизнеса в Республике Беларусь в 2016 – 2020 годах» имеется 11 подпрограмм, в том числе «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства». Ожидаемый результат по объемам производства (выращивание) мяса птицы к 2020 году – 615 тысяч тонн. В прошлом году в Беларуси птицеводы вышли на цифру 611 тысяч тонн, а к концу 2017-го она станет еще больше. Когда принималась эта программа, признаюсь, были сомнения в реальности достижения таких показателей, но устойчивое развитие отрасли показало – намеченное нам по плечу.

Считаю, что птицеводство в нашей стране развито хорошо – есть традиции, есть специалисты. Следует укрепить связи с наукой, чтобы она предлагала современные решения для развития отрасли, помогала быстрее внедрять в производство новинки. На рынке производителям мяса птицы тесно, очень тесно, но для нас это должно стать не препятствием, а стимулом для развития. 

К тому же есть определенные подвижки в развитии птицеводства в государствах – членах Евразийского экономического союза. В частности, рассматриваются вопросы технического регулирования в сфере безопасности мяса птицы, в том числе свободного обращения продукции птицеводства на рынке союза; развитие экспорта посредством продвижения продукции на рынки третьих стран и сертификации птицеводческих продуктов, а также разработка нормативных актов, что позволит упростить поставки продукции между странами  – членами ЕАЭС.

- Решение каких вопросов законодательной властью может повлиять на перспективы развития мясной отрасли?

- Стимулировать развитие мясной отрасли, в том числе и птицеводство, как мне кажется, способно совершенствование инвестиционного климата в нашей стране. Безусловно, для этого многое делается. Например, 40 правовых актов регулируют в Беларуси инвестиционную сферу. Есть рабочая группа по выработке системных мер по усовершенствованию инвестиционного климата в Республике Беларусь. Здесь важно сотрудничество обеих палат белорусского парламента и Правительства. Но пока эффективных, по-настоящему смелых новаций в инвестиционном законодательстве нет, не хватает и комлексных решений. Совет Республики не раз представлял Правительству конкретные предложения по совершенствованию инвестиционного законодательства, речь об этом шла и на встречах с членами Правительства в парламенте страны. Но пока что вопрос о дружественной правовой системе в инвестиционной сфере остается открытым.

Есть ряд предложений по совершенствованию инвестиционного климата. Их необходимо реализовывать, в том числе внося изменения и дополнения в Банковский кодекс, Закон Республики Беларусь «Об инвестициях» и другие. А принятый два года тому Закон Республики Беларусь «О государственно-приватном партнерстве», в котором заложена правовая основа для расширения взаимоотношений государства и бизнеса, предприятий разных форм собственности между собой, нужно, безусловно, выполнять.

- Как содействует Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь расширению экспортных возможностей белорусских производителей?

-  Совет Республики ведет активную работу по укреплению и развитию межпарламентского сотрудничества в рамках Парламентского собрания Союза Беларуси и России, Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества, Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств и Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности. Мы налаживаем контакты с коллегами из разных стран, перенимая опыт совершенствования законотворческой деятельности в разных сферах.                    

Вопросы развития экспорта также в  поле зрения парламентариев. Ведь важно не только создание условия для производства, но и укрепление законодательных основ для развития экспортной деятельности. Как хозяйственник я понимаю необходимость получения прибыли в том числе посредством наращивания экспорта. А как участвующий в законотворческом процессе член Совета Республики вижу необходимость координации законодательства разных стран по этому вопросу. Из-за нестыковок каких-то нормативных положений, особенно в законодательстве стран – участниц союзов и объединений, потом хозяйственные и производственные вопросы решать проблематично. Межпарламентские контакты, безусловно, содействуют расширению взаимовыгодного политического, торгово-экономического, культурного и научного сотрудничества Республики Беларусь с зарубежными государствами. Их потенциал не исчерпан.

Светлана ТОБОЛИЧ
Все интервью
Территориальное представительство
Могилевская область

Могилевская область – самый восточный регион Беларуси - граничит с Российской Федерацией. Протяженность региона с севера на юг - 150 км, а с запада на восток более чем 300 км. Площадь области 29,1 тыс. кв. км.

Могилевский областной Совет депутатов

Брестская область

Брестская область является одной из шести областей Республики Беларусь. Расположена на юго-западе государства и занимает территорию площадью 32,7 тыс. квадратных километров. Численность населения – 1,388 млн. человек, в Бресте проживает около 300 тыс. человек.

Брестский областной Совет депутатов

Витебская область

Витебская область — один из живописных уголков Европы. По красоте, уникальности фауны и флоры, по богатству заповедных мест трудно найти ей равных. Вековые хвойные леса занимают 60% всей лесопокрытой территории. Наиболее высокой лесистостью отличаются Россонский, Полоцкий, Лепельский, Докшицкий, Городокский районы.

Витебский областной Совет депутатов

Гродненская область

Центр области - г. Гродно (население 309 тыс. человек). В составе области 17 районов, 194 сельских Советов, 12 городов, в том числе 6 областного подчинения, 21 поселок городского типа. Здесь проживает 11,7% населения страны.

Область образована 20 сентября 1944 года. Площадь ее составляет 25,1 тыс. км., население 1 млн. 184 тыс. человек.

Наибольшая протяженность с запада на восток – 213 км, с севера на юг – 247 км. Поверхность области преимущественно равнинная, в центральной ее части находится Неманская низина. Имеются маренные возвышенности – Гродненская, Волковысская, Слонимская, Новогрудская и Ошмянская.

Гродненский областной Совет депутатов

Гомельская область

Гомельская область расположена на юго-востоке Беларуси и граничит с Брянской областью России, а также с Киевской, Черниговской и Житомирской областями Украины.

Площадь территории – 40,4 тыс. кв. километров, что составляет пятую часть территории республики. В состав области входит 21 район и 4 района в г. Гомеле, 17 городов, 18 поселков городского типа, 2608 сельских населенных пунктов.

Гомельский областной Совет депутатов

Минск

Минск – город с почти тысячелетней историей, столица и самый крупный город Республики Беларусь, место официального пребывания межгосударственных органов Содружества Независимых Государств. Минск разбит на 9 городских районов. Город имеет свой устав, герб и гимн.

Минский городской Совет депутатов

Минская область

Минская область – центральная, самая большая по территории область Республики Беларусь, граничит со всеми областями республики. Площадь – 39,9 тыс. квадратных километров, наибольшая протяженность с севера на юг – 315 км, с востока на запад – 240 км. Занимаемая площадь (с Минском) составляет 19,4% площади Беларуси.

Минский областной Совет депутатов

Назначенные Президентом Республики Беларусь
Назначенные Президентом Республики Беларусь

Брест Витебск Гомель Гроднo Минск Могилев
Интернет-ресурсы