31.10.2019

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА: Наступит ли эра экономики знаний?

Модель образования «один диплом на всю жизнь» устарела окончательно. Современным стандартом становится Lifelong learning — постоянная актуализация знаний, регулярное наращивание компетенций. Классическая учебная программа вуза «научит учиться», поможет сформировать системное мышление. Инженерное или креативное — зависит не только от вуза, но и от студента.

Пока нашу повседневность проектируют люди с инженерным мышлением — именно они создают технологическое окружение. Но когда автоматизация приобретает глобальные масштабы, вырастает ценность креативного мышления. Наступит ли эра креативной экономики — экономики знаний?

Значение новаций в высшем образовании обсуждаем с первым заместителем министра образования Ириной Старовойтовой. Она курирует в Республике Беларусь высшую школу и научную деятельность.

НАВЫК & SKILL

— Ирина Анатольевна, с учетом того, что схема «один диплом на всю жизнь» перестает быть эффективной, каким вам видится развитие последипломного образования и институтов переподготовки кадров?

— В современном мире верен принцип «образование через всю жизнь». Огромный поток информации, повсеместная цифровизация обеспечивают постоянные изменения. Срок устаревания знаний сократился до трех лет! Постоянное совершенствование, а значит, создание условий, среды, мотивирующей и позволяющей получать новые знания через разные формы обучения, — важная составляющая. У нас более 400 организаций, которые осуществляют повышение квалификации в различных формах обучения. В настоящее время в Республике Беларусь в системе дополнительного образования взрослых повышение квалификации руководящих работников и специалистов организовано по всем 15 профилям образования, переподготовка кадров — по 383 специальностям.

45 СТАНДАРТОВ

— Как адаптируется к автоматизации система высшего образования?

— Появление новых технологий должно иметь соответствующее отражение в системе подготовки кадров. Поэтому для нас актуально взаимодействие заказчиков кадров с высшими учебными заведениями. В рамках развития Стратегии национальной системы квалификации при Совете Министров Республики Беларусь создан Национальный совет по развитию системы квалификаций, который определит приоритеты и будет координировать работу по формированию секторальных советов квалификаций, разработке профессиональных стандартов, формированию системы независимой оценки и сертификации квалификаций.

 

  • Профессиональные стандарты — это тот компонент, который позволит содержательно объединить идеи, мысли о том, каким должен быть будущий специалист для предприятия. Профессиональные стандарты необходимы нанимателю при найме работников и регламентации их трудовой деятельности, разработке должностных инструкций, организации дальнейшего профессионального развития работников.

 

Специалисты и абитуриенты могут пользоваться профстандартами при выборе квалификаций, определении путей и способов их достижения, планировании направлений обучения и профессиональной подготовки, определении перспектив трудоустройства и карьерного роста.

На основе профессиональных будут развиваться образовательные стандарты — при установлении квалификаций, по которым необходимо готовить кадры, с определением в том числе новых специальностей. Это стратегическое направление, которое мы реализуем совместно с министерством труда и социальной защиты, другими ведомствами.

Планируем до 2022 года разработать 45 профессиональных стандартов.

— Как изменится модель образования в ближайшие пять лет?

— В проекте Кодекса об образовании типовая учебно-программная документация будет заменена на примерную. Это даст вузам возможность быстрее реагировать на изменения рынка труда. Типовые программы требуют длительного согласования, а примерная учебно-программная документация создается и утверждается в учреждении образования.

Также среди планируемых изменений — применение системы зачетных единиц, переход на модульную систему формирования программ.

В этом году мы перешли на научно-ориентированную магистерскую подготовку: заменены практически все образовательные стандарты второго уровня высшего образования, исключено какое-либо дублирование. Созданы новые программы, все учебные дисциплины имеют инновационный характер, укрупнены специальности магистратуры, диверсифицированы сроки обучения, использован компетентностный подход к описанию результатов обучения, оптимизирована аудиторская нагрузка, введена внешняя экспертиза содержания учебно-программной документации, которая охватывает все уровни профессионального образования.

Сегодня магистратура ориентирована на подготовку специалиста, который готов работать в научной сфере, реализовывать себя и продолжать научно-исследовательскую работу.

Мы видим перспективность в развитии дистанционной формы обучения. В настоящее время такая форма обучения есть, она активно используется при подготовке технических специалистов, в БГУИиРе, в системе повышения квалификации. Согласно мировой статистике при дистанционном обучении на первой ступени высшего образования до «финала» — получения диплома — доходят не более 20% слушателей. Эта форма требует высокой степени самоконтроля и самодисциплины.

В части организации учебного процесса будет сделан акцент на использование набора новых инструментов: смешанные технологии (индивидуальное, дистанционное, инверсивное и другое обучение), облачные технологии, технологии, трансформирующие рабочее пространство педагога и обучаемого, технологии гибридной реальности и персонализации образовательного процесса.

 

  • Совершенствование системы высшего образования мы связываем с усилением роли университетов в инновационном и экономическом развитии государства. В новую сферу деятельности университетов входят разработка и трансфер технологий, коммерциализация результатов научной деятельности, вывод научно-технической продукции на рынок.

 

КТО ЗАКАЗЫВАЕТ КАДРЫ?

— Многие слышали от своих первых работодателей: забудьте, чему вас учили в университете, и запоминайте, как все устроено на предприятии. Сегодня заказчики кадров — предприятия — приглашают специалистов, уже обладающих определенным набором компетенций, и не готовы тратить время на переобучение. Сами студенты готовы изучать только то, что в первую очередь будет необходимо для работы. Насколько активно предприятия ведут себя при «заказе» кадров?

 

  • — Да, конкурентоспособность предприятий определяется в том числе их кадровым потенциалом. При определении стратегии развития предприятия вопросы привлечения и подготовки кадров, в том числе во взаимодействии с учреждениями образования, являются одними из важнейших.

 

Механизм взаимодействия учреждений образования с нанимателями при подготовке специалистов закреплен законодательно: организации-заказчики определяют объем заказа на подготовку кадров, участвуют в создании и реализации образовательных программ. Учреждения образования в свою очередь обеспечивают подготовку специалистов с требуемым объемом и набором компетенций. Также в настоящее время действует автоматизированная система прогнозирования потребности в кадрах. Но если предприятие не входит в систему, мы не можем знать, какие кадры ему необходимы сейчас и в каких оно будет заинтересовано в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Система образования открыта. Механизмов взаимодействия достаточно: создание отраслевых лабораторий, в том числе на базе предприятий, создание учебных центров крупных компаний на базе вузов и так далее. Однако мы видим недостаточный интерес предприятий в научных работниках.

Еще один важный вопрос: появление новых технологий в учебных заведениях. Без постоянного обновления материально-технической базы, без наличия новых технологий в обучении сложно представить подготовку современных специалистов. Мы понимаем, что не так много организаций, которые могут позволить себе передать в учебный центр дорогостоящее оборудование. Поэтому нами создаются центры коллективного пользования. Разработано положение о сетевом взаимодействии, на уровне ПТУ работают 47 ресурсных центров.

Обеспечение взаимодействия сферы образования и бизнеса является основополагающим фактором дальнейшего совершенствования системы высшего образования. Назрела острая необходимость перехода на качественно иной уровень взаимодействия: вместо формального участия в подготовке образовательных стандартов и проведении итоговой аттестации обучающихся бизнес-сообщества (наниматели) должны стать инициатором формирования секторальных советов нанимателей, формулирующих и определяющих требования к профподготовке в соответствии с реальными потребностями различных секторов экономики.

Мы надеемся на то, что субъекты хозяйствования будут активнее включаться в соответствующую работу, так как это одно из важнейших условий эффективной подготовки кадров и в целом развития государства.

— На какие данные опирается министерство образования при формировании планов приема в вузы?

— Система прогнозирования кадровых потребностей экономики постоянно совершенствуется. Министерство экономики ежегодно разрабатывает демографический прогноз на пятилетний период по республике, областям и городу Минску, а министерство труда и социальной защиты — прогноз баланса трудовых ресурсов. На основе этих данных министерство труда и социальной защиты формирует потребность экономики в кадрах на пятилетний период по профессионально-квалификационным группам и предоставляет министерству образования, другим учредителям учреждений образования эту информацию для использования при формировании контрольных цифр приема в учреждениях высшего, среднего специального, профессионально-технического образования.

 

  • Сводный заказ на подготовку кадров (по специалистам — на десять лет, по рабочим кадрам — на пять лет) формируют и ежегодно уточняют органы государственного управления в соответствии с кадровой потребностью своих подчиненных организаций по конкретным специальностям.

 

Организации одновременно с подачей в органы государственного управления сведений о кадровых потребностях заключают договоры или подают заявки на подготовку специалистов и рабочих в соответствующие учреждения образования. Частные организации (например, резиденты ПВТ) также могут принимать участие в прогнозировании, заключать договоры, подавать заявки на подготовку специалистов.

Контрольные цифры приема формируются на основе этих договоров и заявок с учетом предоставленной министерством труда и социальной защиты информации, результатов приема и распределения прошлого года.


 ИРИНА СТАРОВОЙТОВА, первый заместитель министра образования, член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь

— Промышленным предприятиям необходима постоянная модернизация. если термин «модернизация» применим в основном к оборудованию, какое обновление знаний будет в новой реальности?

— Применительно к высшей школе термин «модернизация» допустим, но я бы предпочла «совершенствование.


ВЫСШАЯ ШКОЛА БУДУЩЕГО

Идеальный формат для высшей школы еще предстоит найти. Для этого нужно анализировать международный опыт, видеть перспективы развития экономики и понимать, что является приоритетом. Университеты не должны угадывать, какие компетенции персонала могут понадобиться предприятиям, когда и в каком объеме. Реальный сектор постепенно осознает себя заказчиком кадров, и это один из важнейших компонентов успеха в поиске оптимального формата высшей школы.

Как скоро промышленные предприятия будут приглашать на работу креаторов? Пока для искусственного интеллекта креативность остается недоступной, для экономики знаний будут нужны не просто интеллектуалы, а люди с творческим мышлением. Те, кто генерирует идеи, меняющие реальность. Уже сегодня ценность идеи выше цены продукта. В будущем разница между ними будет только расти.

Ольга Спехова,
Портал Нефтехимия
Все интервью
Территориальное представительство
Могилевская область

Могилевская область – самый восточный регион Беларуси - граничит с Российской Федерацией. Протяженность региона с севера на юг - 150 км, а с запада на восток более чем 300 км. Площадь области 29,1 тыс. кв. км.

Могилевский областной Совет депутатов

Брестская область

Брестская область является одной из шести областей Республики Беларусь. Расположена на юго-западе государства и занимает территорию площадью 32,7 тыс. квадратных километров. Численность населения – 1,388 млн. человек, в Бресте проживает около 300 тыс. человек.

Брестский областной Совет депутатов

Витебская область

Витебская область — один из живописных уголков Европы. По красоте, уникальности фауны и флоры, по богатству заповедных мест трудно найти ей равных. Вековые хвойные леса занимают 60% всей лесопокрытой территории. Наиболее высокой лесистостью отличаются Россонский, Полоцкий, Лепельский, Докшицкий, Городокский районы.

Витебский областной Совет депутатов

Гродненская область

Центр области - г. Гродно (население 309 тыс. человек). В составе области 17 районов, 194 сельских Советов, 12 городов, в том числе 6 областного подчинения, 21 поселок городского типа. Здесь проживает 11,7% населения страны.

Область образована 20 сентября 1944 года. Площадь ее составляет 25,1 тыс. км., население 1 млн. 184 тыс. человек.

Наибольшая протяженность с запада на восток – 213 км, с севера на юг – 247 км. Поверхность области преимущественно равнинная, в центральной ее части находится Неманская низина. Имеются маренные возвышенности – Гродненская, Волковысская, Слонимская, Новогрудская и Ошмянская.

Гродненский областной Совет депутатов

Гомельская область

Гомельская область расположена на юго-востоке Беларуси и граничит с Брянской областью России, а также с Киевской, Черниговской и Житомирской областями Украины.

Площадь территории – 40,4 тыс. кв. километров, что составляет пятую часть территории республики. В состав области входит 21 район и 4 района в г. Гомеле, 17 городов, 18 поселков городского типа, 2608 сельских населенных пунктов.

Гомельский областной Совет депутатов

Минск

Минск – город с почти тысячелетней историей, столица и самый крупный город Республики Беларусь, место официального пребывания межгосударственных органов Содружества Независимых Государств. Минск разбит на 9 городских районов. Город имеет свой устав, герб и гимн.

Минский городской Совет депутатов

Минская область

Минская область – центральная, самая большая по территории область Республики Беларусь, граничит со всеми областями республики. Площадь – 39,9 тыс. квадратных километров, наибольшая протяженность с севера на юг – 315 км, с востока на запад – 240 км. Занимаемая площадь (с Минском) составляет 19,4% площади Беларуси.

Минский областной Совет депутатов

Назначенные Президентом Республики Беларусь
Назначенные Президентом Республики Беларусь

Брест Витебск Гомель Гроднo Минск Могилев
Интернет-ресурсы